ВЛ / Статьи

На восьмом году «партнеры» очнулись

+3
27-05-2021, 17:48...
940
Почему Байден и Макрон признали санкции против России неэффективными

Политика наращивания санкций исчерпала свою эффективность, поэтому Брюсселю нужна новая стратегия для выстраивания отношений с Москвой. Соответствующее заявление на пресс-конференции по итогам саммита глав ЕС сделал президент Франции Эммануэль Макрон.

Что это будет за стратегия, станет известно уже в июне, когда пройдет очередной плановый саммит Евросоюза. К этому времени Еврокомиссия должна будет подготовить доклад, в котором предложит новые политические инструменты для развития диалога с Россией.

Как отметил Макрон, диалог этот должен быть «требовательным». Но что это значит, не пояснил.

Впрочем, сказать, что бессмысленность антироссийских санкций открылась ему внезапно, тоже вряд ли можно. До него санкционное давление на Россию критиковали не только представители европейского бизнеса, но даже ряд известных политиков и глав государств.

{banner_vnutri_news}

Так, в апреле на эту тему высказался канцлер Австрии Себастьян Курц, отказавшийся поддержать введение новых ограничительных мер в связи с жалобой Киева на концентрацию российских войск близ украинской границы.

А до того, как Макрон озвучил свои выводы, отменить санкции против России призвала лидер французской партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен. Она считает, что смысла сохранять эти меры нет, поскольку эффект они имеют обратный. Первыми жертвами этих санкций, как отметила политик, «были мы, а первыми получателями выгоды — Россия, особенно, в том, что касается сельского хозяйства…».

К слову, недавно в посольство РФ в Мадриде за помощью обратились испанские фермеры. Боясь полного разорения на фоне пандемии, они просят снять российские контрсанкции на свою продукцию. Им предложили направить соответствующее предложение партнерам по ЕС.

Но если европейские лидеры только заговорили о неэффективности санкционного инструмента против России, то в США фактически это признали. Причем в лице президента Джо Байдена, который согласился с тем, что заблокировать завершение строительства «Северного потока-2» с помощью новых ограничительных мер не получится.

Свое заявление он сделал 25 мая, выступая перед журналистами на лужайке у Белого дома. По его словам, газопровод уже практически построен, и введение новых санкций было бы «контрпродуктивным» для отношений с Европой.

Более того, как сообщает Телеграм-канал «Резидент», посольство США на Украине передало в Офис Президента Зеленского директиву от Госдепа, чтобы тему «Северного потока-2» Киев больше не поднимал на международной арене, если хочет сохранить поддержку действующей администрации Байдена.

И все же в то, что наши западные «партнеры» поняли, наконец, что разговаривать с Россией языком ультиматумов и санкций абсолютно бесперспективно, не очень верится.

Прояснить ситуацию «СП» попросила заместителя директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павла Фельдмана:

— Попытки давить на Россию санкциями, что началось еще при администрации Барака Обамы, оказались неэффективными, действительно. Более того, эта политика стала выстрелом в ногу и американскому, и европейскому бизнесу. Она нанесла удар прежде всего по экономике тех стран, которые вводили эти антироссийские санкции. И на протяжении последних шести-семи лет западный бизнес настойчиво требовал их отмены.

Изначально санкции имели своей целью экономическое удушение России, которое должно было перерасти в дестабилизацию политической ситуации, в невозможность выполнения государством своих социальных обязательств и некий народный бунт против действующего политического руководства. Но, как это часто бывает в нашей стране, под внешним давлением народ наоборот продемонстрировал поддержку власти, сплотился вокруг нее. И чем больше это давление усиливается, тем выше степень народной сплоченности.

Запад это осознал. И констатировал очевидный медицинский факт: санкции не только не вредят России, а наоборот способствуют укреплению экономического и политического суверенитета страны на мировой арене. Запад этого явно не хочет. Поэтому сейчас на концептуальном уровне может попытаться переосмыслить свою ограничительную политику и от кнута перейти к политике пряника — т.е. предложить России некие стимулы для возвращения в русло западноориентированного развития.

Кроме того, Европу очень сильно пугает потенциальный военно-политический альянс Москвы и Пекина. Это же пугает и США. Поэтому они, вероятно, попытаются вновь притянуть Россию к своему центру политического и экономического влияния.

Но вряд ли это уже произойдет, потому что мы знаем цену их обещаниям и словам.

«СП»: — Макрон говорит о каком-то «требовательном диалоге». А что, собственно, они могут от нас требовать?

— Высокомерие, присущее нашим западным «партнерам», никуда не денется, к сожалению. Но они постепенно уже пересматривают свою политику в отношении России.

Например, и Соединенные Штаты, и Европа перестали нас поучать, как нам следует выстраивать свою внутреннюю жизнь, как обеспечивать взаимодействие с оппозицией, СМИ, правозащитными организациями. Они наконец-то поняли, что РФ обладает настоящим суверенитетом и сама будет решать, как ей дальше выстраивать свою экономическую и политическую жизнь. То есть эта тема закрылась в нашем двустороннем диалоге.

Но европейцев по-прежнему волнует безопасность. Безопасность Восточной Европы, безопасность Прибалтики, Польши. Они искренне почему-то считают, что Россия готовит против этих регионов какую-то военную агрессию. И, видимо, будут требовать от нас более предсказуемо и сдержанно вести себя именно в военной сфере.

Надо сказать, что эти требования будут выглядеть довольно парадоксально, потому что Россия и так здесь действует крайне ограниченно и дипломатично. По сравнению с теми же Штатами, которые практически по всему миру разместили свои военные базы и могут начать войну в любом регионе планеты.

Скорей всего, основной платформой, темой, предметом для диалога станет решение украинского кризиса. Если где-то и искать точки для развития нашего партнерства с Западом, то, наверное, это Украина, это Донбасс. Надо урегулировать этот конфликт, и в процессе этого урегулирования, возможно, наши взаимоотношения восстановятся.

«СП»: — Что, и санкции отменят, раз уж они «неэффективные»? Но в том-то и дело, что Запад отказывается вникать в причины этого кризиса и признавать свою вину в происходящем сейчас на Украине хаосе. Потому и рестрикциями нас обложили…

— Американцы и европейцы сдержаны логикой бюрократических процедур. Санкции были введены по поводу Крыма и по поводу якобы невыполнения Россией Минских соглашений. То есть формально, пока Крым не вернется Украине (этого никогда не будет) и пока Минские договоренности не будут выполнены (они тоже, скорей всего, не будут выполнены по вине Киева), Брюссель и Вашингтон свои санкции не отменят.

Здесь возникает замкнутый круг. И разрубить этот узел противоречий на сегодняшний момент старыми методами невозможно.

Единственный способ, который здесь выглядит как реальный, это коренное изменение «минского формата» и «нормандского формата», возможно, за счет включения в этот процесс США. Что очень вероятно после встречи Путина и Байдена.

Но очень важно также пересмотреть эти самые минские соглашения таким образом, чтобы они устроили все конфликтующие стороны. И чтобы они были реальными для выполнения. Потому что на сегодняшнем этапе Украина откровенно отказывается их реализовывать. Да и сами республики ДНР/ЛНР не могут себе позволить выполнение этих соглашений, потому что в таком случае они должны просто сдаться на милость украинским силовикам.

Так что нужно искать принципиально новые, перспективные дипломатические решения, в противном случае возникает риск бессрочной заморозки этого конфликта. А значит, бессрочность антироссийских санкций, и, вообще, затягивания этой взрывоопасной ситуации на очень долгие годы.



«СП»: — А что, по-вашему, стоит за внезапным отказом Байдена от новых санкций против «Северного потока-2»? Это какая-то игра?

— Вашингтон перестал препятствовать строительству «Северного потока-2» не из большой любви к России. И не из желания помириться с Москвой. Просто Ангела Меркель уговорила Байдена дать возможность завершить этот проект, потому что Германия в нем остро нуждается. Нуждается, кстати, больше, чем Россия. А США нуждаются в Германии, как в главном ретрансляторе его интересов на территории Западной Европы.

Поэтому нынешняя демократическая администрация президента Байдена, желая сохранить теплые отношения с Берлином, будет давать возможность развивать «Северный поток-2».

Но если к власти снова придут республиканцы, возможно, даже во главе с Дональдом Трампом, то, скорее всего, здесь снова все встанет с ног на голову, и США всеми силами будут мешать эксплуатации трубопровода.

В ожидании встречи Путина и Байдена мы прекрасно осознаем, что имеем дело с недружественным государством, которое на протяжении долгого периода времени пыталось сдерживать развитие России. И что ничего хорошего от диалога с этими людьми ждать нельзя. Единственное, на что можно рассчитывать, это на обозначение каких-то «красных линий», дальше которых не пойдут ни они, ни мы. И это банально очень важно для того, чтобы не допустить в мире большой войны.

Источник




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация