ВЛ / Статьи

Америка, о которой не любят рассказывать эмигранты

+3
22-08-2022, 09:14...
1 852
Недавно, после очередного "плача ярославны" по поводу тяжелой жизни вна Украине, решила поделиться своими впечатлениями о своей 30-летней жизни в США.

Начну с того, что моя "иммиграция" была вначале чистой воды авантюрой. Не так уж мне плохо жилось в Запорожье. У нас с мужем была 3-х комнатная квартира, работа, а также любовь и радость от общения.

Но потом наступили суровые годы перестройки. И одна за другой стали возникать мысли, что нужно бежать из страны, роняя тапки.

Во-первых, мне не понравились настроения украинских властей по отношению к России и СССР. "Россия съела все мясо и сало, ограбила Украину, так что отделение обогатит каждого украинца" звучало как сюр. Но еще страшнее было видеть, как мои сограждане велись на этот тупой развод! Кравчук обещал то ли по кило, то ли по 2 кило золота на семью после отделения. Чем нелепее было вранье, тем сильнее оно возбуждало народ. Это было видеть по крайней мере неуютно.

Желание Кравчука стать царем вместо Горбачева и Ельцина - вот что было сутью этой "незалежности". Игра на национальных чувствах людей, их желании жить богато и свободно бессовестно эксплуатировались.

Потом, я не верила в процветание отрубленной от общей системы экономики. Я однажды видела, сколько живет хвост без ящерицы. Этого было достаточно, чтобы понять, какая наступит жопа. В уме подсчитала, сколько лет уйдет на то, чтобы пережить шок от разрыва интеграции и восстановление страны. Что-то сделать для музыкального образования в таких условиях я не видела никакой возможности.

А в это время страна начала напоминать мне коммунальную кухню, где скоро соседи начнут друг другу плевать в борщ. Время поджимало.

Ну и еще один момент. Я уже ознакомилась с тем, что такое компьютер и какие у него возможности. И поняла, что моей зарплаты за 10 лет не хватит, чтобы приобрести такую машину. А без компьютера софта как ни крути не создать.

На всякий случай, в надежде не затевать ничего большого, я попёрлась к местному запорожскому авторитету и по совместительству родителю моей ученицы в муз школе. Новые украинцы были для меня пока загадкой: кто они? Чем дышат? Какие у них цели?

Когда встал вопрос о спонсорстве для учителей нашей школы, пострадавших от инфляции, я решила проверить: что за новый класс буржуев появился в Украине?

И вот я стою уже в шикарном кабинете у папы своей ученицы. Он с широкого плеча даёт мне ровно половину вопрошаемой суммы.

"А всю сумму не можете?" - спросила я на всякий случай.

"Пойдешь со мной в баню, дам даже больше!" - ответил мне этот "галантный" и "щедрый" человек, почему-то резко перейдя на ты.

"Спасибо, как-нибудь в другой раз!" - сказала я, сгребая фантики (украинские купоны) со стола. Выбегая из кабинета, я отчетливо поняла: сюда я больше ни ногой. Еще я почувствовала: в стране поднимается еще более тупиковый класс. На этой поляне третьяковых и морозовых не предвидится. Раздербанят страну без страха и совести.

После этого случая я попросила Игоря уволиться с его конструкторского бюро, чтобы начинать вострить лыжи на запад. Игорь устроился в кооператив "Рога и копыта", коих в стране росло как грибов после дождя, по протекции. И первая же запланированная командировка по обмену опытом в Дюссельдорф в нашей семье запустила программу бегства из Украины.

Упаковав чемодан мужа консервами и сгущенкой, я сказала: "Не возвращайся. Если вернешься, я перестану тебя уважать!" Эти слова мучают меня до сих пор. Но что сделано, не вернешь уже. Прости меня, Игорь. Я была жестока к тебе. Хотела, как лучше.

До начала 21 века и в СССР, и в США был курс на "светлое будущее".

Мы жили мечтой о коммунизме. Наши новости начинались с рассказов о перевыполнении планов, вестей с полей, позитива, в общем. Нам говорили, что впереди будет еще лучше и еще веселее. Пессимизм внутри нас, не получая поддержку извне, хирел, порой принимал на грудь, но в целом держался молодцом: за парадами были застолья. Мы радовались, как дети, банке печени трески. Покупка обновок была целым событием. В общем, жизнь удалась!

США развлекало публику несколько другим способом: там тоже рассказывали о величии страны. Только мотивацию поддерживали иначе: показывали положительный пример (успешных бизнесменов) и отрицательный пример (бомжей и реднеков). Контраст побуждал к трудовым подвигам. В то время все производства еще не уехали в Китай и американская мечта еще не потеряла глянцевого сияния.

И вот в тут мы во время "перестройки" как - то плавно все перешли на новую повесточку: у нас в стране все плохо - у них за бугром все хорошо. СМИ принялись поносить все наше и восхвалять все "ихнее". Так мы проснулись в "Стране дураков" и наши кулаки яростно сжимались под песню Талькова. Как-то жить в стране дураков было некузяво.

Прошло время, бегство удалось и я переехала в США, страну "гигантских возможностей" с изрядно промытыми мозгами человека из "страны дураков". О том, как постепенно мои мозги вставали на место, этот рассказ. Постараюсь поэтапно.

Что насторожило сразу? Условия работы кассиров в супермаркетах бросилось в глаза с первым же посещением магазина. Количество товаров и их разнообразие поразили, но не настолько. Кассиры любого возраста, даже инвалиды, стояли у кассы в любое время дня: утром, днем и ночью (в круглосуточных магазинах). Они постоянно улыбались и повторяли одно и то же, как механические куклы. Хотелось бежать оттуда куда глаза глядят.

Возможно, кому-то и в голову не пришла бы идея обратить на это внимание. Но, поставив себя на место Игоря, который так начинал в стране, пока готовил мой приезд, я не смогла не уделить внимания этим кассирам. У них не было даже стула или табуретки. Стояли насмерть у этой кассы. Если они отлучались, то очень ненадолго. Сколько им платили за этот труд, я тоже хорошо знала.

Сам собой возник вопрос о человеколюбии. Жесткость к кассирам для меня, человека из СССР, стала первым шоком. Я получила четкое понимание того, что эта страна ради прибыли пойдет на всё, что деньги здесь - цель, ради которой человеков не жаль.

Новая подруга Марийка и её история.

В украинской диаспоре, которая взяла над нами шефство, у меня появилась новая подруга.

Марийка родилась в Канаде, в семье иммигрантов с Украины, которые познакомились в американской зоне Берлина после угона в Германию, уже после войны. После рождения двух дочерей семья переехала в Нью Йорк. Родители Марийки не знали продыху и работали на нескольких работах. Ели только дома. Они копили каждый цент на образование своих дочерей - Марийки и Леси. Обе получили хорошее образование в частных школах. Обе получили высшее образование.

Марийка была первая, кто пригласил нашу семью к себе домой на обед. Мы приехали к ней, и нам показалось, что мы попали в рай. Дом у Марийки был двухэтажный. Он показался нам гигантским! Все в доме было красиво, со вкусом и в украинском стиле отделано. Обед показался верхом кулинарного искусства. И тогда подумалось: вот правильно, что переехали! Осталось подняться до уровня Марийки, и жизнь будет зашибись.

Потом мы узнали, что Марийка на самом деле работает очень, очень много. Дом покидает рано утром, возвращается поздно вечером. И да! Платит ипотеку. Много. Так что побыть дома и пригласить гостей - это для Марийки не такое уж частое удовольствие, потому что к выходным дела накапливаются и не всегда хватает времени все переделать.

Но тогда все казалось таким пустяком! Хотелось тоже однажды купить такой дом. *Много лет спустя купила дом еще краше, но такого счастья, как в скромной квартире в Запорожье уже никогда не было, да и иллюзий значительно поубавилось.

Еще не имея никаких документов, я рвалась в бой и искала возможности начать работать хотя бы волонтером.

Так я нашла садик Монтессори и решила там понабраться опыта, чтобы научиться английскому, присмотреться к детям и продолжить свои исследования о том, можно ли учить их от 2 до 5 музыке

Этот садик был рекомендован мне Марийкой. Она была из того среднего класса, который чуть выше среднего, была высоко оплачиваемым инженером и матерью-одиночкой, поэтому садик выбрала согласно своему статусу - недешевый. Она просто души не чаяла в своей дочке Андрийке и старалась дать ей всё самое лучшее.

Забегу на десятилетие вперед: Марийка скончалась в 50-летнем возрасте от рака лёгких 4 степени. Американцы часто неохотно обращаются к врачу, потому что медицинское обследование стоит очень дорого даже со страховкой. Так вот, Марийка обратилась к врачу-терапевту и он ей назначил пить таблетки от аллергии - кларитин. Она их пила несколько месяцев, но кашель не проходил. Тогда они с доктором решили, что страховке пора раскошелиться на более дорогостоящие тесты. Тесты показали, что жить Марийке осталось несколько месяцев. Было слишком поздно.

Я до сих пор помню, как рыдала Марийка и спрашивала: почему с ней всё это произошло и что теперь будет с Андрийкой. Но к тому времени я уже понимала, что ответ слишком очевиден и циничен: медицина в США исключила превентивные методы, обязательные медосмотры, которые я так ненавидела в СССР. Нас заставляли делать рентген, обходить всех врачей то ли каждые полгода - то ли каждый год. Блин, к нам в школу дантисты приезжали! То есть старались предостеречь от хронических болезней.

В США основная цель - получить побольше денег для страховых и фармацевтических компаний, а потом сделать всё возможное, чтобы из этих денег потратить на пациента как можно меньше. Люди воспринимаются, словно животные. Сначала с них надо всю шерсть снимать, а потом - полумертвые - они на мясо годятся.

Марийку лечили долго и вкусно. Она подписывала кучу разных бумажек, в которых соглашалась на любые опыты над собой. Индустрия для больных раком процветает в США. На больных производят разные опыты. Одним дают неиспытанные лекарства, другим пустышки. И наблюдают: выживет ли человек или откинет коньки.

На тот момент времени у меня была способность лечить руками. Я ездила к Марийке каждый день. И она стала поправляться! Опухоль стала сжиматься как шагреневая кожа. Метастазы ушли. И если раньше ни о какой радиации речь не шла из-за метастаз, то тут врачи заговорили о том, что теперь опухоль маленькая и можно ее убить.

Я хотела предложить просто продолжать то, что мы начали. Но не имела права на это! Отпустила ее на радиацию. После этого мои руки не могли найти очаг болезни. Он рассеялся какими - то бульбочками по всему телу. Марийка прожила еще несколько месяцев и умерла.

Ей было даровано полтора года. Но с тех пор, после этого случая, моя способность снимать боль и удалять очаги заражения пропали. Я больше никогда не занималась этим.

Но вернемся к началу истории.

Итак, мое первое место работы - элитный садик Монтессори.

Это был небольшой амбар с крайне ограниченным количеством полезной площади. Дети ели, спали и играли в одном и том же помещении. Периодически их выводили гулять на крошечный дворик, в котором кроме горок больше ничего не было.

Что ели дети?

Детей кормили кусочком пиццы или гамбургера или макаронами с сыром. Пить давали искусственные напитки с усилителями вкусов фруктов. Так кормили всех детей от 2 лет без исключения.

Как спали дети?

Детей укладывали спать на циновках, обитых кожзаменителем без подушек и простыней. Их после улицы не переодевали и не разували. Детишки укладывались на полу прямо в грязных кроссовках и в той одежде, в которой они ковырялись в земле. Сопли и слюни текли по полопавшейся в разных местах синей искусственной обивке. Зрелище не для слабонервных.

Как играли дети?

Игрушек было много. Очень ярких и разнообразных. Игрушки ярких, просто ядовитых цветов из пластика. Учебных материалов системы Монтессори было немного. Они стоили дорого и были изготовлены из дерева. Многие комплекты были неполными и старыми.

Никакой системы в играх не было. Просто дети расхватывали игрушки и сами себя занимали.

Я притащила свой синтезатор и стала их учить песенкам и нотам. Но это воспринималось странно.

Неприятное открытие 1 в садике Монтессори:

Для работы с детьми набирали маргинальный персонал прямо с улицы. Оплата минимальная. Дипломов не требовали. Медицинское обследование? Не слышали о таком. Видела не раз, как такой персонал облизывал соски для 2-х леток и вкладывал им в рот.

В садике были также "профессионалы" - те, кто прошли хоть какие-то курсы Монтессори. Одна из таких женщин стала моей подругой: её звали Анжела и она была из Шри Ланки.

Так вот, эта Анжела проработала там около 10 лет и получала 10 долларов в час. Когда пришло время повышать ей зарплату по выслуге до 12 долларов в час, Анжелу уволили. Прежде, чем сделать это, директриса и ее подручная начали восстанавливать против Анжелы коллектив и придираться ко всему, что она делала.

Поскольку я там была свободным художником, не зависящим от этого змеюшника, то наблюдала за травлей Анжелы со стороны и порой старалась поддержать её или дать совет.

Но за действиями директрисы стоял владелец школы, в интересах которого было выкинуть Анжелу и взять на работу нового "специалиста", который будет счастливо довольствоваться 6-7 долларами в час. У Анжелы не было никаких шансов! И выпнули её довольно быстро, но очень болезненно, без выходных пособий и прочего.

В этом частном садике не было никакого социального пакета. Люди работали по свободному найму. Оплата налогов, медицинская страховка - все было их личной проблемой. Разумеется, никто страховки не покупал (очень дорого) и поэтому к врачам старался не обращаться.

Шоком было для меня посещение группы для новорожденных. Там были дети, которые родились 3-5 дней назад! Их матери не могли себе позволить неоплаченный отпуск и вынуждены были сдавать в садик таких крох.

Повторяю: в руки людей чуть ли не с улицы, без образования и даже не прошедших медицинский осмотр! В группе для новорожденных ни одного "профессионала" Монтессори не было за ненадобностью. И мамочки, едва родив, относили своих детей вот в такое заведение! Потом я узнала, что и работали они до самого последнего дня до родов. Оплачиваемый отпуск для беременных? Это роскошь в США.

Однажды "педагогический коллектив" садика пригласил меня на "мероприятие". К нему все очень готовились, держали событие от меня в секрете, чтобы сделать мне сюрприз.

Место, куда мы приехали, оказалось мужским стрип клубом. Там музыка била буквально по мозгам, верещали женщины, словно поросята во время экзекуции и стоял дым коромыслом. Поскольку для меня работа мужчины - стриптизера так же скучна, как работа самосвала в ночную смену, я поняла что не проживу в такой обстановке и 15 минут. Поэтому начала кашлять как подорванная и кричать, что у меня астматический припадок и я сейчас умру.

Поскольку мои "коллеги" не дали мне приехать своим ходом, а городского транспорта в Хьюстоне нет, меня, сцепив зубы повезли домой. Испортила я им такую развлекуху! Это для них был урок: меня оставили в покое и больше не приглашали на подобные "интеллектуальные" мероприятия.

Я так поняла, что большинство эмигрантов любят укреплять себя в мысли, что они не зря покинули свою родину и поэтому будут хвалить жизнь на западе до последнего вздоха. Может, они и правда так думают, потому что для них такие "мелочи" не так важны, как для меня.

Ну у каждого своя история. Я пишу то, что пережила на собственном опыте.

Елена Хайнер




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация