ВЛ / Статьи
Ветряки не тянут. Миру срочно нужен русский атом
19-09-2021, 03:00...
1 011
Похоже, что западный мир уже почти готов признать, что без атомной энергетики ветряки, солнечные панели и прочие возобновляемые источники не потянут т.н. «зелёный переход». По крайней мере, об этом прямо говорится в отчёте Международного энергетического агентства. Для России это означает новые перспективы, однако нужно поторопиться, так как и конкуренты не дремлют. Оценим шансы в этом выпуске.
Очевидное
Итак, Международное энергетическое агентство констатирует, что главным драйвером рынка станет стремление стран к середине века снизить выбросы СО2 до нуля. Но при этом признаёт, что у атомной энергетики по сравнению с солнечными и ветряными станциями более предсказуемая выработка. Поэтому, рекомендует агентство, следует к 2030 году увеличить темпы строительства атомных мощностей в мире вчетверо, до 24 ГВт в год. Если эта рекомендация будет принята лоббистами «зеленой энергетики», то атомный рынок ждёт серьёзный рост. Но строительство АЭС – это дело дорогое и долгое, а время не ждёт. Как же быть?
Разумное решение предложили, как ни странно, в Эстонии. Там группа учёных выдвинула инициативу построить в республике малую атомную электростанцию на 300 МВт. Ещё недавно любые разговоры на тему атомной энергии в Европе считались дурным тоном, а тут инициативу эстонцев с ходу поддерживает шведская государственная энергетическая компания Vattenfall и вкладывает в проект миллион евро. К чему такой разворот?
Да просто европейцы взялись за калькуляторы и внезапно поняли, что налоги на выбросы СО2 разорят их экономику, оставят без тепла, света и конкурентоспособной продукции. И с этим нужно срочно что-то делать. А вариантов не так уж чтобы много. Даже предложенная эстонцами идея строительства малой модульной АЭС пока что относится к разряду фантастики, так как её для начала нужно спроектировать. Но в целом, направление европейской мысли верное – быстро насытить мировой рынок атомными технологиями для поддержания слабосильной «зелёной энергетики» можно только с помощью малых модульных АЭС. И пока они собираются с духом, чтобы признать очевидное и начать что-то делать, в России на Чукотке уже работает единственная на сегодняшний день в мире плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов». А готовится и кое-что новенькое.
Наши проекты
Да, единственный на сегодняшний день в мире плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» сделан Россией и в России. Но следует считать его сугубо внутренним продуктом, решающим конкретную локальную задачу снабжения северного города. Для завоевания внешних рынков необходим более простой, дешёвый и универсальный вариант. Именно над таким сейчас работает «Атомэнергомаш» – оптимизированный плавучий энергоблок или ОПЭБ создаётся на основе модернизированного реактора РИТМ-200М. Также ведётся работа над МПЭБ – модернизированным плавучим энергоблоком на базе реактора РИТМ-200С. Четыре таких блока будут снабжать энергией строящийся горно-обогатительный комбинат на Чукотке.
Активно занимаются наши разработчики и наземным вариантом малой АЭС, таким, которым озаботилась Эстония. Недавно было решено выделить средства из ФНБ на первую АЭС с реакторной установкой РИТМ-200Н в поселке Усть-Куйга в Якутии. Начало строительства запланировано на 2024 год. «Росатом» также разработает технический проект установки «Шельф М» мощностью до 10 МВт и эскизный проект «Елена АМ» до 400 кВт до конца 2024. В планах есть и блок на основе РИТМ-400, и адаптация всех проектов как под северные, так и под тропические условия эксплуатации.
Таким образом, вы сами видите, что в России ведётся серьёзная работа в данном направлении, и пока в Эстонии только начали задумываться о том, чтобы использовать энергию малых АЭС, у нас уже работа над ними ставится на поток.
И именно поэтому очень важно не расслабляться.
Всё меняется
Не пойдя на поводу у модного западного поветрия, не отказавшись от строительства новых атомных энергоблоков и продолжив перспективные разработки, мы не только хорошо заработали, но и накопили технологическое преимущество. Однако всё быстро меняется, и теперь, когда атом постепенно выходит из тени, нужно быть готовыми к усилению международной конкуренции. Уже сейчас кроме нас свои малые наземные станции пытаются построить Китай и Аргентина, оживает интерес к ним в США. Однако у нас есть все шансы стать лидером рынка, и его нельзя упустить.
Впрочем, мы смотрим на наши перспективы с оптимизмом. Ведь строительство малых АЭС – это только часть грядущего атомного ренессанса. Никто не снимает с долгосрочной повестки строительство больших станций. Чем больше разных станций, тем больше топлива им требуется. Чем больше топлива требуется, тем более востребованы и наши технологии по переработке ядерных отходов. А уж про разрабатываемую у нас сейчас технологию замкнутого ядерного цикла и говорить не приходится. Всё это сулит нам хорошие доходы на сверхтехнологичном рынке, а человечеству в целом – снижение нагрузки на окружающую среду и экономию.
Дело за малым – не сбавляя темпа, дождаться, когда атомная энергетика будет окончательно признана лоббистами как неизбежность.
Время технологий
На выставке Комтранс представлено сразу несколько любопытных новинок. В первую очередь – это водоробусы ГАЗ и КАМАЗ. Даже само слово «водоробус» пока не вошло в наш обиход, но российские производители уже представили образцы общественного транспорта, работающего на водороде. КАМАЗ планирует начать испытания своей модели на дорогах Москвы уже в следующем году.
Ещё одна перспективная новинка от КАМАЗа – это шарнирно-сочлененный самосвал «Геркулес», разработанный на дизель-электрической тяге суммарной мощностью 635 лошадиных сил. Машина способна перевозить 40 тонн груза и предназначена для работы в карьерах. По замыслу разработчиков, грузовик должен потеснить иностранных конкурентов от «Вольво».
В это время интересные новости приходят от инженеров ЦНИИТМАШ, которые вырастили на специальном промышленном 3D-принтере первый опытный образец сепарационного элемента для атомных ледоколов. Такой метод ускоряет производство в 4 раза и уже широко применяется в нашем машиностроении.
В небе тоже всё интереснее и интереснее. Гибридный беспилотник ZALA от Концерна «Калашников» преодолел расстояние более чем в 1130 километров. Но важно не само расстояние, а то, что во время полёта была испытана бортовая система визуальной навигации. Она не зависит от спутников и позволяет дрону буквально ориентироваться на местности по объектам, которые он видит. Это не просто делает его неуязвимым для систем радиоэлектронной борьбы, но и резко увеличивает эффективность обследования территории. Без участия оператора такой дрон может самостоятельно искать, например, пропавшего человека или очаги возгорания, обследуя огромную площадь.
Евгений Супер