ВЛ / Статьи
Санкциями за санкции: 3 варианта для нанесения ответного удара России по Западу
6-07-2021, 16:24...
1 592
На Западе после непродолжительного затишья, вызванного встречей Владимира Путина и Джозефа Байдена, снова заговорили о новых санкциях против России. В последнее время это стало рутинным явлением, не привязанным к конкретным действиям Москвы. Но теперь жесткие встречные действия совершает сама Россия, которая в начале года оперативно ввела ответные санкции против Евросоюза. Скорее всего, так будет и теперь, причем у России к настоящему времени сформировался достаточный экономический потенциал, чтобы вводить против Запада не только персональные, но и секторальные контрсанкции. Аналитический портал RuBaltic.Ru рассмотрел основные возможности Москвы.
Закрыть Северный морской путь
Весенний инцидент с перекрытием Суэцкого канала показал, как уязвима мировая логистика и насколько важны для нее альтернативные морские пути. Одной из самых перспективных альтернатив магистральным транспортным направлениям является Северный морской путь через арктические территориальные воды России.
{banner_vnutri_news}
Потенциал этого направления возрастает год от года по ряду причин. Во-первых, Восточная и Юго-Восточная Азия набирают вес в мировой экономике. Для Европы все более важно как получать китайский, индонезийский и прочий импорт, так и поставлять на азиатский рынок свой экспорт.
Во-вторых, таяние льдов неуклонно улучшает условия судоходства в Северном Ледовитом океане. Возить грузы по Северному морскому пути становится более выгодно и менее трудоемко.
При этом Россия легко может создать проблемы судам вводящих против нее санкции государств, отказав им в проходе через свои территориальные воды.
И будет иметь на это полное право. В соответствии со статьей 234 Конвенции ООН по морскому праву прибрежное государство имеет право регулировать судоходство других стран в своей исключительной экономической зоне, если эта зона покрыта льдами.
Так что враждебно настроенным к России странам предстоит дальше продираться через Суэцкий канал и отстреливаться от сомалийских пиратов.
Перенаправить китайский транзит
Несмотря на провозглашение Китая официальным врагом «свободного мира» наравне с Россией, Европа по-прежнему заинтересована в сотрудничестве с новой первой экономикой мира. Косвенным подтверждением тому стала феноменально нервная реакция европейцев на оперативное введение Пекином ответных санкций против Евросоюза. К переходу диалога с Поднебесной на язык экономических ограничений в ЕС явно не готовы.
При всей своей зависимости от США европейские страны упорно пытаются развивать экономическое сотрудничество с КНР. Это относится даже к таким странам, как Польша: в конце мая Пекин посетили главы МИД Польши, Венгрии, Сербии и Ирландии. Все их разговоры с китайскими коммунистами были посвящены экономическим связям, а не каким-то правам человека и «геноциду уйгуров».
В числе прочего европейцами была высказана заинтересованность в китайском транзите в рамках проекта «Пояса и пути». Северный маршрут этого гигантского логистического проекта через Китай проходит через Россию. Никак иначе, кроме как с помощью «Российских железных дорог», китайские грузы на северо-восточные границы Евросоюза не попадут.
Соответственно, Россия может направить весь без исключения китайский транзит на свои порты в Северо-Западном федеральном округе, лишив портовые государства Балтийского региона клиентов.
«РЖД» просто откажется перевозить грузы, которые идут, например, в страны Прибалтики. По той простой причине, что Литва, Латвия и Эстония занесены в реестр недружественных государств и против них действует режим санкций.
Нужно доставить большие партии азиатских товаров в Западную Европу? Пожалуйста: у нас есть Усть-Луга, Высоцк, Приморск. России — чистая выгода, китайцам можно предложить выгодный для них тариф за логистические услуги, а с железными дорогами Прибалтики «РЖД» не работает.
Единственное возможное основание против такого решения — страх Москвы испортить отношения с Прибалтийскими республиками. Но эти отношения давно и бесповоротно испортили сами Прибалтийские республики — терять больше нечего.
Дедолларизация
Отказ от доллара США во внешнеэкономических связях — стратегически самый эффективный способ ответить Западу на запредельную враждебность в отношении России. В частности, это способ ответить на беспрестанные предложения отключить Россию от системы банковских переводов SWIFT.
Уход от «баксов» — это не санкции в узком смысле слова. Речь не о разовом решении, а о стратегии и планомерной экономической политике, рассчитанной на долгие годы. Решающее значение будут иметь не действия России сами по себе, а пример, который она подаст дедолларизацией остальному миру.
Глобальная гегемония США была построена на гегемонии доллара в международной торговле: отказ от американской валюты как универсального платежного средства закрепит в мировой политике многополярность, за которую выступает Москва.
Учитывая экспортно-ориентированный характер экономики России, у нее хватает возможностей стимулировать глобальный отказ от долларовых расчетов. Например, два с половиной года назад Евросоюз предложил перевести в евро оплату поставок энергоносителей. Переход от «нефтедолларов» к «нефтеевро» может стать не меньшим ударом по позициям США, чем переход к Китаю глобального лидерства в экономике или появление у России гиперзвукового оружия.
Источник
Закрыть Северный морской путь
Весенний инцидент с перекрытием Суэцкого канала показал, как уязвима мировая логистика и насколько важны для нее альтернативные морские пути. Одной из самых перспективных альтернатив магистральным транспортным направлениям является Северный морской путь через арктические территориальные воды России.
{banner_vnutri_news}
Потенциал этого направления возрастает год от года по ряду причин. Во-первых, Восточная и Юго-Восточная Азия набирают вес в мировой экономике. Для Европы все более важно как получать китайский, индонезийский и прочий импорт, так и поставлять на азиатский рынок свой экспорт.
Во-вторых, таяние льдов неуклонно улучшает условия судоходства в Северном Ледовитом океане. Возить грузы по Северному морскому пути становится более выгодно и менее трудоемко.
При этом Россия легко может создать проблемы судам вводящих против нее санкции государств, отказав им в проходе через свои территориальные воды.
И будет иметь на это полное право. В соответствии со статьей 234 Конвенции ООН по морскому праву прибрежное государство имеет право регулировать судоходство других стран в своей исключительной экономической зоне, если эта зона покрыта льдами.
Так что враждебно настроенным к России странам предстоит дальше продираться через Суэцкий канал и отстреливаться от сомалийских пиратов.
Перенаправить китайский транзит
Несмотря на провозглашение Китая официальным врагом «свободного мира» наравне с Россией, Европа по-прежнему заинтересована в сотрудничестве с новой первой экономикой мира. Косвенным подтверждением тому стала феноменально нервная реакция европейцев на оперативное введение Пекином ответных санкций против Евросоюза. К переходу диалога с Поднебесной на язык экономических ограничений в ЕС явно не готовы.
При всей своей зависимости от США европейские страны упорно пытаются развивать экономическое сотрудничество с КНР. Это относится даже к таким странам, как Польша: в конце мая Пекин посетили главы МИД Польши, Венгрии, Сербии и Ирландии. Все их разговоры с китайскими коммунистами были посвящены экономическим связям, а не каким-то правам человека и «геноциду уйгуров».
В числе прочего европейцами была высказана заинтересованность в китайском транзите в рамках проекта «Пояса и пути». Северный маршрут этого гигантского логистического проекта через Китай проходит через Россию. Никак иначе, кроме как с помощью «Российских железных дорог», китайские грузы на северо-восточные границы Евросоюза не попадут.
Соответственно, Россия может направить весь без исключения китайский транзит на свои порты в Северо-Западном федеральном округе, лишив портовые государства Балтийского региона клиентов.
«РЖД» просто откажется перевозить грузы, которые идут, например, в страны Прибалтики. По той простой причине, что Литва, Латвия и Эстония занесены в реестр недружественных государств и против них действует режим санкций.
Нужно доставить большие партии азиатских товаров в Западную Европу? Пожалуйста: у нас есть Усть-Луга, Высоцк, Приморск. России — чистая выгода, китайцам можно предложить выгодный для них тариф за логистические услуги, а с железными дорогами Прибалтики «РЖД» не работает.
Единственное возможное основание против такого решения — страх Москвы испортить отношения с Прибалтийскими республиками. Но эти отношения давно и бесповоротно испортили сами Прибалтийские республики — терять больше нечего.
Дедолларизация
Отказ от доллара США во внешнеэкономических связях — стратегически самый эффективный способ ответить Западу на запредельную враждебность в отношении России. В частности, это способ ответить на беспрестанные предложения отключить Россию от системы банковских переводов SWIFT.
Уход от «баксов» — это не санкции в узком смысле слова. Речь не о разовом решении, а о стратегии и планомерной экономической политике, рассчитанной на долгие годы. Решающее значение будут иметь не действия России сами по себе, а пример, который она подаст дедолларизацией остальному миру.
Глобальная гегемония США была построена на гегемонии доллара в международной торговле: отказ от американской валюты как универсального платежного средства закрепит в мировой политике многополярность, за которую выступает Москва.
Учитывая экспортно-ориентированный характер экономики России, у нее хватает возможностей стимулировать глобальный отказ от долларовых расчетов. Например, два с половиной года назад Евросоюз предложил перевести в евро оплату поставок энергоносителей. Переход от «нефтедолларов» к «нефтеевро» может стать не меньшим ударом по позициям США, чем переход к Китаю глобального лидерства в экономике или появление у России гиперзвукового оружия.
Источник