ВЛ / Статьи

За что погибла «небесная сотня»?

0
17-04-2015, 07:00...
1 115
 

За что погибла «небесная сотня»?

 
Кому сегодня нужна пресловутая евроассоциация Украины

На следующей неделе в Брюсселе соберутся эксперты из России, Украины и Евросоюза для обсуждения последствий экономической части соглашения Украины с ЕС.
«В понедельник-вторник, 20-21 апреля, в Брюсселе состоятся консультации в трехстороннем формате на экспертном уровне, на уровне директоров департаментов министерства. Российская делегация готовится к этим консультациям», — заявил первый замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачев. Замминистра в ходе общения с журналистами добавил, что планируется обсудить всю торговую проблематику, в том числе ход имплементации соглашения об евроассоциации.
По его словам, Россия отмечает, что риски для ее экономики сохраняются из-за происходящей по факту «ползучей имплементации» экономической части соглашения. Замминистра также напомнил о решениях Украины по импортному сбору, по защитным мерам: «Естественно, они также не улучшают положение российских товаров на украинском рынке».
 
Несмотря на то, что «в торгово-экономической повестке с Украиной хороших новостей нет», Лихачев отметил, что у России «есть желание все-таки найти формат взаимодействия в масштабе Брюссель-Киев-Москва для того, чтобы действительно добиться нивелирования этих рисков, а также вернуться к повестке развития нашего сотрудничества».
О том, чего на самом деле опасается Россия, нам рассказал директор Института инновационного развития Виктор Яковчук.
- Москва боится, что украинский рынок сбыта продукции мы потеряем, а Европа его приобретет. Например, в договоре о ратификации некоторых положений написано, что Украина переходит на стандарты Европы. Это означает, что нам придется доказывать, что российские товары подходят под эти стандарты. Как вы понимаете, Европа не будет делиться с нами этим рынком и не допустит того, чтобы наш товар соответствовал этим стандартам.
Сейчас, к примеру, американские товары не соответствуют стандартам Европы - Европа так защищает свой сельскохозяйственный рынок от американских мегакорпораций. Американцы стараются соответствовать стандартам, но не соответствуют, т.к. их в Европе не ждут. Поэтому если до майдана все товары из РФ по умолчанию проходили на Украину, теперь придется где-нибудь в Брюсселе или, что еще хуже — в Польше-Литве, доказывать клерку, что наши товары так же хороши, как европейские.
Россия в ответ говорит, что тогда украинские товары тоже не будут соответствовать нашим стандартам, потому, что они будут уже «европейские».
В некоторых статьях на экономические темы указывается, что Украина не стала Польшей, хотя хотела ею стать. Суть в том, что украинцы думали, что как поляки или прибалты, они смогут хаять Россию, и в то же время продавать по старинке свои товары в РФ (т.к. нигде больше они не нужны). Путин сказал — нет, поэтому стал падать оборот торговли между Россией и Украиной.
«СП»: - Каковы ваши прогнозы по итогам заседания комиссии? Удастся ли найти точки соприкосновения?
- Не думаю. Европа ест украинскую «рыбку» и делиться не собирается, не зря вливали деньги в майдан и давали пирожки.
«СП»: - А Москва все еще рассчитывает сорвать украинскую евроассоциацию?
- Евроассоциацию Россия не сорвет, скорее всего, получит туманные обещания по поводу поблажек для товаров РФ в Европе. Но более всего на таких встречах идет «бодалово» на тему, кто будет платить за развал Украины, т.е. кто будет ей помогать. Европа хочет не только получить рынок Украины, но и заставить РФ покупать неликвидный украинский товар, ссылаясь на ВТО. То есть мы будем платить Киеву, чтобы поднять украинскую экономику.
Россия на переговорах показывает, что раз Украина присоединилась к евроассоциации, значит, Европа должна покупать украинские товары или давать кредиты для перехода на новые стандарты. Но нам говорят: ведь вы покупали товары из Польши, когда она ушла в Европу, и теперь должны покупать, ведь мы в ВТО.
«СП»: - Готова ли Европа в сложившейся ситуации идти на компромисс?
- Европа готова в определенной степени идти на компромисс, но не на тот о котором мы думаем. Проще говоря, они не «отпустят» Украину, они готовы отложить вступление некоторых статей в силу, хоть на год, хоть на пять лет. Но так, чтобы мы не переставали покупать товар из Украины и не стали сразу валить их экономику. Ведь в Европе покупать украинские товары никто не хочет, а пока они отгружают их нам, то могут пройти модернизацию за счет прибыли от продаж в РФ, а заодно и повысить качество.
«СП»: - На какой компромисс готова пойти украинская власть, если она вообще самостоятельна в своих решениях?
- Раньше украинская власть была относительно вменяемой, теперь же полностью зависит от США.
«СП»: - Каким вы видите будущее торгово-экономических зон на евразийском континенте, в частности, в треугольнике ЕС – Украина – ЕвразЭС?
- Тут полный туман, потому как Украине выгодно сотрудничать именно с Евразийским сообществом, даже недалекий Янукович это понял…
Россия предлагала Украине хорошие условия для торговли. Плюс множество взаимовыгодных проектов в машиностроении, в науке и высоких технологиях, с гарантированным сбытом. Что выбрала Украина, мы все знаем. Все проекты свернуты, в РФ развернута программа «украинозамещения» в военной области. По некоторым, особо болезненным направлениям, запрещен импорт из Украины (сельхозпродукты, сыры, кондитерская продукция, трубы и т.п.).
Сейчас Украина и Европа постараются «прожать» Россию на торговлю в рамках ВТО, снять ограничения на сельхозпродукцию, постепенно будут «додавливать» на снятие имеющихся запретов. Но до конца гражданской войны в Донбассе ничего существенного не произойдет. Потом постепенно гордые украинцы через силу будут пытаться сотрудничать с Россией, как это делают Польша и Прибалтика. Переступая через себя, будут просить нас купить их товары.
Об отношении украинцев к экономической повестке дня майдана рассказал политолог Алексей Блюминов.
«СП»: - В свое время вопрос об отмене евроассоциации стал отправной точкой политических катаклизмов. Насколько вопрос об определении вектора экономического взаимодействия актуален сегодня? Что в большей степени спровоцировало майдан - политика или экономика?
- Я не думаю, что сегодня вопрос о евроассоциации занимает серьезное место в украинском публичном дискурсе. Большинство украинцев волнуют совсем иные проблемы, от прежнего энтузиазма не осталось и следа. Сегодня энтузиазм демонстрируют лишь те, кому его демонстрировать положено по должности. Да и год назад, в общем-то, всплеск ожиданий относительно евроассоциации был искусственно подогрет пропагандой.
«СП»: - На какие компромиссы готовы пойти стороны, если готовы?
- Тот факт, что ЕС прошлым летом фактически отложил на год вступление в действие экономической части соглашения, увязав этот процесс с согласованием спорных вопросов, касающихся интересов России, свидетельствует о том, что в Брюсселе имеется понимание важности РФ как партнера. С другой стороны, как показывает практика, общаться напрямую Москве и европейским столицам по экономическим вопросам гораздо продуктивнее. Такой диалог через голову Киева становится все более интенсивным. В какой-то мере он является следствием утраты Украиной субъектности.
Сегодня киевское правительство может лишь просить о чем-то и надеяться на то, что просьба будет принята, но не требовать. Поэтому все эти демарши и ультиматумы киевских чиновников следует рассматривать как обращенные к внутренней аудитории. Хотя Вашингтон, как может, подогревает градус конфликтности в треугольнике ЕС-Украина-Россия именно за счет такой неуступчивой позиции Киева. Фактически американцы выкручивают руки русским и европейцам, заставляя их содержать Украину и списывать ее долги.
Но я не думаю, что ЕС и Россия готовы тянуть этот воз. В качестве предела компромисса возможны какие-то временные послабления, рассчитанные на предотвращение текущего дефолта. Но и только.
«СП»: - Может ли изменившийся расклад сил в украинских элитах, в первую очередь, среди олигархов, как-то повлиять на позицию Киева?
- На позицию официального Киева сегодня влияет лишь официальный Вашингтон. Не следует преувеличивать влияние олигархов на нынешнее правительство. Сегодня у олигархов нет инструментов прямого влияния на процессы, как это было при Януковиче. Их партии даже снять Яценюка не могут.

«СП»: - Каковы ваши прогнозы по итогам заседания комиссии? Возможен ли устраивающий все стороны компромисс?
- В принципе компромисс, устраивающий все стороны, возможен. Проблема лишь в том, что Киев не ставит своей целью достижение именно такого компромисса. Они нацелены на шантаж Европы и России и односторонние уступки в свою пользу. Результативность встречи зависит от того, насколько в Москве и в Европе готовы нести издержки от неминуемого дефолта Украины, который произойдет, если не будет произведена реструктуризация долгов, и не будет получен новый транш от МВФ.
Еще менее оптимистичен в своих оценках директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов:
- Точек соприкосновения как не было, так и нет. Россия долго убеждала и Украину, и Европу в том, что экономические последствия данного соглашения будут пагубными для российско-украинских отношений. Брюссель долго заявлял о том, что Россия не должна вмешиваться в двухсторонние дела. Теперь, уже подписав это соглашение, «вдруг» и в Брюсселе, и в Киеве поняли, что с Россией надо договариваться. Возникает закономерный вопрос: а не правильно было бы сначала договариваться, а уже затем что-то подписывать?
«СП»: - Как в данном вопросе экономика влияет на политику? Насколько важны были экономически положения евроассоциации для тех, кто вышел в свое время на майдан, и насколько важны сегодня?
- Те, кто выходил на майдан, даже не подозревал о том, что написано в экономической части соглашения о евроассоциации. Вспомните ролики Яценюка или Кличко образца 2013 г., вспомните красивую инфографику от «Украинской правды» и иже с ними! В них ведь расписывалось, как, подписав соглашение, Украина моментально заживет по-европейски! Там расписывали, какие блага обрушатся на Украину. Но никто всерьез не анализировал документ. Пытался достучаться до украинцев Глазьев, разъясняя, что украинская экономика обрушится после этого соглашения, но его предали анафеме. Теперь смотрите, все получается так, как предупреждал Глазьев (и даже еще хуже).
«СП»: - Как со времен майдана изменились позиции России по вопросу евроассоциации Украины?
- Россию это соглашение сейчас гораздо меньше волнует, чем раньше. Поскольку экономические взаимоотношения с Украиной уже диктуются совершенно иными обстоятельствами. При этом в Москве прекрасно понимают, что имплементируй сейчас соглашение об ассоциации в полном объеме — и украинская экономика будет окончательно добита. Именно поэтому никто и не волнуется, все понимают, что дефолтная Украина этого соглашения не потянет при любых раскладах.

«СП»: - Какова позиция США относительно экономической части договора об ассоциации? Имеет ли Америка какие-либо интересы в регионе, кроме геополитических?
- Америку интересуют две основные темы: ни в коем случае не дать усилиться России, и получить контроль над Украиной как за территорией. Опять-таки с тем, чтобы в дальнейшем использовать ее в качестве плацдарм против России и против ее возможного усиления.
Все остальное для американцев — даже не вторично. Это отступает на самый задний план. Уж точно Америку совершенно не интересует судьба этого населения и его благосостояние.
«СП»: - Как вы видите Украину в будущем: буфером между ЕС и ЕвразЭС или полноправным членом одного из этих интеграционных проектов?
- Если события в Киеве будут развиваться так, как они развиваются сейчас, я вообще не вижу будущего Украины, как государства. Временщики, пришедшие к власти благодаря майдану, делают все для разрушения этой страны.
 

Источник: http://svpressa.ru/economy/article/119011/




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация