ВЛ / Статьи

Рецепт оздоровления Киева

0
23-03-2015, 22:51...
856
 

Рецепт оздоровления Киева

Президент Польши рассказал, в чем нуждается Украина

Предлагая свои рецепты спасения Украины, многие западные лидеры в последнее время все чаще говорят о необходимости радикальных экономических мер. По тому же проторенному маршруту пошел и президент Польши Бронислав Комаровский, который призвал взять на вооружение стратегию американского «плана Маршалла».

«После войны «план Маршалла» помог Восточной Европе возродиться. Я убежден, что сегодня в этом нуждается Украина, чтобы провести реформы», - цитирует «РИА Новости» выступление главы Польши на Брюссельском форуме. По его словам, «шанс Украины проводить глубокие реформы и изменения - это ключ к будущему всей Восточной Европы». Более того, «ко всему западному миру».
Собственно, пан Комаровский не первый, кто решил реанимировать послевоенный план США. До него аналогичную идею озвучивал финансист-миллиардер Джордж Сорос. Он призвал Евросоюз организовать «план Маршалла» для Киева, но сам умыл руки, отказавшись предоставить Украине ранее обещанный миллиард долларов в качестве инвестиций.

Комаровский в свою очередь не уточняет, на чьи деньги Украина должна «возродиться из пепла». Однако нужно понимать, что 13 млрд. долларов, которые были вложены Соединенными Штатами в реализацию программы (с 4 апреля 1948 по декабрь 1951 гг.) экономической помощи западноевропейским странам, сегодня имеют совершенно другой номинал. Поскольку покупательная способность доллара тогда была примерно в пятнадцать раз выше.
Кто же реально даст Киеву эти двести миллиардов?
- Никто, - уверен ведущий научный сотрудник сектора европейских стран СНГ и Балтии Российского института стратегических исследований Олег Неменский. – Украина уже много лет просит о чем-то подобном. В принципе, разработать можно все, что угодно. Дело в том, что на Украине это все равно работать не будет. Потому что страна погрязла в системной и всепроникающей коррупции. Потому что государственные структуры не работают. Право – отсутствует. Законы не исполняются. В этих условиях, сколько не вкладывай денег, отдачи не будет никакой.
У Киева была некоторая надежда, что грубо говоря, удастся «развести» Запад на некий «план Маршалла» с целью «честного отъема денег».
«СП»: - Неужели Запад больше «не разводится»?
- Запад, действительно, за последний год стал более адекватно воспринимать все, что происходит на Украине. И хотя он не оставил попыток геополитической конкуренции с Россией на этом пространстве, вкладываться всерьез в Украину там уже почти никто не хочет.
Тот же Сорос просто издевательски оценил возможности экономического возрождения Украины, сказав, что только в этом году в страну нужно вложить 50 млрд. долларов. Если денег не будет, то экономика Украины не выдержит.
То есть, надо понимать, что у «незалежной» шансов нет. Потому что 50 млрд. ей, конечно, никто не даст. Именно поэтому Сорос тоже не захотел вкладываться.
«СП»: - Сорос – понятно. В чем интерес Комаровского?
- Я думаю, что поляки сейчас заинтересованы в проговаривании любых инициатив о помощи Украине. Потому что поражение Запада на Украине, станет тяжелейшим поражением Польши. А для Варшавы эта борьба с Россией за Украину является чем-то вроде исторической миссии. Ее важнейшей геополитической целью. Более того, вся внутренняя политика в Польше, так или иначе, сейчас сводится к этой стороне ее внешней политики.
В Польше в этом году выборы. И чего власти действительно боятся, так это того, что в предвыборное время поражение Запада (а значит, и Польши) на Украине станет очевидно. Поражение даже не столько от России, сколько от самой же Украины.
«СП»: - Поясните?
- Сейчас видно, что Запад просто не справляется с этой страной. У них не получается наладить там никакие жизнеспособные системы. Пока на Украине не заработает государство, не заработает право, пока не будет покончено с коррупционными элитами и нацистскими взглядами, в эту страну вкладываться просто бессмысленно и бесперспективно.
Поэтому заявление Комаровского нужно воспринимать, как сделанное в пользу внутриполитической игры в Польше. Он должен просто показывать, что озабочен ситуацией на Украине, что как-то старается повлиять на Запад. Но дальше политической риторики, я думаю, дело не пойдет. Потому что Украина оказалась не тем материалом…
По сути, сейчас многие западные эксперты уже говорят о том, что у Запада опускаются руки. Либо в Украину надо вкладывать такие деньги, которых у Запада нет. Либо, в общем-то, смириться с тем, что это государство, в котором происходит катастрофа.
То есть, Европа и рада бы помочь Украине, чтобы не было источника угроз. Но ничего сделать не может по внутренним причинам.Это будет такая зона африканской межплеменной гражданской войны на территории Европы. К сожалению, и по уровню жизни Украина скатилась к уровню беднейших африканских стран. И по структуре элит, по качеству элит по системе внутренней жизни.
Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников назвал инициативу польского президента «политической акцией»:
- Это своего рода демарш. Естественно, у Польши есть свои интересы на Украине. И лишний раз заявить о какой-то инициативе, которая привлекла бы внимание и дала бы всем понять, что украинские вопросы решать без Польши нежелательно и нецелесообразно – это вполне уместно. Поэтому с точки зрения политики, наверное, тут все понятно.
Что касается содержания идеи, то она не нова. Подобных идей высказывалось достаточно много. Но все они как бы застряли на ранних подступах. В международной экспертной среде такие «планы Маршалла» не обсуждаются. Во всяком случае, до практической разработки деталей, насколько мне известно, дело не дошло.

На самом деле, все международные финансовые люди смотрят на программу реформ, под которые МВФ выделил расширенный кредит – вот эти новые 17,5 млрд. долларов. Это, собственно, и есть некий план – что должна делать Украина. Вопрос: как она будет это делать?
Плюс ко всему, как пойдут переговоры о реструктуризации внешнего долга Украины и к каким результатам это приведет. На сегодняшний день это два главных параметра с точки зрения рассмотрения внутриэкономической ситуации на Украине.
С одной стороны - как вы будете регулировать вопросы о долгах? Потому что вам дали деньги. С другой – что вы будете делать с точки зрения внутренних структурных реформ? Потому что это и есть та программа, которую вы должны выполнить. Иначе не будет нового транша.
Для инвесторов это и есть некий аналог «плана Маршалла». Правда, инвесторы, мне думается, довольно сдержано ведут себя сейчас в отношениях к Украине.

«СП»: - Почему?
- Проблема в геополитической напряженности из-за Украины. А это уже риск для рынков мировых.
«СП»: - Financial Times пишет, что МВФ уже не рассчитывает, что Украина сможет погасить в декабре полученный от России кредит в 3 млрд. долларов. Как к этому относиться?
- Наша позиция сводится к тому, что мы не будет предъявлять требования о досрочном погашении. Хотя и имеем на это полное право в соответствии с соглашением. Потому что на Украине превышен потолок государственного внешнего долга по отношению в ВВП. В соглашении он был зафиксирован на уровне 60%, сейчас уже – за семьдесят перевалил. Тем не менее, Минфин уже несколько раз дал понять, что готов пролонгировать срок погашения до декабря текущего года.
Время еще есть. Надо еще понять, каким образом будут происходить переговоры по реструктуризации другой части внешнего долга. Насколько я знаю, пул инвесторов ведет какие-то предварительные разговоры с нашим Минфином. Но поскольку не ясны условия, не ясны все параметры возможного соглашения и состав участников не определен, то у нас позиция пока довольно сдержанная.
Но, естественно, все может меняться. В данном случае мы как инвесторы и кредиторы заинтересованы в том, чтобы получить возврат своих средств. А если, допустим, согласиться с предложениями войти в пул тех держателей бумаг, которые будут предложены для процедуры реструктуризации, то тогда мы должны, естественно, в качестве бонуса тоже что-то получить…
«СП»: - Что именно?
- Какие-то, скажем, дополнительные гарантии. Они могут быть совершенно разные, в том числе и политические.
Поэтому, я думаю, что это такая большая интрига в сфере финансовой дипломатии. Она только-только завязывается. И всю, по крайне мере, первую половину года мы будем с интересом следить за новостями и угадывать между строк: что же на самом деле там происходит?
Из досье «СП»
«План Маршалла» (European Recovery Program) - это четырехлетняя программа помощи Европе со стороны США после Второй мировой войны. План был выдвинут американским госсекретарем Джорджем Маршаллом в 1947 году. Общая сумма ассигнований составила около 13 млрд. долларов. Причем основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Италию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.).
Однако помощь не была безвозмездной. Согласно условиям кредитования европейские страны были вынуждены покупать за американские деньги американские же товары. Именно тогда американский доллар стал основной мировой резервной валютой, а за США закрепилась роль сверхдержавы.

Фото: ТАСС/ Михаил Палинчак
 

Источник: http://svpressa.ru/economy/article/116483/




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация