ВЛ / Статьи

Что делает ретро-артиллерия среди новинок российского ОПК

+2
25-08-2023, 06:43...
1 050
Серьезные КБ занимаются несерьезными самоделками, выдавая их за «прорывные решения»

15 августа 2023 года на форуме «Армия-2023» я с группой иностранцев зашел на площадку, огороженную канатом. Начал снимать новейший опытный бронетранспортёр «Спартак» с 57-мм автоматической зенитной пушкой САЗП-57. И тут ко мне подходит какой-то вальяжный дядя и строго спрашивает: «Это — закрытая территория. Кто вас сюда пустил?» Я извиняюсь: «Ой, а я думал, что это — ретро-грузовик с 57-мм пушкой Грабина С-60, воевавшей ещё 70 лет назад в Корее». Товарищ скис и исчез.

Ну, что ж, 57-мм пушек С-60 наделано много, они и сейчас неплохо поражают легкобронированные цели на дальности 5−6 км: вертолёты, дроны и т. д. Но в эффективности С-60 в борьбе с «Томагавками» или с истребителями F-16 я сильно сомневаюсь.

Уже лет 20, как в локальных конфликтах С-60 в полевых условиях ставили на любое подвернувшееся под руку шасси. Те же боевики ИГИЛ* устанавливали С-60 на грузовики. Осенью 1998 года ВСУ на полигоне у Чернигова испытывали новую САУ — БТР-80, где вместо башни установили пушку С-60. Правда, на полях сражений подобная экзотика пока не замечена.

Зато ВСУ используют в боях как минимум несколько десятков С-60, установленных на гусеничном бронетранспортёре МТЛБ.

В 2020 году армяне также воевали в Карабахе на МТЛБ с установленной С-60. Наконец, российские войска на Украине применяют С-60, установленную на грузовике «Урал-4320».

Увы, нравится кому или нет, но С-60 предельно устарели, и к ним нет современных типов 57-мм боеприпасов. Поэтому можно и нужно делать на фронте «самоделки на коленке», создавая импровизированные САУ как с С-60, так и с 23-мм спаренной пушкой ЗУ-23−2. Но создавать для них новые шасси и серийно производить оные изделия на больших заводах — это «две большие разницы», как говорят в Одессе.

Вот, к примеру, середина 1990-х годов, КБ «Точмаш» работало над модернизированным вариантом 23-мм буксируемой установки ЗУ-23М. Прошло 25 лет, а в серию ЗУ-23М так и не пошла. А сколько денег на неё вбухали — государственная тайна.

А на форуме «Армия-2023» ПО «Туламашзавод» представило ещё одну буксируемую модернизацию — ЗУ-23АЭ. По сравнению с оригинальной ЗУ-23−2 темп стрельбы снизили в четыре (!) раза. С 2000 до 500 выстрелов в минуту — «в целях экономии дорогостоящих снарядов». А что, налажен выпуск новых «дорогостоящих» 23-мм выстрелов?

По данным изготовителя, три ЗУ-23АЭ можно разместить на расстоянии 100 метров друг от друга. Оператор одной из них может управлять двумя другими в автоматическом режиме. У него есть автомат сопровождения цели с современным оптическим блоком наведения, который оснащён теле- и тепловизионными камерами, а также лазерным дальномером.

Не могу понять, зачем делать три установки с суммарным темпом 1500 выстр./мин. вместо одной с темпом 2000 выстр./мин. Уменьшение темпа можно понять при стрельбе только по наземным целям. А вот для стрельбы по низколетящим воздушным целям в ХХ веке создавались установки калибра 20−30 мм со скорострельностью до 6000 выстр./мин. Обычно использовались блоки с шестью или семью стволами калибра 20−30 мм.

Из рекламы получается, что один оператор ЗУ-23АЭ заменит 27 номеров расчёта трёх ЗУ-23−2. Допускаю, что подобное возможно на корабле. А в полевых условиях расчёты трёх ЗУ-23АЭ только увеличатся за счёт специалистов по лазерам и прочим новинкам.

Но вернёмся на площадку за канатом, куда пускают только избранных. Там я узрел железное корыто с колёсной формулой 4×4 — чудо-юдо без окон и дверей. Оказалось, это — автодрон «Зубило», созданный АО «Ремдизель» (Набережные Челны).

Вес «Зубила» 16 тонн, максимальная скорость (видимо, по шоссе) — 100 км/ч. На «Зубиле» установлена полностью автоматизированная ЗУ-23. Да ещё он может и грузы перевозить.

В проспекте указано: «Автономность — 10 км». Это я не понял. Это предельное расстояние для оператора? И оное «Зубило» будет носиться по изрытым окопами и воронками полям Бахмута? И будет громить сухопутные объекты и дроны ВСУ?

Говорят, что на трассе Москва — Санкт-Петербург уже ездят беспилотные грузовики. На трассе установлены многочисленные датчики информации. Автодроны корректируются спутниковой системой ГЛОНАСС. А вот сидит ли на автодроне подстраховывающий дядя, неизвестно. Между прочим, на Украине обе стороны успешно глушат спутниковую навигацию.

А что это за супер-оружие — ЗУ-23−2? Это буксируемая зенитная установка, принятая на вооружение 22 июня 1960 года по Постановлению Совета министров СССР № 313−125. Серийное производство установок велось на заводах № 525 в Куйбышеве и № 535 в Туле. Боеприпасы производились в Зеленодольске и Дзержинске.

ЗУ-23−2 оказались эффективны в бою и удобны в эксплуатации. В ХХ веке они поступили на вооружение 60 государств мира и участвовали во всех локальных войнах второй половины ХХ века и начала XXI века.

С 1970 года в ремчастях армий и в отрядах боевиков начали создаваться самоходные 23-мм установки. В СССР ЗУ-23−2 ставили на автомобили ГАЗ-66, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, «Урал-375», «Урал-4320», на бронетранспортёры МТЛБ, МД «Ракушка» и т. д.

По Ираку и Сирии уже 15 лет носятся лихие тачанки всех племён и народов — ЗУ-23−2 на джипах всех марок.

К 2014 году в ВСУ и на складах находилось около трёхсот старых советских ЗУ-23−2. Однако сами установки и боеприпасы для них в незалежной не производились. С 2014 года ВСУ и ополченцы Донбасса ставили ЗУ-23−2 на автомобили ГАЗ-66, ЗИЛ-131, на БТР МТЛБ и даже на танковые тягачи БТС-4.

По данным СМИ, осенью 2017 года украинское ГП КБ «Артиллерийское вооружение» наладило производство стволов КБА40 для ЗУ-23−2. А в июне 2021 года на Ровенском полигоне проходил испытания буксируемый клон советской ЗУ-23−2, изготовленный компанией «Украинская бронетехника».

Кроме того, на вооружение ВСУ поступают ЗУ-23−2 и их национальные модернизации из Польши, Финляндии и других стран. Так, украинское «телебачення» показало учения 122-й бригады территориальной обороны под Одессой с применением 23itk61 — финской модернизации ЗУ-23−2.

Как видим, на Украине с обеих стороны работают сотни «Зушек». Но нужно ли России, спустя полвека, вновь запускать в серийное производство ЗУ-23−2, пусть даже в модернизированном варианте? Если верить СМИ, на наших заводах и так ведётся производство 23-мм стволов для ЗУ-23, и, видимо, этого достаточно.

А всем любителям ретро-артсистем ЗУ-23 и С-60 надо всё просчитать по критерию эффективность/стоимость.

«Самоделки на коленке», устанавливаемые на автомобили и БТР, имеют весьма высокий коэффициент эффективность/стоимость. Благо, ремрота может за день-два с помощью нехитрых приспособлений установить ЗУ-23 на грузовик или БТР. Расход средств минимальный — выдать солдатикам по пол-литра «продукта 38» (секретный индекс 1941 года) на нос. И делов-то?

А вот для создания новых зенитных систем в армии, авиации и на флоте России имеются тысячи 30-мм артсистем — одноствольных, двуствольных и шестиствольных. Вот с ними-то и надо создавать новые САУ, системы управления огнём, а главное, снаряды с программируемыми взрывателями. Такие взрыватели устанавливаются с помощью индуктивного кольца при покидании снарядом дульного среза.

* ИГИЛ — организация, запрещенная в РФ.




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация