ВЛ / Статьи

Шлагбаум на пути капиталов

+5
3-04-2015, 21:00...
1 011
 

По оценкам экспертов, только в девяностые годы из России было вывезено порядка 900 миллиардов долларов. История умалчивает, что из этого капитала превратилось в личные острова, яхты, замки, а что — в реально работающие активы западных экономик. В России об этих деньгах помнят и время от времени робко пытаются вернуть их на родину происхождения — репатриировать.

На пыльных тропинках оффшорных дорог

Последнюю по времени такую попытку Владимир Путин предпринял в своем декабрьском послании к Федеральному собранию. Стимулируя возврат капиталов, президент прямо заявил: "Если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе и правоохранительным, трясти его там и тут". В зале звучали аплодисменты, телекартинка меж тем выхватывала задумчивые, озабоченные лица депутатов: то ли не верили, то ли уже просчитывали варианты.

Надо сказать, инициатива президента прямо вписывалась в экономическую политику последнего времени. В чем её особенность? Прежде, отправляя на экспорт товары, компании выручку за них по большей части оставляли там же на Западе. Не отставало и правительство. На многие миллиарды долларов оно закупало «бумаги» долговых обязательств США, за что тогдашнего главу Минфина А. Кудрина американцы даже объявили «лучшим министром финансов мира». Бизнес оставлял деньги в многочисленных оффшорах, приводя тысячи причин, почему капиталу не место в России, или попросту тратился на дорогие приобретения.

В последние годы правительство страны стало конвертировать свою валютную долю в золото. Делалось это, например, так: нефть продавали за доллары, затем американскую валюту расходовали на драгметалл, слиточки которого спокойно складировали в хранилище Центробанка на улице Правды в Москве. В сухом остатке получалось — нефть продавали за золото. Причем, даже в прошлом кризисном году официальная статистика подтверждает покупку более 170 тонн этого нержавеющего металла.

Бизнес политику правительства не оценил, предпочитая Москве Лондон, Амстердам, Люксембург или просто тёплые экзотические острова. Глав крупных компаний мягко предупредили об угрозах такого размещения капитала. Но они информации спецслужб не вняли даже тогда, когда грянул кипрский банковский кризис. Помните? Киприоты умудрились создать в своём оффшоре финансовую пирамиду. Летом 2012-го она перевернулась, придавив не только остров, но и гостей с Севера. Вклад российского бизнеса в эту «кучу-малу» составил $ 26 миллиардов. По крайней мере, такая сумма была названа в попавшем в прессу секретном докладе федеральной разведслужбы Германии. 

Германский канцлер А. Меркель смело назвала эти средства «капиталом сомнительного происхождения» и по-большевистски потребовала от правительства Кипра фактической экспроприации части банковских вкладов. Что в итоге и было сделано в марте 2013-го. На этот раз с владельцами крупного бизнеса беседовал уже В. Путин. Предупредив о нарастающих угрозах российским капиталам, он вновь посоветовал вернуть активы в страну и наметил им альтернативу — «замучаетесь потом пыль глотать, добывая свои деньги из оффшоров». Как стало теперь очевидно, бизнес предпочёл пыль.

Сейчас к сладким речам президента добавили кнут. Осенью Госдума приняла закон о контролируемых иностранных компаниях — так называемый антиоффшорный. С начала года он вступил в силу. Теперь владельцы бизнеса обязаны сообщать в налоговые органы о своем участии в иностранных компаниях, а также о контролируемых иностранных компаниях. Минимальный размер прибыли, подлежащей декларации, составит в 2015-м году 50 миллионов рублей, в 2016-м — 30, после 2017-го года — 10 миллионов рублей. Установлена налоговая ответственность за неуплату или неполную уплату контролирующим лицом. Штраф за такое нарушение составит 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тысяч рублей. За непредставление сведений о контролере либо представление недостоверных сведений предусмотрен штраф в размере 100 тысяч рублей по каждой компании.

Минфин дал раздумывающим бизнесменам единственную поблажку — окончательный срок подачи налоговой декларации перенесли до 15-го июня.

Такие деньги нужны самому

Есть тут, правда, одна закавыка. Иностранные юрисдикции научились хорошо прятать информацию от контролирующих органов. Например, после теракта в «Домодедово» Следственный комитет России попытался выяснить, кому же формально принадлежит аэропорт (при этом оперативники знали реального собственника). Прошло четыре года. Найдены, уничтожены или осуждены преступники. Теракт раскрыт, а в отношении установления владельцев «Домодедово» следователи не продвинулись дальше общеизвестного, что аэропорт принадлежит кипрской компании East Line, которая, в свою очередь, принадлежит зарегистрированной на острове Мэн компании FML.

Но, видимо, не все умеют прятать связи бизнеса. Не случайно так озаботились сегодня возможным оттоком капитала британские банкиры. У них сейчас очевидные проблемы. Центральный банк страны даже начал проводить стресс-тесты на финансовую устойчивость кредитных учреждений. Дабы уберечь себя от излишнего снижения активов в банках, здесь задумались, как удержать российские деньги на счетах, и стали изучать происхождение средств своих клиентов — наших состоятельных соотечественников, проживающих ныне на британских островах. 

Об этом написал, например, в Facebook бежавший в Англию от налоговых и криминальных проблем российский бизнесмен, основатель «Евросети» Евгений Чичваркин: «На днях из нашего уважаемого и очень крупного английского банка приходит письмо примерно следующего содержания: Уважаемый господин Чичваркин, в связи с санкциями в отношении России, потрудитесь объяснить, откуда у Вас деньги, какие у Вас есть активы, какое Ваше состояние, как Вы получили эти активы, сколько у Вас инвестиций в Соединенном Королевстве и так далее... Насколько я понимаю, инструкция банка — если что не так, блокировать счета».

Британским банкирам есть за что бороться. Специалисты лондонского отделения Deutsche Bank исследовали масштабы российских инвестиций в Британию и пришли к выводу, что только за последние восемь лет (за такой период делалось сравнение платежных балансов двух стран) на острова Туманного Альбиона из России «приплыли» 133 миллиарда американских долларов. Изъятие даже части этой суммы (на Кипре, напомню, было $ 26 млрд.) больно ударит по финансовым структурам Соединенного Королевства. 

Банкиры попытались опровергнуть массовую рассылку писем, подобных тому, что получил Е.Чичваркин. Но в прессе появилась информация о неназванном предпринимателе-нефтянике из России, который тоже получил запрос о происхождении средств на счёте и даже успел представить документы о законном получении денег. Однако юристы банка нашли в какой-то второстепенной бумаге невнятную печать, вызвавшую сомнение. На этом основании без всякого решения суда со счета предпринимателя в пользу британского государства списали 5 млн. долларов. Оспорить это действие можно в местном суде, но знающие люди говорят: на разбирательство уйдут многие месяцы. Мало того, по их мнению, сложившаяся практика гарантирует вынесение судом решения в пользу банка.

Пример Британии оказался заразительным. Теперь уже Испания наседает на россиян, безбедно заживших на Пиренейском полуострове. Еще пять лет назад здесь приняли закон, которым обязали отчитываться о происхождении имеющегося капитала, ежегодно предоставлять сведения о наличии за пределами Испании банковских активов и недвижимости на сумму, превышающую 50 тысяч евро. Нарушение этого требования карается штрафом до десяти тысяч евро.

С реализацией нового закона, распространяющегося и на иностранцев, испанцы особенно не спешили. Налоговая сиеста прервалась здесь почти одновременно с началом нашей работы по репатриации капитала. Испанские власти уже отправили состоятельным россиянам запросы — разъяснить происхождение денег на вкладах. Часть их уже заморозили. Как признают местные адвокаты, «далеко не все богатые россияне оказались в состоянии предоставить документы, свидетельствующие о законном происхождении привезенных в Испанию денег». Так что тяжбы уже начались.

Британские и испанские примеры можно всё-таки отнести к частным случаям. Но есть и системные действия. Имеется в виду активизация FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering) — межправительственной организации, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Эту структуру страны «большой семерки» создали ещё в восьмидесятые годы прошлого столетия. Россия вошла в неё только в новом веке, в начале нулевых. Большой пользы от этого страна не ощутила. По крайней мере, каналы финансирования терроризма на российском Кавказе остались действующими, а ворованные деньги беглых олигархов никто возвращать не торопится. Зато поспешила в Россию комиссия этой международной организации — уточнить в правительстве и у законодателей: какие это капиталы они собрались репатриировать и есть ли среди них нечестно нажитые?

Могут возразить: FATF — не фискальная организация, а, главным образом, нормотворческая, выдающая рекомендации, увязывая их с международным правом. Всё так! Но это в соответствии с нормами FATF убежали криминальные и «серые» российские капиталы в западные банки, где их теперь пытаются стерилизовать, пополнив бюджеты соответствующих стран. Никакой политики — только закон!

Условия диктует жизнь

Закон о репатриации капитала еще формируется. Скорее всего, из него выхолостят многие пожелания, что высказал в декабре Владимир Путин. Минфин, недовольный бесплатной репатриацией, уже плодит кучу оговорок. Добавятся к нему и требования FATF. Однако всё это не изменит главной тенденции времени — российские капиталы на Западе не щадят, и бизнес наш там не ждут. 

Это уже поняли прозорливые предприниматели. Одним из первых перерегистрировал свои компании в России бизнесмен Алишер Усманов. Контрольный пакет акций ОАО "МегаФон" он перевёл во владение российского ООО "АФ Телеком Холдинг", а акции ОАО "ХК "Металлоинвест" теперь принадлежат ООО "ЮэСэМ Металлоинвест". За ним последовали совладельцы аэропорта "Внуково", которые со своей 81-процентной долей перешли из двух кипрских компаний в российскую "Внуково Альянс". Объявил о переводе управляемой части "ФосАгро" в Россию Владимир Литвиненко.

Вот, пожалуй, пока и всё. Меж тем, по данным Bloomberg, двадцать богатейших людей России контролируют свои предприятия исключительно через зарегистрированные за рубежом холдинговые компании. Домой они не торопятся. Кто-то застрял в раздумье. Иные начали переводить активы из оффшоров в ту самую Великобританию, что уже ведёт зачистку вкладов россиян.

…Специалисты признают: возврат бизнеса из оффшоров и репатриация капиталов помогли бы оздоровлению экономики страны. Но введение новых законов не даст полного эффекта. Бессмысленно взывать и к патриотизму предпринимателей. Для них главное — условия ведения бизнеса. А они в России пока мало меняются…
Автор Геннадий Грановский
 

Источник: http://topwar.ru/72148-shlagbaum-na-puti-kapitalov.html




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация