ВЛ / Статьи

Автомат Калашникова всегда должен быть готов к бою, иначе убьют

+2
29-06-2021, 14:16...
1 103
 
Российские миротворцы спасли девятки тысяч жизней, но и сами гибли

Деэскалация региональных конфликтов соседей России является важным аспектом обеспечения глобальной безопасности. Москва, помня о своей ответственности, будет помогать их урегулированию, заявил президент РФ Владимир Путин.

Президент напомнил о роли российских миротворцев, которые активно содействуют обеспечению мира и безопасности в регионах, «многое делают для улучшения гуманитарной ситуации».

Часто ценой своей жизни.

Ряд российских миротворческих операций можно было бы без преувеличения назвать успешными. Например, в Приднестровье наши бойцы — из разных областей и республик — стоят по сей день, что является гарантией не возобновления войны.

Успешной можно назвать и миротворческую операцию в Абхазии и Южной Осетии, продолжавшуюся почти 15 лет, миссию в охваченном гражданской войной Таджикистане в 90-х.



Не будем забывать, как за Абхазию дрались чеченцы и казаки, как в горах Памира погибла наша 12-я погранзастава. Как парни из Казахстана умирали, но прикрывали границу от «духов"в том же Таджикистане.

Да, это были не миротворцы, но пуля не различает, в какой ты ты каске.

С другой стороны, в Югославии закончилось все не очень. Хотя и был бросок на Приштину летом 1999 года.

Есть Нагорный Карабах, там и сегодня стреляют.

Часто спрашивают: надо ли нам вмешиваться?

— Заявление Путина является дипломатичным напоминанием всем, особенно Западу, что соседние с Россией страны входят в сферу жизненно-важных интересов России, — убежден ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.

— Путин дал понять, что Россия готова использовать военную силу для урегулирования вооруженных конфликтов в зоне своих интересов. Такой подход совершенно оправдан, так как любые вооруженные конфликты на периферии РФ угрожают безопасности нашей страны и наносят ущерб ее и национальным интересам.

«СП»: — Путин упомянул миротворцев. А в чем еще, по-вашему, кроме ввода миротворцев, может проявляться ответственность за безопасность соседей?

— Ответственность за безопасность может проявляться разными способами, начиная от дипломатических шагов и кончая применением силы. Последнее включает не только миротворцев, но и принуждение к миру, как было, например, в ходе грузино-осетинского конфликта в 2008 году. Еще одной формой является предоставление гарантий безопасности, создание военных баз на территории соседей, поставки им современных вооружений и некоторые другие меры.

«СП»: — Можно ли говорить об успехах? Где? В Югославии? В Абхазии и Южной Осетии? В Приднестровье 30 лет назад, в Карабахе, откуда нас через 4 года могут попросить, учитывая, что турки плотно осели в Азербайджане?

— Об успехах миротворческих операций можно говорить в отношении молдавско-приднестровского конфликта, где миротворцы присутствуют до сих пор. Также не стоит принижать значение миротворческой операции РФ в Южной Осетии и Абхазии.

Лишь приход к власти в Грузии режима Саакашвили привел к войне. Впрочем, если бы российские миротворцы действовали более жестко, то, возможно, Саакашвили не рискнул пойти на свою авантюру в 2008 году. Надеюсь, этот урок пойдет впрок в других миротворческих операциях. В частности, речь идет о Нагорном Карабахе.

«СП»: — А как насчет операции в Сирии? Сирию трудно назвать соседом. Вписывается ли наше присутствие в то, о чем говорит Путин?

— Сирия — это особый случай. Это наш ответ Западу за их операцию на Украине, которая привела к государственному перевороту 2014 года и становлению русофобского режима в Киеве. В ответ, мы закрепились в Сирии, развернули там две военные базы создали угрозу Южному флангу НАТО. Это, безусловно, успех.

«СП»: — А другие мировые державы также реализуют ответственность за безопасность соседних стран? Где граница, разделяющая ответственность от экспансии?

— России надо поменьше думать о том, что будут говорить другие государства, особенно наши геополитические противники, и побольше проявлять активность в защите наших национальных интересов. Нас все-равно будут обвинять в экспансии, зато сами будут бомбить Югославию, Ирак, Ливию и называть это миротворческими операциями.

— Любая крупная региональная держава стремится контролировать свое геополитическое предполье, и, если там возникают те или иные конфликты, будет в них неизбежно вмешиваться (это можно политкорректно называть деэскалацией, урегулированием, как угодно), — убежден политолог Всеволод Шимов.

— В противном случае вмешаются конкурирующие центры силы и будут устанавливать свой порядок.

Эффективность внешней политики России, в том числе ее миротворческих операций, безусловно, вызывает вопросы. Во многом это наследие краха СССР и связанного с ним резкого политического и экономического ослабления РФ.

В 1990-е годы Москве было банально не до больших геополитических игр. Ещё одна проблема — целеполагание. Российская политика остаётся во многом реактивной, т.е. ответом, реакцией на какие-то внешние вызовы и события. Собственной повестки нет (во всяком случае, не просматривается). А позиция реагирующего, обороняющегося всегда слабая.

«СП»: — Можно говорить об успехах в Сирии? Там все же две базы, которые Средиземное море контролируют.

— Да, сирийская операция выглядит достаточно успешной на общем фоне, но насколько долгосрочными окажутся эти успехи, сказать сложно. Это дорогостоящая операция на удаленном театре, в то время как в своем непосредственном геополитическом окружении Россия продолжает терять позиции — это и Украина, и Закавказье, и даже Белоруссия с Казахстаном.



«СП»: — Насколько, по-вашему, участие в миротворческих операциях повышает геополитический вес страны?

— Участие в миротворческих операциях должно быть основано на национальных интересах страны, а не на соображениях некого престижа. Сможет ли Россия что-то выиграть, получить какую-то выгоду от такого участия или нет? Не знаю.

На мой взгляд, подобные усилия должны быть в первую очередь сосредоточены на постсоветском пространстве — зоне «естественных» интересов России, где все ещё достаточно сильно ее влияние.

Если Россия хочет остаться хотя бы в ранге региональной державы, она должна выстраивать собственную зону геополитической ответственности и безопасности. Это предполагает выстраивание такой системы отношений, при которой страны-соседи должны понимать, что их собственная безопасность напрямую зависит от добрых отношений с Москвой, а действия, противоречащие российским интересам, оказываются невозможными. К сожалению, сегодня российская внешняя политика весьма далека от этого понимания.

Источник


Наш канал в Яндекс Дзен

Комментарии:



  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация