К-55 – второй мотоцикл из Коврова
Советский Союз уделял много внимания выпуску самых разных типов мотоциклов, от легких гражданских до тяжелых военных. Примечательно, что легкие мотоциклы создавались в основном после окончания Великой Отечественной войны, когда с одной стороны материально-техническая база была ослабленной, а с другой – на гражданской службе понадобился простой и компактный транспорт. И все же советские умельцы уже в 50х гг. стали создавать такой мототранспорт, который постепенно впитывал в себя все новые и новые элементы конструкции, не встречавшиеся у предшественников. Яркий тому пример – мотоцикл К-55.
Этот мотоцикл, появившийся в 1955 г., по сути являлся развитием первого мототранспорта производства Завод им. Дегтярева в г. Ковров Владимирской области – К-125, или «Ковровец». На первый взгляд К-55 мало чем отличался от 125й модели, однако главные новшества в нем – новый тип подвески, которая стала мягче, и переделанная рама. Внешние же изменения были незначительными: общий вид остался старым, мотоцикл по-прежнему рассчитывался на одного человека (хотя в крайнем случае на К-55 могли ехать и двое), а число хромированных деталей все еще было мизерным. Двигатель тоже конструктивно практически не изменился, но некоторые его элементы все же были улучшены, в результате мотор стал развивать 4,75 л. с. при объеме 125 куб. см. Немаловажное улучшение – появление специальных щитков, защищавших мотор и мотоциклиста от попадания грязи. Такой элемент был очень важным для СССР, поскольку хороших дорог было мало. Скоростные же характеристики после увеличения мощности мотора почти не изменились: К-55 мог разгоняться до 75 км/ч, правда, только по шоссе.
Серийное производство К-55 продлилось относительно недолго – до 1958 г. Тем не менее, новый мотоцикл стал работать не только в народном хозяйстве и попадать в частные руки: часть экземпляров шла на экспорт, и по некоторым данным, одним из первых импортеров этой модели стала Венгрия. В нашей же стране К-55 стали распространенными и в городах, и на селе. Купить мотошины на него можно было только в специализированном магазине. Легкие и простые в обслуживании мотоциклы стали наряду с К-125 важным транспортным средством для советских граждан, которые по разным причинам не могли себе позволить приобрести автомобиль. Однако существовали не только гражданские К-55, но и его спортивные модификации: К-55С1, который был на 12 кг легче гражданского мотоцикла, имел мотор увеличенной мощности 7 лошадок и предназначался для мотокросса, С2 для гонок на треках и С1М для соревнований на выносливость. Всего было выпущено 300 спортивных мотоциклов на базе К-55.
Стандартный же мотоцикл со временем модернизировался: в 1958 г. он получил новое электрооборудование, более простое в обслуживании. Такое решение тоже сыграло на руку мотоциклу: благодаря этому он стал еще более неприхотливым и способным к быстрому возвращению в рабочее состояние после зимних простоев. Впоследствии этот элемент внедрился на следующие мотоциклы ковровского производства.
В 1958 г. в Коврове были готовы к производству сразу два новых мотоцикла – К-58 и К-175. Сравнительные испытания показали, что К-55 сильно уступает по характеристикам обеим моделям, и в том же году производство 55го свернули, всего выпустив около 239 000 таких мотоциклов. Многие мотоциклы продолжали верно служить на пользу Отечеству еще как минимум десяток лет, и все же со временем их вытеснили мотороллеры, чехословацкие мотоциклы и более тяжелый советский мототранспорт. Сегодня в живых остались считанные единицы К-55, и самый известный из них находится в Музее автомотостарины во Владивостоке.
К-55 – легкий советский мотоцикл, не отличившийся долголетием, но ставший продолжением целого семейства мототранспорта, выпускавшегося во Владимирской области. За относительно короткий период он сумел стать популярным и оставаться таким ровно до тех пор, пока не появились более современные мотоциклы, способные его заменить.