ВЛ / Статьи

Ещё один козырь Путина — «Премьер»

+2
14-02-2022, 10:37...
2 446
Российские ДРЛО способны остудить горячие натовские головы

Новинка российского военпрома — самолет радиолокационного дозора А-100 «Премьер» в первый раз поднялся в небо с работающей радиолокационной станцией. Об этом сообщили РИА «Новости» со ссылкой на информированный источник.

Проект разрабатывается уже давно. В феврале 2019 года прошли предварительные испытания опытного образца. До этого летающая лаборатория А-100ЛЛ несколько раз взлетала в рамках летно-конструкторских испытаний. А потом наступило затишье. Как будто новый самолёт ждал своего часа. И дождался.

«Молодцы! В такое непростое время с нуля создали такой новейший самолет!». «Так и продолжать дальше, а в придачу ещё летающие РЭБ добавить!». «А-100 будет надежной защитой нашего мирного неба, уверен в этом»!

«Хорошо, что что-то делают. А то, что делают без лишнего аврала, значит — так надо», — радуются пользователи Сети.

Но тут возникает закономерный вопрос: два года про новинку ничего не было слышно, и вдруг — новый успешный этап испытаний. Как раз в том момент, когда президент Путин и министр иностранных дел Лавров только что пообщались с коллегами из ведущих европейских держав. Причём — на своей территории.

Политолог Михаил Делягин отмечал, что после того, как Россия продемонстрировала гиперзвуковое оружие, западные политики стали легче на подъём, да и тональность переговоров стала мягче. А что сейчас: карты так легли, или же это недвусмысленный месседж — мы сильны, держитесь подальше?

— Готовность борта обеспечена десятилетиями работы, без малого 18 лет. Соответствующий указ президента России был подписан ещё 28 апреля 2004 года.

Первые сообщения об испытаниях в воздухе комплекса, пришедшего на смену устаревшему самолёту предыдущего поколения А-50, стали поступать в 2015—2917 годах. И то, что анонс был сделан именно сейчас — точно не совпадение, — считает военный эксперт Александр Артамонов. - Это очень своевременная и важная демонстрация силы нашим западным партнёрам. На это указывает и то обстоятельство, что первоначально А-100 планировалось поднять в воздух в 2020 г., а сдать в серию в 2024-м. Как видим, планы выполняются с опережением.

А генеральный конструктор НПО «Вега» Владимир Верба уточнил, что лётные испытания самолета А-100 «Премьер» планируется закончить в текущем, то есть 2022 году.

«СП»: — И чем же новая разработка может впечатлить наших заклятых друзей?

— Российский А-100 приходит на смену самолётам дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и А-50У. Их первый прототип был поднят в воздух ещё в 1978 году, через 3 года после взлёта американского аналогичного аппарата.

Военные сообщают, что наш самолёт может обнаружить и сопровождать до 300 целей, на расстоянии в 650 км, а также осуществлять управление боевыми и разведывательными БПЛА. А-100 — это ещё и воздушный командный пункт. Согласно принципу сетецентричности, характерному для ведения современных боевых действий, он сопрягает работу различных группировок вооружённых сил.

Так, наш авиакомплекс может участвовать в управлении истребительной и ударной авиацией при наведении на наземные, воздушные и морские цели. Обнаруживает он не только все типы БПЛА, но и истребители четвёртого и пятого поколений.

Информация на компьютер этого летающего «супер-мозга» поступает не только с его радара и земли, но и от околоземных спутников.

Сам бортовой компьютер со своей начинкой или, точнее, многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН) весит ни много, ни мало — 20 тонн. А на истребителе Су-57, например, вес авионики не превышает и 500 кг. Антенный комплекс нового аппарата построен на базе двухдиапазонного локатора с АФАР, то есть фазированной антенной решёткой.

«СП»: — Итак, Россия уже в этом году обзаведётся еще одной технической суперновинкой. А что есть в загашнике, к примеру, у американцев?

— Американский аналог нашей техники — Boeing E-3 Sentry AWACS — взлетел почти полстолетия назад — в 1975 году. Официально его больше не производят с 1992 года, но на самом деле он по прежнему в строю и является главным средством ДРЛО войск НАТО.

Если сравнить некоторые параметры определённых режимов работы двух самолётов — нашего и натовского (хотя, понятно, реальные возможности изделия никто никогда не «светит), то сравнение в пользу А-100.

Так, дальность обнаружения стратегических бомбардировщиков противника у нашего ДРЛО — 900 км, а у AWACS — только 650; истребителей на малой высоте наш летающий командный пункт видит за 600 км, а у НАТО — только за 400. Количество сопровождаемых воздушных целей у А-100 официально 300, но по западным источникам — на самом деле, до 600! Напомним, что у AWACS эта цифра равна трёмстам единицам. Дальность обнаружения групповой наземной цели у А-100 450−500 км, у натовского борта — этот показатель ниже, всего 300 км.

Конечно, А-100 на порядок превосходит А-50. Тот, по официальным данным, мог обнаружить цель с ЭПР (эффективная площадь рассеяния) 3 кв/м на расстоянии в 220−240 км (в режиме верхней полусферы). Старый самолёт «вёл» только до 50−60 целей и управлял максимум 10−12 другими летательными аппаратами (правда, после модернизации количество целей возросло до трёхсот).

В целом, А-50 имел производительность многократно ниже, чем у AWACS, что особо сказывалось при сканировании в импульсном режиме на средних и больших высотах. «Американец» имел ещё один серьёзный козырь: он мог работать далеко за линией фронта, так как обладал большей дальнобойностью, чем старый А-50.

«СП»: — Зачем вообще нужны ДРЛО?

— Среднестатистическая наземная радиолокационная станция видит цель, приближающуюся на высоте 30 м, лишь за 21 км. А вот самолёт ДРЛО способен обнаружить агрессора намного раньше, так как, фигурально говоря, «смотрит сверху».

Такие аппараты получили боевое крещение в 1981 г., когда ВВС Израиля разбомбили при поддержке самолёта AWACS иракский ядерный реактор в Осираке. ДРЛО проложил им курс через Иорданию, Сирию и Ирак на более чем 800 км. При этом ПВО Ирака работала в боевом режиме из-за шедшей тогда войны с Ираном. А Ливанская война 1982 г. окончательно утвердила концепцию использования беспилотников и самолётов ДРЛО.

Источник




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация