ВЛ / Статьи

Проблемы с Польшей можно решить нашими военными кораблями в портах США, опыт есть

+1
23-01-2023, 08:36...
1 309
Возрождение флота после Крымской войны резко усилило роль России в мировой политике

В 1853—1860 годах в истории русского флота произошло несколько вроде бы взаимоисключающих друг друга событий. В ходе позорно проигранной Крымской войны русский флот с блеском выиграл одно сражение (Синопское), и не проиграл ни одного. Мало того, союзным флотам не удалось потопить ни одного русского корабля. В ходе нападений в 1854—1855 годах на Свеаборг на Балтике и Петропавловск на Тихом океане русские корабли совместно с береговой артиллерией успешно отразили нападения англо-французов и, можно сказать, выиграли эти сражения по очкам (с обеих сторон не было потоплено ни одного корабля).

В 1854 году весь Черноморский флот был затоплен русскими адмиралами в Севастополе. Балтийский флот практически не пострадал в Крымскую войну, но к 1856 году представлял собой кучу деревянного хлама. Его большую часть составляли парусные корабли и несколько колёсных пароходов.

Они не могли защитить родные берега от британских и французских броненосцев и были не в состоянии действовать на океанских коммуникациях вероятного противника. Тем не менее русские парусные корабли на Балтике были исключены из состава флота только в середине 70-х годов XIX века.

Но вот случилось чудо. Впервые в истории российский флот вышел в мировой океан. 8 июля 1857 года из Кронштадта на Тихий океан ушёл фрегат «Аскольд» под командованием флигель-адъютанта Унковского.

Увы, на фрегате оказалось много неполадок, для устранения которых приходилось заходить в порты Киль, Брест и др. И лишь 16 мая следующего 1858 года «Аскольд» бросил якорь в порту Гонконга. Главное же — поход «Аскольда» положил начало созданию русского океанского флота.

19 сентября 1857 года из Кронштадта на Тихий океан впервые в истории российского флота пошла целая эскадра под командованием капитана 1 ранга Д.Н. Кузнецова. Она получила название первого Амурского отряда, в составе которого были корветы «Воевода», «Новик», «Боярин» и клипера «Джигит», «Пластун» и «Стрелок». Российско-американская компания предоставила для них судно снабжения — транспорт «Николай I».

В июле 1858 года из Кронштадта на Тихий океан отправился второй Амурский отряд под командованием капитана 1 ранга А.А. Попова. В его составе были корветы «Рында», «Гридень» и клипер «Опричник».

Почти через год, в конце августа 1859 года, на Тихий океан отправился из Кронштадта новый отряд: корвет «Посадник», клипера «Наездник» и «Разбойник». Причём, чтобы быстрей дойти до места, им было приказано идти раздельно. Впрочем, это, видимо, была формальная причина, а на самом деле это затрудняло слежение за ними британских кораблей.

Русские фрегаты, корветы и клипера сочетали паровые машины с отличным парусным вооружением. Любопытно, что максимальная скорость этих судов под паром была в среднем ниже, чем под парусами. Так, фрегат «Илья Муромец» давал под паром до 8 узлов, а при полном ветре под парусами — 12 узлов. А скорость хода корвета «Богатырь» под парусами достигала 14 узлов.

Фрегаты, корветы и клипера предназначались для действий в океане и должны были большую часть времени проводить под парусами. Машины вводились в действие лишь в штиль, в узкостях прибрежных вод и, разумеется, в бою. Чтобы не мешать действиям с парусами, на многих судах паровые трубы делались телескопическими, то есть убирающимися. На многих кораблях трубы наклонялись и опускались на палубу. Поэтому часто на фотографиях и рисунках парусно-паровые суда выглядят как чисто парусные. Чтобы гребной винт не создавал дополнительного сопротивления при ходе под парусами, его разъединяли с валом и поднимали внутрь корпуса через специальный колодец.

Помимо упомянутых кораблей, в Индийском и Тихом океанах борьбу с вражеским судоходством и атаки слабозащищённых колониальных портов могли вести мореходные парусно-паровые канонерские лодки.

В январе 1863 года польские паны подняли очередной мятеж в Царстве Польском. В Лондоне и Париже всерьёз рассматривали планы вооружённого вмешательства во внутренние дела Российской империи. Папа Пий IX призывал всех католиков в мире помочь Польше, то есть к новому крестовому походу. В Петербурге Александр II, вице-канцлер Горчаков и другие сановники трепетали от одной мысли о новой Крымской войне.

И тут в очередной раз империю выручили лихие моряки на своих быстроходных клиперах, корветах и фрегатах.

В начале 1863 года в мире сложилась очень любопытная ситуация. Англия и Франция — поборники «свободы в Польше», одновременно выступили на стороне южан в Америке, которые вступили в войну с Североамериканскими Штатами, чтобы не допустить освобождения чёрных рабов. Это, в свою очередь, привело к сближению североамериканских демократов с самой реакционной монархией Европы.

23 июня 1863 года управляющий Морским министерством адмирал Николай Карлович Краббе подал Александру II всеподданнейшую записку. Там он предложил послать к берегам США две эскадры русских парусно-паровых кораблей.

Краббе советовал не останавливаться из-за возможности потери некоторых крейсерских судов, так как это неизбежная случайность, всегда допустимая во время военных действий.

Разработанной адмиралом Краббе инструкцией предписывалось в случае открытия военных действий по прибытии наших эскадр в Америку, распределить суда обеих эскадр на торговых путях Атлантического, Тихого, а по надобности и других океанов и морей для нанесения всевозможного вреда неприятельской торговле и, в случае возможности, для нападения на слабые места английских и французских колоний.

24 сентября (по ст. стилю) 1863 года эскадра Лесовского вошла в Нью-Йоркскую гавань, где её уже ждал фрегат «Ослябя», пришедший туда из Средиземного моря.

Вскоре фрегат «Александр Невский» под флагом контр-адмирала Лесовского в сопровождении фрегата «Пересвет» и корвета «Витязь» отправился в Карибское море и Мексиканский залив, то есть в районы, буквально кишевшие английскими торговыми судами. Фрегат «Ослябя», корвет «Варяг» и клипер «Алмаз» были оставлены в портах США. Командовать ими было поручено командиру фрегата «Ослябя» капитану 1 ранга Бутакову.

В пути отряд Лесовского разделился. «Пересвет» посетил южные порты Кубы. «Витязь» посетил Британский Гондурас, Гавану, порт Рояль (на о. Ямайка), Кюрасао и Картахену. Сам адмирал на «Александре Невском» посетил северные порты Кубы. Следует заметить, что испанцы с удовольствием снабжали русских углём и продовольствием. С одной стороны, наши моряки платили золотом, а с другой, испанцы недолюбливали англичан.

А теперь перенесёмся из Америки на другую сторону земного шара, в Николаевск-на-Амуре — главную базу Сибирской флотилии. 8 июля 1863 года там получили срочный приказ из Петербурга от адмирала Краббе: «Немедленно сосредоточить силы, чтобы по получении известия об открытии военных действий немедленно направить их на слабые и уязвимые места противника».

Русские крейсера поодиночке пересекли Тихий океан и встретились все вместе на рейде Сан-Франциско. К 27 октября 1863 года здесь собрались корветы «Калевала» (флагман), «Богатырь» и «Рында», клипера «Абрек» и «Гайдамак». В крейсерство в Средиземное море отправились фрегат «Олег» и корвет «Сокол».

Сразу же после прибытия эскадр в Америку антирусская коалиция развалилась. Первой поспешила отойти Австрия, которая, сразу почуяв всю шаткость положения, предвидя близкую размолвку Англии и Франции, побоялась принять на себя совместный удар России и Пруссии. Австрия, круто изменив свою политику, не только пошла на соглашение с Россией, но даже стала содействовать усмирению мятежа в Царстве Польском.

Ну а королева Англии и император Франции сбавили тон и ограничились маловразумительными протестами.

Итак, исход «польского кризиса» 1863 года без единого выстрела решили наши храбрые моряки, готовые драться с англичанами на всех широтах. Не меньшую роль сыграли и наши солдаты, которые совместно с польскими и малороссийскими крестьянам укротили буйное панство.




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация