ВЛ / Статьи

Северный морской путь получит силовую защиту

0
11-10-2021, 01:00...
991
В Минобороны рассматривают вопрос создания нового — Арктического флота

В России скоро может появиться еще один — Арктический флот, который будет патрулировать Северный морской путь (СМП) и обеспечивать безопасность проходящих по нему судов. Об этом ТАСС сообщил некий источник в военно-морской сфере.

По словам собеседника агентства, новая структура будет отдельным объединением в составе ВМФ РФ. Она снимет задачи по охране СМП и арктического побережья с Северного и Тихоокеанского флотов, что позволит им сосредоточиться на решении боевых задач по предназначению.

Первичную инфраструктуру для Арктического флота, как пояснил источник, предполагается на начальном этапе выделять из состава Северного и Тихоокеанских флотов. Но в дальнейшем он начнет получать собственные корабли и специальную технику, устойчивую к воздействию экстремально низких температур.

На данный момент официальной информации по данному вопросу нет. Однако косвенное подтверждение тому, что он, во-видимому, уже обсуждается, можно найти в планах развития Северного морского пути, которые озвучил на недавнем заседании Совета Федерации зампред правительства — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

Он подчеркнул, что «создание на базе Северного морского пути нового глобального транспортного коридора является стратегической задачей». Ведь этот путь был и остается кратчайшим морским маршрутом в Центральную Россию и Европу. Он на 40% короче пути через Суэцкий канал. Но пока значительно отстает от него по объему перевозок — 33 млн. против 1 млрд. тонн в год.

Для достижения реальной конкуренции с Суэцким каналом, по словам Трутнева, необходимо сделать многое. И одной из задач является как раз «строительство адаптированного к арктическим условиям флота».

Полпред напомнил, что на сегодняшний день проводку кораблей в водах Северного Ледовитого океана осуществляют 5 атомных ледоколов. В 2026 в эксплуатацию будут введены еще 4 атомных ледокола проекта 22220 типа «Арктика» (такой ледокол один способен проводить через трехметровые льды танкеры водоизмещением до 100 тыс. тонн), а к 2027 — первый ледокол проекта 10510 «Лидер». Также к середине будущего года будет подготовлено техническое задание на проектирование и строительства четырех ледоколов, работающих на сжиженном природном газе.

К слову, стоит напомнить, что в июле вице-премьер Юрий Борисов, курирующий в российском правительстве сферу ОПК, доложил Владимиру Путину о том, что на Дальнем Востоке заложили самый мощный в мире ледокол «Россия» (тот самый проект 10510), который способен преодолевать четырехметровые льды. И что для обеспечения круглогодичного судоходства по СМП будет построено еще несколько таких судов.

При этом, не секрет, что свои интересы в Арктическом регионе есть и у наших американских «партнеров». Соответственно, и вопросы безопасности они решают по-своему.

Так, в конце сентября стало известно, что в Пентагоне этими вопросами будет заниматься отставной генерал ВВС США Рэнди Ки. Ему же поручено курировать создание Центра им. Теда Стивенса, который будет налаживать «международные сети лидеров в сфере безопасности для продвижения приоритетов национальной безопасности США» в Арктике. Иначе говоря, обеспечивать американскую гегемонию в регионе.

И тут важно учитывать, что Вашингтону очень не нравится законное право России контролировать Северный морской путь. Якобы это противоречит праву на свободное судоходство.

В этой связи очень любопытную информацию опубликовал в своем Телеграм-канале политолог Руслан Осташко. Оказывается 15 октября в московской резиденции (Spaso House) посла США состоится круглый стол с участием экоактивистов, на котором планируют обсуждать тему Арктике. А конкретно, обсуждать в том ключе, что как бы «международное сообщество» должно выступить единым фронтом против исключительных прав России на Северный морской путь.

«Приглашаю журналистов, блогеров и неравнодушных граждан посетить данное мероприятие (ну или как минимум окрестности его проведения) и задать вопросы нашим экоактивистам «Почём нынче Родину продают», — призывает автор.

Что касается нового флота, то пока мнения на этот счет разделились.

Например, начальник главного штаба ВМФ РФ (1998−2005 годы) адмирал Виктор Кравченко считает идею оправданной. Поскольку это помогло бы разгрузить Северный флот, который недавно стал пятым военным округом.

«Наверное, это правильно в том плане, что у Северного флота и так задач достаточно, а здесь вводится региональное объединение, которое будет заниматься непосредственно Северным морским путем», — сказал Кравченко.

В свою очередь, военный эксперт, капитан 1 ранга запаса Василий Дандыкин сомневается в целесообразности создания самостоятельного Арктического флота:

— На сегодняшний день у нас есть арктическое объединение — это Северный флот. Его корабли «заточены» на действия в Арктике и прекрасно справляются с защитой наших интересов в этом регионе. Я бы назвал тут военный ледокол «Илья Муромец», универсальный патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» и др.

К тому же, Северный флот включает самый широкий спектр сил, в том числе подводные и воздушные, являясь фактически межвидовым стратегическим территориальным объединением Вооруженных сил РФ, выполняющим задачи военного округа.

Основная задача этого военного округа — обеспечение как раз безопасности страны в Арктике, и, конкретно, безопасности Северного морского пути. С точки зрения воздушного прикрытия, действия подводных лодок, надводных кораблей и т. д. На всем протяжении арктического побережья.

Что касается ТОФ, то у него, действительно, много своей работы. Там — у Камчатки, в Охотском море — другие задачи. И они могут соприкасаться только, когда идет проводка судов непосредственно через Берингов пролив и Берингово море.

Но сейчас есть стремление сделать навигацию по СМП круглогодичной. И для этого уже многое делается.

«СП»: — Что именно?

— В течение ближайших лет войдет в строй пятерка наших современных атомных ледоколов, в том числе и суперледокол нового поколения класса «Лидер», который строится уже на дальневосточном заводе «Звезда». Он будет колоть четырехметровый лед.

То есть, все идет к тому, что объемы перевозок по северной морской артерии вырастут в разы. И, конечно, ее надо оберегать.

Но я не думаю, что для этого имеет смысл создавать специальный флот. Мне кажется, было бы проще создать отдельную оперативную эскадру в составе того же Северного флота. Напомню, что в советское время Северный флот имел такую эскадру в Атлантике.

А сейчас, например, у нас такая группировка есть в Средиземном море. Ее основу составляют корабли и подводные лодки Черноморского флота, но привлекаются также корабли Северного и Балтийского флотов. В Арктике можно сформировать аналогичную. Потому что задача обеспечения безопасности региона, в том числе безопасности экономической, поставлена именно Северному флоту. Собственно, для этого он и был выведен из состава Западного округа и стал самостоятельным военным округом.

«СП»: — Где, по-вашему, такая оперативная флотилия может базироваться?

— Естественно, там, где базируются корабли Северного флота — в Североморске.

На данный момент, повторюсь, у нас есть все, чтобы обезопасить не только Северный морской путь, но в целом интересы страны в арктической зоне.

А претензии американцев пусть с ними и остаются. У них на этот счет свое мнение, у нас — свое. Но провести суда по этому маршруту способны только наши лоцманы, потому что там очень сложный рельеф и много проблем по глубинам.

Американцы почему-то всегда считали, что их правда правдивее всех правд. И арктическую зону объявили зоной своих интересов. Набирают союзников на Западе. Усиливают воздушную группировку на Аляске суперсовременными истребителями F-35. Что, несомненно, создает определенные угрозы.

Но я не думаю все-таки, что в Арктике они пойдут на авантюру, подобную той, что учинил в Черном море британский эсминец «Дефендер» в июне этого года. Который тоже якобы отстаивал право на свободу судоходства в районе российского Крыма. Профессионалы — и в НАТО, и Пентагоне — отлично понимают, что «красную черту» переходить непозволительно.

Президент России четко сказал, что медведь своей тайги никогда не отдаст. Позволю себе продолжить его мысль — белый русский медведь то же самое. В Арктике он хозяин.

Источник




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация