ВЛ / Статьи

Боррель предлагает убрать Россию с дороги

+2
22-11-2022, 11:07...
1 778
Европа проложит транспортные маршруты в Центральную Азию, чтобы удобней было грабить 

Строительство новых транспортных коридоров в Среднюю Азию в обход России позволит Евросоюзу задействовать огромный потенциал этого региона. Об этом заявил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.

На минувшей неделе верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности совершил поездку по Центральной (Средней) Азии. Побывал в Казахстане, где встретился с президентом Касым-Жомартом Токаевым, а в Самарканде принял участие в качестве председателя во встрече министров стран ЕС и Центральной Азии, которую принимал министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов.

20 января, после возвращения в Брюссель, Боррель в своем официальном блоге опубликовал нечто вроде «отчета о проделанной работе», в котором указал, что ЕС нужно углублять связи со странами Средней Азии.

Он признал, что Россия и Китай «играли и продолжают играть» ведущую роль в регионе. Но, «также очевидно», по его словам, что страны этого региона стремятся «диверсифицировать свои отношения», и рассматривают ЕС в качестве «предпочтительного партнера».

Этими переменами, как считает Боррель, Евросоюзу стоит воспользоваться.

«Мы должны углубить наши связи с регионом и использовать тот огромный потенциал, который он может предложить, с точки зрения поставок энергии, критического сырья и новых транспортных коридоров, не зависящих от России», — указал еврокомиссар.

И пояснил, что речь, прежде всего, идет о Транскаспийском транспортном маршруте.

От кого-кого, а от Борреля довольно странно слышать подобное. Ведь совсем недавно он заявлял, что «привилегированная» Европа — это «ухоженный сад», а окружающий ее мир — «агрессивные джунгли». И призывал беречь этот сад от вторжения из джунглей.

Теперь же предлагает соединить два таких разных мира транспортным коридором. Правда, в обход России…

Про Китай Боррель ничего не сказал. Между тем, Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТКТМ) начинается именно там — в Поднебесной. Потом проходит Казахстан и через акваторию Каспийского моря идет дальше в Азербайджан, а затем в Грузию и Турцию, откуда возможно проводить поставки в Европу.

Другой вопрос, сможет ли этот путь стать полноценной альтернативой маршрута через Россию?

— У Китая и Евросоюза есть желание создать систему обмена товарами, чтобы дешевые китайские товары шли не только на американский рынок, но и на европейский в массовом объеме, — комментирует ситуацию директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев. — Они и так идут, но недостаточно большое количество. Это старая мечта, которую Си Цзиньпин обещал выполнять. Но всем было понятно, что основная часть пути, это — «Севморпуть» или «Транссиб» — т.е. российский путь.

И вот г-н Боррель (думаю, он не столько к Центральной Азии обращался, сколько к Китаю) сказал, наконец, что «мы можем это же проделать, только без России. Будем поставлять китайские товары через Центральную Азию». Построим для этого дороги, проложим новые железнодорожные пути, аэропорты и будем все поставлять, как и собирались.

Но раньше это был союз Европы, России и Китая, а теперь будет союз Европы, Китая и США. Плюс что-то обломится и Центральной Азии, потому что, понятно, нужно строить те самые дороги, аэропорты и т. д.

Вот об этом Боррель говорит. О создании системы торговли «Восток — Запад» только без России. Собственно, она и так создавалась, но с Россией. Теперь поставлена задача сделать это без нее.

Дорога через Центральную Азию и дальше через Закавказье в любом случае была бы. Потому что для поставок китайских товаров в Европу всех имеющихся дорог не хватит. Просто идея в том, что «мы сейчас так разовьем этот третий — Транскаспийский маршрут, что российские вообще не потребуются».

Я думаю, пока она утопическая. Теоретически возможно, что «Великий шелковый путь» будет восстановлен, но вряд ли это получится очень скоро. Представляете, какой объем нужен железных дорог и просто дорог…

Кроме того, малые и средние страны Средней Азии уже давно, так скажем, это Китай. И туркменская экономика — китайская, и киргизская экономика — китайская. Таджикская — персидская.

Но если Европа хочет играть без Китая, то значит, Европа опять играет в политику, а не в экономику.

«СП»: — Скорее, она хочет играть и в политику, и в экономику одновременно…

— У Европы нет столько денег, чтобы вкладывать в заведомо провальные с точки зрения экономики проекты в виде экономики Центральной Азии без Китая. Без России, конечно, они обойдутся. В том смысле, что объем будет меньше. Две трети реальных транспортных путей — это мы. Но они могут попытаться сыграть на одну треть.

Это — пожалуйста. Будет проблематично, но сделать можно.

Но там есть политические проблемы. Потому что, если без России, то кто гарантирует, что Китай не поглотит Казахстан с Узбекистаном? Собственно, более-менее взвешенная позиция этих республик по отношению России связана именно с этим.

Мы нужны Казахстану и Узбекистану как механизм защиты. Это первое.

Второе. Узбекистан сейчас в больше степени ориентируется не на Европу, а на Соединенные Штаты. Американцам этот транспортный коридор, как козе баян. Он им даже вреден.

«СП»: — При этом в Госдепартаменте заявили недавно, что приоритетной целью политики США должно стать разъединение экономик Азии и России. Разве у Борреля не та же самая «методичка»?

— Американцам нужно забрать под себя Центральную Азию. Но им не нужен транспортный коридор через Центральную Азию. Их вообще экономический аспект в чистом виде Центральной Азии не очень волнует. Для них это геополитика.

Интересы американцев и европейцев здесь не совпадают. Если с позиции «назло маме отморожу палец», то у американцев здесь геополитика, у европейцев — геоидеотизм. Что они собираются из центральной Азии возить, холопок?

Да, там много, чего есть. Но это добывать научиться надо. Кто добывать будет, если в мое время еще вставал вопрос, что специалистов нет. С тех пор вряд ли там ситуация к лучшему изменилась.

«СП»: — Зачем тогда Боррелю делать подобные заявления?

— Как зачем? Для политики. Подтянуть под себя страны, увеличить площадь своего влияния. Оно, в конечном счете, экономически, наверное, окупается, но в очень «дальнем прицеле».

Для нас это тоже, с одной стороны, серьезно. Потому что означает, что Центральную Азию у нас будут отъедать. С другой стороны, ее у нас будут отъедать в любом случае. Плохо, но вряд ли этому можно противостоять. ЕАЭС существует до тех пор, пока более богатые игроки не предложат странам Центральной Азии что-то более вкусное.

Тем не менее, развивать отношения со странами региона надо, конечно же. Только надо объяснить еще той стороне, в чем здесь обоюдная выгода.

Россия для стран Средней Азии важный партнер. Мы их защищаем, и кроме нас их защищать никто не будет. Однако за нашей спиной узбеки уже подгребают к американцам, казахи — непонятно пока к кому. Но в любом случае — западный вектор.




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация