ВЛ / Статьи
Война на Украине как компьютерная игра
25-04-2015, 13:52...
2 506
Война в представлении рядового обывателя – событие всегда страшное и большое. Страшное, потому что вооружённые люди и техника несут смерть. Большое, потому что для войны всегда мобилизуются большие ресурсы. Утрированно, чем больше, тем лучше. Полководцы готовились к походам, собирали войска, обозы, и длинные вереницы войск шли для того, чтобы предъявить «последний довод королей». Так было почти во всех изученных войнах прошлого, включая самую масштабную войну в истории человечества – Вторую мировую. Однако современные войны, или как их называют локальные военные конфликты, выбиваются из этой схемы.
Война на Украине выглядит как-то парадоксально, нелепо и даже игриво. На раннем этапе войны были представлены люди, которые выглядели чрезмерно ярко для своих должностей. При этом интенсивность боевых действий, которые должен решать не яркий лидер, а серый профессионал, увеличивается по мере углубления конфликта. С одной стороны, это вроде бы логично и понятно, так как процесс показан в прямом эфире. С другой стороны, откровенно не ясно, от чего одна из участников конфликта не может решить вопрос форсировано, реализовав абсолютно все преимущество на одном из участков фронта. От чего украинская армия летом прошлого года, имея преимущество в личном составе на отдельных участках фронта в 10 раз, а в бронетехнике – до 100 раз, так и не смогла достичь назначенных целей?
Если рассматривать ситуацию в рамках привычной военной стратегии, то может создаться впечатление, что армией Украины руководят люди, у которых, мягко говоря, не всё в порядке с головой. Одно только высказывание министра обороны Украины Валерия Гелентея, что, дескать, Россия обстреливает донецкий аэропорт ядерными снарядами, вызывает ряд сомнений в адекватности командования ВСУ. Однако, если предположить, что Гелентей сказал не своё мнение, а озвучил чужие слова, то определённая логика в этом будет. Да и «стратегия» украинских войск может быть вполне объяснима. Подобные высказывания и поступки характерны для стратегических компьютерных игр, популярность которых постоянно растёт.
Война на Украине выглядит так, будто это – не самое страшное, что может случиться со страной, а наоборот. Она выглядит как опасное, но ужасно интересное событие, растянувшееся уже на полтора года. Тебя могут убить, но ты из простого электрика можешь стать командиром целой республики. Или из рядового афериста стать командиром националистического батальона. «Зрителя» этого страшного действия как бы заставляли пристально смотреть за событиями, «болеть за своих», ощущать себя «диванным стратегом», которому известно, как лучше наступать и что нужно делать. Для неподготовленных людей такой элемент информационного воздействия в новинку, но если посмотреть внимательнее, то все элементы пропаганды уже давно разработаны и освоены в мире компьютерных игр.
Отметим, что схожий информационный подход отмечался как на украинской стороне, так и на стороне защитников Новороссии. Пока на Донбассе складывались батальоны из шахтёров, казаков и добровольцев, на Украине спешно формировались отряды нацистов. Тысячи людей, определяя по новостям из телевизора нацистов как своих, лепили на себя значки с символикой нацистской Германии или её союзников. В ответ на вереницы добровольцев из России Украина провела четыре волны принудительной мобилизации. Несмотря на всё это, осознание того, что война – это не развлечение, обычно приходит к солдатам только на передовой или уже в плену, когда человек остаётся наедине со своими мыслями, без информационной подпитки телевизора и Интернета.
Так получилось, что примерно до конца 2000-х годов компьютерные игры были в широком смысле слова деидеологизированы. Пропагандисты старой школы их просто не замечали, полагая, что вкладывать деньги практичнее будет в старые средства пропаганды: кино, телевиденье, прессу. Игры считались чем-то несерьёзным, занятием для подростков и великовозрастных детей. В итоге, к моменту начала использования игровых технологий, в мире компьютерных игр уже сформировалась своя специфическая структура погружения в игру, под которую специалистам из иных сфер пришлось подстраиваться.
Первое, оно же главное правило хорошей игры – это интерфейс. Кнопочки на экране и игрока должны быть на своём месте и приветливо мерцать. Брифинги миссий, которые обычно рассказывает симпатичная девушка, наполнены интерактивной картой боевых действий, на которых анимированные стрелочки показывают направления ударов. Также присутствуют в игре «полевые командиры», которые представлены в виде военного в головном уборе (в реальной жизни, этим «персонажем» стал Дмитрий «потерь нет» Тымчук). Так получилось, что возможность услышать голос в компьютерной игре не всегда присутствует, так что текст, который скажет персонаж, всегда прописывается прямо на экране. Видимо, авторы, переносящие методики игр на экраны телевизоров, просто не учли, что для ТВ это не является обязательным, и перенесли текст на экран телевизора механически.
Второй момент, на который можно обратить внимание, это поэтапность развития военных действий на Украине. Если рассматривать стратегию в компьютерной игре, то логика этого процесса там объясняется существующими рамками игры. Игрок начинает с самого простого, осваивает азы игры и постепенно ему добавляют сложность, как в умении у противника, так и в количестве «юнитов» и развития «базы». Более того, перед выходом хорошей компьютерной игры всегда выходит демонстрационная версия. Это урезанная версия игры, в которой представлены одна или две миссии. Однако данный минимализм даёт понять: как выглядит механика игры, какие «юниты» используются, как вообще будет происходить игровой процесс. Демонстрационные версии стратегий обычно богаты на количество солдатиков, которых можно задействовать, и в целом выглядят даже более привлекательно, чем сама игра.
Демонстрационной версией войны на Украине стала короткая крымская операция «вежливых людей». Фактически были представлены все последующие «силы», которые будут участвовать в основном конфликте. С одной стороны были: ополченцы, казаки, разгневанные граждане и «вежливые люди». С другой стороны были показаны ВСУ и отряды «Правого сектора». Было продемонстрировано оружие, которым будут пользоваться в ходе основной войны, была показана тактика будущей компании – это занятие и последующее удержание различных административных объектов. Кто контролирует городскую администрацию, тот контролирует сам город. По времени крымская компания на фоне войны в Новороссии прошла очень быстро, менее чем за месяц, что тоже является характерной чертой демонстрационной версии. И уже после Крыма началось противостояние на Донбассе.
Как мы помним, конфликт на Донбассе начался в формате «украинская армия против отрядов самообороны». Действительно, на ранних этапах со стороны Новороссии выступали отряды взрослых мужчин вооружённых палками и щитами, которые сопротивлялись попыткам киевской власти легитимизировать государственный переворот. Можно вспомнить многочисленную видеохронику, на которой видны безоружные люди, пытающиеся остановить бронетехнику руками. В компьютерной стратегии такие миссии обычно даются, чтобы игрок смог разобраться, как вообще работает игра. В миссиях же предлагаются характерные задания «соберите отряд из 30 солдатиков и отправьте в тот край карты».
Следующий этап — это формирование отрядов ополченцев вооружённых стрелковым оружием. Как мы помним, это событие случилось не сразу. Первое стрелковое оружие попало в руки ополченцев из оружейных комнат СБУ и участков милиции. После получения оружия ополченцы начали занимать населённые пункты Донбасса, в том числе ставший притчей во языцех город Славянск. В компьютерной игре обычно новые солдатики даются постепенно, чтобы интереснее играть было. Также, после освоения азов игры, участнику дают задания, в которых он уже должен проявлять некие тактические навыки. Комбинировать отряды солдатиков, решать, куда и какое количество отправить целесообразнее.
После того, как ополчение заняло известные границы, расширившись от Мариуполя на западе до Славянской агломерации на севере, интенсивность действий стала резко возрастать. Во-первых, Украина бросила в бой тяжёлую бронетехнику, которая теперь не стеснялась расстреливать безоружных людей. Во-вторых, города Донбасса обстреливались из ракетной артиллерии и бомбились авиацией. В свою очередь, ополчение научилось сбивать самолёты из ручных ПВО и поставило в строй первые танки и БМП. В рамках стратегической игры это происходит незаметно, игроку требуется научиться, как комбинировать различные виды войск. Показывает всю неоднородность происходящего в игре, что у каждой военной единицы есть свои сильные и слабые стороны.
Последний и завершающий этап – это полноценная военная миссия, в которой игрок командует всевозможными военными силами. Для войны в Новороссии этим этапом стал тотальный разгром украинской армии в августе 2014 года. А после этого «игровая сущность» закончилась. Очень быстро яркие полевые командиры и лидеры ополчения (Безлер, Стрелков, Болотов, Бородай, Козицын и прочие) исчезли из информационного поля. Вместо них появились малоизвестные специалисты, которые собственно стали уже готовить полноценную армию для действительно полноценной войны.
Важно понимать, что России ведение войны в своём «подбрюшье» да ещё по чужим правилам вовсе не нужно. Однако, судя по тому, как российские СМИ смогли отмобилизовать неравнодушных зрителей, как была проведена операция в Крыму, как аккуратно и вовремя подул «Северный ветер» и заработал «Военторг», можно сказать, что руководство страны прекрасно в курсе, как действовать в новых обстоятельствах.
На данном этапе Украина и Новороссия поделены на два лагеря с разной символикой, идеологией и целью. Примирение этих лагерей в существующей ситуации невозможно, следовательно, война будет продолжена. Ну а какие далее технологии будут вбрасываться на новых этапах войны, мы увидим в прямом эфире.
Никита Юрченко
Источник: http://kolokolrussia.ru/ukrainskiy-konflikt/voyna-na-ukraine-kak-kompyuternaya-igra