ВЛ / Статьи

Мария Захарова в роли узбекского завуча

+1
30-09-2024, 09:25...
2 369
 
Дипломат Евгений Кожокин: «Забить ржавый гвоздь в российско-узбекские отношения просто. Наладить потом все снова будет сложнее».

Случай с избиением ребенка в узбекской школе за то, ученик попросил перевести на русский язык слова учителя, неожиданно вышел на уровень международного скандала. МИД России выступил с заявлением.

«К узбекистанской стороне обращена настоятельная просьба дать правовую оценку случившемуся и в случае обоснованности — принять меры к виновнику жестокого обращения с ребенком», — заявила представитель дипведомства Мария Захарова. Также МИД России сделал представление послу Узбекистана в Москве.

Россотрудничество в свою очередь попросит российские органы рассмотреть возможность запрета на въезд в Россию учительнице, избившей школьника в Ташкенте.

В ответ российский МИД получил отповедь от вице-спикера парламента Узбекистана Алишера Кадирова о том, что России «следует заниматься своими внутренними делами».

Вообще, это достаточно серьезный дипломатический уровень. Выше только уровень Правительства и Президента. Скажется ли это на отношениях России и Узбекистана и какие выводы последуют?

Но мы все же решили подойти к этой истории не только с точки зрения политики, но и посмотреть на нее глазами педагогов и просто по-человечески.

Давайте вспомним, с чего все началось. В школе № 188 Ташкента учительница русского языка избила школьника, попросившего ее вести урок на русском. Видеозапись, запечатлевшая конфликт, мгновенно разлетелась по сети. На кадрах видно, как женщина силой выволокла ребенка с его места, а потом схватила за горло, прижала к доске и несколько раз ударила по лицу.

Родители мальчика, увидев запись, пришли в шок. Они позвонили учительнице, но та вместо извинений заявила: «Узбекистан — это страна для узбеков, а остальные пусть уезжают». После этого родители пострадавшего школьника написали заявление в прокуратуру. Согласно узбекскому законодательству, директор должен получить предупреждение, а учитель — заплатить штраф. Однако Baza пишет, что после инцидента директор школы уволилась «по собственному желанию».

Что касается преподавательницы, то она, по данным Управления дошкольного и школьного образования города Ташкента, пришла на работу в это образовательное учреждение совсем недавно и даже еще не была официально оформлена. Скандал произошел в ее первый рабочий день. Вообще, историю этого школьного инцидента читаешь как сводку происшествий: «избила», «напала»…

В соцсетях — предсказуемый взрыв эмоций.

Диана Р. пишет: «Несчастные дети, что за учитель, как он научит великому и могучему??»

Тамара Хукторянская: «То есть Узбекистан для узбеков, тогда что здесь делают узбеки?»

Дмитрий Е.: «Из пустяка Мария Захарова умудрилась раздуть международный скандал высокого уровня. Впрочем, дальше скандал не пойдёт, ведь Россия и Узбекистан взаимозависимые дружественные страны».

Всего в Узбекистане около 10 тыс. школ. Из них тысячи школ полностью с русским языком обучения. Есть школы, где обучение ведется на двух языках — на русском и на узбекском. Русский язык по-прежнему занимает первое место после узбекского по количеству часов преподавания в школах в республике. В Узбекистане также действуют 14 филиалов ведущих российских вузов.

То, что русский язык в Узбекистане изучают — факт для России крайне важный.

«Притеснение русского языка связано с тем, что вымывается поколение, которое знало русский язык. В республике мало возможностей его изучать, поэтому мы строим школы. В Государственной думе на днях ратифицировали внесенный правительством документ о создании центра для одаренных детей в Таджикистане.

Строим школы, и построили уже в Таджикистане, в Киргизии, будем строить в Узбекистане и так далее — в тех странах, которые хотят сохранять русский язык. К сожалению, не все хотят. Например, Украина не хочет", — заявил «СП» первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин.

Не все в русскоязычных школах в Средней Азии идет гладко. Не все в порядке и с учебниками, которые нередко представляют Россию как «завоевателя» с «имперскими амбициями». И этим вопросом уже занимаются и в Госдуме, и в Министерстве просвещения.

Но давайте подойдем к этой истории в узбекской школе просто с человеческой точки зрения. И вспомним заодно, мало ли в России случаев, когда учителя занимались в школе рукоприкладством?

Вот, например, в апреле этого года в школе № 62 Екатеринбурга учитель ударила ученика телефоном. «Рот закрыл! Мразь нахальная», — кричала выведенная из себя учительница ребенку. Конфликт записал на видео одноклассник, он разошелся по соцсетям.

А в марте 2023 году я разбиралась в отвратительной ситуации, когда воспитатель кадетских классов столичной школы, майор, избил ученика на уроке за то, что ему не понравилась прическа подростка. Дискуссия вокруг этого инцидента дошла до Следственного комитета и одновременно подняла вопрос о допуске военных к преподаванию к школе.

Конечно, профессия учителя — не из легких, особенно учитывая нагрузки и особенности работы в переполненных классах. Но есть в педагогике неписаный закон: бить ученика недопустимо, это уголовно наказуемое деяние, к ребенку учитель не имеет права прикасаться.

«Сейчас в атмосфере много взаимной ненависти. Учитель в узбекской школе, на мой взгляд, поступил антигуманно, и это в какой-то степени может отражать геополитическую ситуацию, которая сложилась сейчас. Я часто вспоминаю стихи, в которых есть слова: «Если есть на свете детский Бог — спаси детей от ненависти!»

Переводить случай в ташкентской школе, лежащий в рамках педагогики, на дипломатический уровень, я считаю просто нелепо. Это лежит скорее в плоскости нравственного, этического уровня. А еще у меня вопрос: где был директор этой самой школы в Ташкенте? Почему он допустил, что на уроках происходит подобное? Я бы разобрался в этой истории просто с профессиональной педагогической точки зрения", — заявил «СП» заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург.

И давайте уж начистоту: много ли у нас друзей в ближайшем окружении? Много ли союзников, которые готовы поддержать? Отношения России и Узбекистана — это на сегодня пример добрососедства и партнерства. Да, есть проблемы, но они решаемы. Так стоит ли доводить дело до дипломатического скандала?

«Я несколько раз бывал в Узбекистане. Лично смог убедиться, что отношения между русскими и узбеками — нормальные, дружественные. Когда я подарил книгу директору школы, находящейся в 40 км от Самарканда, она расплакалась. Это нормальные человеческие отношения. Но кому-то выгодно раздувать вражду между русскими и узбеками. Кому-то это, выходит, на руку, чтобы поссорить узбеков с русскими. На самом деле отношения с партнерами надо беречь. А плохие учителя есть везде, в том числе и в России. Это печально, но неизбежно.

Думаю, в Узбекистане сами разберутся в произошедшем и дадут этому инциденту правовую оценку, исходя из Закона об образовании Узбекистана. Забить ржавый гвоздь в российско-узбекские отношения просто. Наладить потом все снова будет сложнее", — заявил «СП» историк, политолог, профессор МГИМО МИД России Евгений Кожокин.

Да, факт остается фактом: на уроке русского языка в узбекской школе произошел неприятный случай. Но стоит ли делать после этого далеко идущие выводы о межнациональных отношениях? Думаю, проще разобраться во всем по-соседски, а педагогам — дать возможность решить проблему своими методами.




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация