Что такое фароискатель на авто и для чего он необходим
Фароискатель – это прожектор, установленный на обычном гражданском автотранспорте, военной или спасательной технике. Основной его особенностью является возможность ручного (крайне редко, электромеханического) управления потоком света.
В чем суть фароискателей
Это дополнительный прибор освещения для транспортного средства, который формирует световой пучок узкой направленности. Это может быть полезно в ситуации, когда нужно осмотреть пространство вокруг ТС. А средства дальнего и ближнего света с этой задачей не справляются (это ответ на вопрос о том, для чего нужен фароискатель).
Отсутствие рассеивателя позволяет сформировать мощный и узкий поток света, чётко выделяющий нужный участок в тёмное время суток.
В просторечии автолюбители называют таким термином две основных категории прожекторов:
- На поворотной конструкции (с механическим или электромеханическим приводом).
- На стационарной конструкции, не позволяющей поменять направление луча на ходу.
Одиноко стоящий прожектор, установленный где-нибудь на капоте, можно считать фароискателем. Однако если установлена группа таких светильников, где-нибудь на крыше автомобиля, то подобная конструкция на сленге любителей бездорожья именуется люстрой. Не стоит путь люстру с поисковой фарой.
Типы фароискателей
Поисковые фары классифицируют по способу крепления:
- Стационарное.
- Подвижное.
- Переносное.
Стационарное крепление жёстко фиксирует светильник на капоте, переднем крыле или стойке крыши. Оно может быть отрегулировано так, чтобы вектор направленности потока света поменялся, но не во время движения, а после остановки и ослабления винтовых фиксаторов. Кронштейн в комплекте может и не иметь возможности регулировки направленности вовсе.
Подвижное крепление может быть представлено как механической конструкцией, так и электромеханической. В первом случае направление можно менять или вращая фару за корпус, или специальной ручкой. Во втором случае могут быть выносные кнопки для управления из салона. Фароискатель с электромеханическим управлением удобнее, но есть и недостаток: меньший угол развертки.
Портативные поисковые фары могут и не иметь в комплекте креплений на кузов вовсе, но питаются от прикуривателя бытовой сети автомобиля. Используются они для проведения ремонтных или любых других работ в тёмное время суток.
Сектор освещения зависит от механической конструкции, в основном, сектор освещения составляет 360/450 градусов по горизонтали, и от 80 до 150 градусов, по вертикали.
По типу источника света, поисковые фары условно разделяют на три группы:
- Стандартные (лампы накаливания).
- Газоразрядные (в их конституции устанавливают галогеновые лампы).
- Светодиодные.
До определённого момента, фары с газоразрядными лампами давали сравнительно мощный поток света, в сравнении со светодиодными или стандартными вариантами. Впоследствии производители светодиодных фароискателей сумели сравнять позиции.
Сегодня светодиодные поисковые фары позволяют получить достойный уровень освещённости.
По специфике применения фароискатели можно разделить на:
- Для грузового и легкового автотранспорта, с рабочим напряжением в бортовой сети 12 вольт.
- Для транспорта с рабочим напряжением бортовой сети 24 вольт.
- Для специальной, военной, тракторной и другой сельскохозяйственной техники.
В зависимости от условий эксплуатации, набор характеристик конкретной модели светильника может существенно видоизменяться. Для эксплуатации поисковой фары на вездеходах и болотоходах в экстремально холодных регионах, важна не только влагоустойчивость, но и морозоустойчивость. Для обычного рейда по бездорожью в средней полосе России будет достаточно стандартных моделей.
Конструкция и принцип действия
Говоря о том, как устроен фароискатель на авто https://specsignal.ru/specsignaly/faroiskateli/, нужно разделить все на две группы: фары стандартные, галогеновые и светильники светодиодные. Первые два отличаются от стационарного прожектора тем, что рассеиватель или отсутствует вовсе, или присутствует, но с очень слабым рифлением.
В стандартном освещении рассеиватель компенсирует направленный, от рефлектора поток света. В поисковых фразах рассеивателя нет вовсе, или есть, но с очень слабым рифлением. Это и создаёт мощный и направленный пучок света.
Если в обычных фарах не было бы рассеивателя, водители просто следили бы друг друга. А формирующийся световой поток не мог бы подсветить все вокруг, он бил бы ровно в одну точку. В поисковых фароискателях с галогеновыми лампами, и лампами накаливания, используется ровно этот принцип.
Светодиодные поисковые фары устроены иначе. Это или блок из 10/20 светодиодов, каждый из которых имеет собственный рефлектор. Или же единичный светодиод/пара светодиодов, установленный в параболический рефлектор, по принципу, схожему с конструкцией стандартного галогенового фароискателя.
Требования к эксплуатации
Применение фароискателей регламентировано многочисленными ГОСТами, и правилами дорожного движения. Стандарт 8769-75 определяет поисковые фары, как дополнительные и внешние световые приборы. Но стандарты не определяют, как установить фароискатель, и не регламентирует ничего.
По сути, все правила использования фароискателей сводятся лишь к двум основным тезисам:
- Наличие такого светильника в конструкции автомобиля.
- Использование в населённых пунктах и на дорогах общего пользования.
Если на вашем автомобиле заводом-изготовителем поисковая фара не предусмотрена, то и по общему правилу, ставить ее нельзя.
При этом, для большинства машин производства УАЗ, проектом поисковая фара предусмотрена.
Плюс к тому, стандарт позволяет устанавливать внешнее освещение от других транспортных средств на модели машин, снятые с производства.
Резюме
Правила дорожного движения не запрещают передвигаться на транспортном средстве, с установленным фароискателем по дорогам общего пользования. Однако, использовать поисковые фары в населённых пунктах, и на дорогах общего пользования могут водители спецтранспорта.