ВЛ / Статьи

ИС-7 – несостоявшаяся легенда танкостроения

0
28-05-2021, 14:03...
263
ИС-7
Когда говорят о таких популярных танках периода СССР, как «Климент Ворошилов», «Иосиф Сталин», неизменно вспоминают про их создателей Николая Духова и Жозефа Котина. Но был еще один талантливый инженер, стоявший у истоков сборки этих танков, и сумевший создать мощную боевую машину танк ИС-7, напугавший своими характеристиками даже советских чиновников.

Большой танк – большие проблемы

Родившись в Санкт-Петербурге еще до революции, Николай Федорович Шашмурин вошел в историю отечественного танкостроения, как выдающийся инженер, чьи таланты, к сожалению, не были по достоинству оценены советским руководством страны. Проработав на Кировском заводе, Шашмурин принимал активное участие в создании легендарных танков, но слава и известность доставалась другим, а сам талантливый инженер умер в одиночестве в середине 90-х прошлого века. Но когда вспоминают историю создания самого мощного танка Советского Союза, неизменно говорят и про его создателя Шашмурина.



Мощные танки КВ-1 и КВ-2 являлись гордостью страны, вот только в боях они имели серьезный недостаток – трансмиссия была настолько непрочной, что часто ломалась, как только боевая машина сходила с конвейера. Инженерный талант Николая Шашмурина помог ему создать новую трансмиссию, надежную и прочную, что позволило превратить тяжеловесные танки «Климент Ворошилов» в скоростные боевые машины. Правда, в реальности ситуация практически не менялась, танкисты не знали о реальных возможностях своего танка с новой трансмиссией, поэтому не решались прибавлять скорость, и КВ медленно ездили по полю, становясь доступной мишенью для врагов.

Танковый прорыв

Но руководство страны отметило новаторство Шашмурина и дало распоряжение – изготовить в кратчайшие сроки новый танк, кардинально отличающийся по техническим характеристикам от своих предшественников. Так появился танк ИС-2, который был лично благостно воспринят Иосифом Сталиным, посчитавшим его танком Победы. Именно тогда начались работы над новой модели, но почему-то вместо инженера Шашмурина к созданию мощного танка приступили Духов и Котин. В результате новая боевая машина была сконструирована в самые кратчайшие сроки, но обладала все той же слабой трансмиссией.

Уже после окончания войны инженер Николай Шашмурин лично спроектировал и сделал все для появления опытного образца по-настоящему мощного танка ИС-7, имеющего предельные для того времени возможности. В 1948 году начались испытания образца боевой машины на военном полигоне в Кубинке. По словам Евгения Кульчицкого, основного испытателя бронетехники тех лет, возможностями ИС-7 были шокированы все. Несмотря на впечатляющие размеры, танк мог двигаться на предельно высокой скорости, был готов к маневрам, имел невероятную для тех лет бронезащиту и самое мощное вооружение.

ИС-7
Самое главное, что управление таким танком было достаточно простым и легким, не требующим от экипажа колоссальных усилий. Несколько движений рычагов и педалей позволяли разгонять танк до скорости 60 километров в час. Танк был готов к боевым действиям в любых условиях. И даже при продолжительной активности боевая машина не перегревалась за счет эжекционной системы, охлаждающей дизельный мотор. В качестве вооружения ИС-7 использовал полуавтоматическую 130-миллиметровую пушку, восемь пулеметов, в том числе и крупнокалиберные пулеметы Владимирова. Боезапас танка составлял семь тысяч патронов и 25 снарядов.

Списать и забыть

Насколько этот танк восхитил испытателей, настолько же напугал советских чиновников. Слишком невероятным казался прорыв в танкостроении, слишком мощной была боевая машина, предлагаемая к серийному выпуску. Поэтому после долгих совещаний было принято решение отказать ИС-7 в постановке на вооружение. Позже на основе его характеристик был создан Т-10А, ставший лучшим тяжелым танком в послевоенный период истории страны.

Единственный опытный образец ИС-7 удалось сохранить до настоящего времени, он занял свое почетное место среди экспонатов музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Самое удивительное не то, что данный танк не стал гордостью советской армии, а то, что, несмотря на технологический прорыв, современные боевые машины так и не смогли совместить в себе тяжелый вес и мощь с легкостью управления – чего удалось добиться инженеру Шашмурину - создателю танка ИС-7.


Наш канал в Яндекс Дзен

Комментарии:



  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация