ВЛ / ЕВРОПА

Варшава поставила под сомнение польско-украинский диалог

0
24-04-2015, 19:00...
884
 

Варшава поставила под сомнение польско-украинский диалог

Киев, увлекшись канонизацией борцов с Россией – от бандеровцев до австро-венгерских сечевых стрельцов, не заметил, как поставил под удар отношения с Польшей. Польский президент Коморовский, учитывающий предстоящие выборы, не мог не осудить решение Киева о героизации ОУН-УПА. Коморовскому уже досталось за то, что после его речи в Верховной раде она приняла закон о прославлении виновников Волынской резни.

«Несчастье этого закона заключается в том, что он делает невозможным польско-украинский исторический диалог», – заявил накануне президент Польши Бронислав Коморовский. Такой была несколько запоздалая, но жесткая реакция Варшавы на решение Верховной рады Украины, которая 9 апреля приняла закон о признании организации ОУН-УПА* борцами за независимость Украины и предоставила право ее участникам на социальные гарантии.

Комментарий польского президента оказался двояким. С одной стороны, Коморовский похвалил Киев за принятие закона, подобного «польским законам по десоветизации» (Рада, напомним, заодно приравняла коммунистическую символику к нацистской). Но с другой стороны, героизация УПА «закрывает дискуссию, что неправильно», подчеркнул президент Польши.
Дискуссия о роли, которую украинские националисты играли в годы Второй мировой, для поляков – вопрос не только истории, но и национальной идентичности, и, следовательно, текущей политики. Напомним, что в 2013 году польский Сейм принял резолюцию к 70-летию Волынской трагедии – уничтожению в 1943–1944 годах мирного польского населения Волыни боевиками Украинской повстанческой армии*. За документ проголосовали 263 депутата, 33 были против и 146 воздержались. В утвержденной парламентариями резолюции Волынская резня получила характеристику «этнической чистки с признаками геноцида».

«И нацистская Германия не придумала такого»

По данным историков, жертвами массовых убийств, начавшихся с февраля 1943 года и продолжавшихся вплоть до освобождения Волыни Советской армией в 1944 году, стали до 100 тыс. человек – главным образом, женщин, детей и стариков. Известно, что решение относительно польского населения региона было принято Волынским «краевым проводом» ОУН (бандеровской), а руководство этническими чистками осуществляла «служба безопасности» ОУН(б). К слову, не так давно глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко не без гордости заявил, что его ведомство намерено использовать в своей работе опыт соответствующих структур ОУН-УПА 30–50-х годов прошлого века.

Показательно, что в начале месяца власти Украины не впустили в страну группу поляков, планировавших почтить память жертв резни в деревне Гута-Пеняцкая (Львовская область). «Я понял, что Украина совершенно не считается с польским народом. Я говорю о том, что случилось на Волыни, убийство ста тысяч поляков», – заявил на днях бывший замминистра обороны Польши, генерал в отставке Вальдемар Скржипчак, с возмущением комментируя принятие закона о героизации УПА. В интервью изданию Gazeta Prawna Скржипчак рассказал о том, как боевики УПА убили его собственного дядю, пригвоздив вилами к двери амбара. «Их дикость была за гранью воображения. И нацистская Германия не придумала такого, что украинцы делали с нами», – добавил он.

«Пощечина для Коморовского»

Польша уже давно с тревогой наблюдает за ростом националистических настроений на послемайданной Украине. Так, осенью прошлого года СМИ отмечали, что героизация украинских националистов и Украинской повстанческой армии, а также решение президента Петра Порошенко о переносе праздника 23 февраля на день образования УПА говорят о том, что культ национализма на Украине проник во властные структуры самого высокого уровня. Показательно, что премьер Арсений Яценюк, выступая в прошлом году накануне Дня Победы, «поздравил» украинцев, сравнив участников операции в Донбассе с их «дедами и прадедами из Красной армии и УПА».

Теперь же принятый украинским парламентом закон назван «пощечиной для Польши и президента Бронислава Коморовского». Так заявили на днях представители оппозиционной партии «Союз демократических левых». Представители оппозиции (набирающей силу в канун назначенных на 10 мая президентских выборов), пристыдили президента, который, выступая в украинской Раде, говорил о примирении – и через несколько часов та же Рада приняла закон, героизирующий бандеровцев.

«Примирение, о котором говорил президент, желательно, но это желание должно быть основано на правде, на исторической правде, – заявил лидер «Союза демократических левых» Кшиштоф Гавковский. – Поэтому нельзя позволить того, чтобы отрицать правду о Волынской резне, нельзя позволить того, чтобы украинский парламент забыл о том, что случилось на Волыни, потому что это то же самое, как если бы президент Коморовский согласился с тем, что Германия начнет отрицать Холокост».

«Никаких дипломатических ограничений»

«Учитывая, что закон о героизации УПА был принят в день визита и выступления Бронислава Коморовского в Верховной раде, можно сказать, что украинская сторона вообще не чувствует никаких дипломатических ограничений по этому поводу», – заявил газете ВЗГЛЯД польский политолог, директор Европейского центра геополитического анализа Матеуш Пискорский.

Эксперт увязывает слова президента Польши с выборами 10 мая. «Я думаю, что его заявление связано с волной сильной политической критики, которая возникла после его поездки в Киев, заявление рассчитано на сохранение избирательной поддержки в предстоящих выборах», – полагает Пискорский.

Что же касается дружбы между Польшей и Украиной, о которой часто говорилось в дни Майдана, то явным опровержением этого стала не только оскорбительная трактовка исторических событий, но и нежелание решать элементарные экономические вопросы. Так, например, «украинской стороной не решен вопрос, связанный с эмбарго на часть польских сельхозпродуктов, которое было введено два года назад и, несмотря на дружбу Варшавы и Киева, продолжает существовать и при киевских властях», напоминает Пискорский. Кроме того, собеседник напомнил, что Украина пошла на заключение соглашения об ассоциации с ЕС, которое включает в себя принцип справедливого урегулирования всех вопросов с собственностью, правом на нее наследников и так далее. В связи с этим у польской стороны сейчас возникает «исторический» вопрос – о реституции польского имущества на территории Украины.
«Я думаю, что отношения между Киевом и Варшавой основаны на выполнении определенных поручений, которые приходят из-за океана, – резюмирует Пискорский. – Это, так сказать, официальная дружба, когда Польшу заставляют дружить с Украиной, а Украину – с Польшей, но на самом деле здесь нет значительных общих интересов и даже вопросов, где эти интересы могли бы совпадать».

В заключение, вновь коснувшись столь возмутившего поляков закона о героизации украинских националистов, собеседник констатировал: «Остановить процесс выстраивания киевскими властями новой исторической идентичности Украины, которая основана на бандеровском национализме, будет сложно».

Добрались до Маковки

Очевидно, что западноукраинская историческая мифология, в жертву которой приносятся и прагматические интересы, в том числе партнерство с соседней Польшей (активно помогавшей во время Майдана), навязывается в качестве общеобязательной и «сакральной» для всей Украины. И отступать от нее не позволяется, в том числе и уроженцу Одесской области Петру Порошенко. Напомним, что стоило украинскому президенту сделать оговорку о «циничных бандерах», как ему пришлось принести символические извинения, примерив сначала военную форму с соответствующей надписью, а затем и головной убор бандеровцев – «мазепинку».

Теперь же пришел черед для увековечивания предыдущей страницы в истории галицийского национализма. Накануне Порошенко подписал указ о праздновании столетия победы Украинских сечевых стрельцов над военными Российской Империи в битве на горе Маковка в нынешней Львовской области.

Поясним, что «Легион украинских сечевых стрельцов» не был самостоятельным формированием – «сечевики» воевали против России в составе армии Австро-Венгрии (в состав которой и входило «королевство Галиции и Лодомерии»). В данном случае речь идет о «стрельцах» из 55-й австро-венгерской пехотной дивизии, в апреле-мае 1915 года оборонявших одну из господствующих высот, которую штурмовала российская 78-я дивизия. В составе последней, заметим, было много украинцев. Не только российские, но и австрийские историки не считают итог «битвы за гору Маковка» победой. Австрийцев выбили с этой высоты, но вскоре и русские войска были вынуждены начать общее отступление на этом участке фронта, так что контроль высоты стал неактуален.

В западноукраинской эмигрантской литературе значение «битвы за Маковку» было раздуто, но и в российской и австрийской историографии этот эпизод Первой мировой войны логично называется операцией местного значения. Более того, в австрийской 7-томной истории войны этот эпизод карпатской кампании не упоминается вовсе, а в австрийской же монографии «Императорско-королевский Украинский Легион. 1914–1918» ему уделено только две страницы. Но, к слову заметим, что прославление сечевых стрельцов – не самое приятное напоминание для польских соседей. Дело в том, что после распада Австро-Венгрии сечевики долго (хотя и безуспешно) боролись за Львов, населенный тогда в основном поляками.
«Используют все, что направлено против России»

Какие-то маловажные бои Киев трактует как великую победу украинцев над русскими, констатировал в беседе с газетой ВЗГЛЯД историк, публицист, директор общественного фонда «Историческая память» Александр Дюков. «В этом нет ничего нового и сенсационного. Нынешние власти всегда будут извлекать и праздновать какие-то даты... – все, что направлено на конфронтацию с Россией, в том числе и в сфере исторической памяти будет использоваться, вне всякого сомнения», – сказал эксперт.

Он пояснил, что для этого существует специальное историко-политическое учреждение «Украинский институт национальной памяти», который «работает и подбрасывает идеи украинскому руководству, а оно их воплощает в жизнь», отметил Дюков.

Исторические уроки учитываются и в нынешней политической практике. На Украине в целом сейчас строится недемократическое репрессивное государство, подчеркивает собеседник. «В этой стране парамилитарными формированиями осуществляются массовые похищения, пытки и убийства. Сотни людей сейчас содержатся в нелегальных местах заключения, то есть в тюрьмах, которые, например, созданы в аэропортах Мариуполя, Краматорска, под Днепропетровском..., где нет никакого прокурорского надзора, никакой правозащиты и единственным хозяином жизни и смерти попавших туда людей является человек с ружьем», – рассказал Дюков, заметив, что это только один из примеров вопиющих нарушений прав человека на Украине.
 

Источник: http://vz.ru/politics/2015/4/23/741687.html




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация