ВЛ / Статьи

Список чудовищных русофобов пополнили словаки. Кто следующий?

+3
10-05-2021, 15:36...
802

Похоже, в Восточной Европе у России не осталось друзей

В Словакии существует чудовищная русофобия. Об этом заявил бывший премьер-министр Роберт Фицо, поздравляя граждан с Днем Победы. По его словам, на фоне «русофобии чудовищных размеров в словацкой правящей коалиции» проявление уважения к героям Красной Армии особенно актуально.

«При освобождении территории Чехословакии пало огромное количество — до 70 тысяч красноармейцев, 10 тысяч румынских солдат и 3 тысячи солдат Чехословацкого армейского корпуса. Число погибших и жертв среди гражданского населения достигло 8 тысяч человек», — подчеркнул Фицо.

Он также отметил, что в этот важный день не может обойти стороной решение властей Словакии выслать российских дипломатов в качестве «акта ложной солидарности с Чехией». Это вызвало серьезное ухудшение отношений с Россией, констатировал он.

{banner_vnutri_news}

Напомним, Словакия заявила о высылке дипломатов в апреле. Москва пообещала ответить на действия словацких властей. По словам представителя МИД РФ Марии Захаровой, эта ситуация является проявлением псевдосолидарности с Прагой по сфабрикованному делу.

Напомним также, что в марте произошел скандал из-за попыток словацкого правительства купить российскую вакцину от коронавируса, что привело к отставке кабинета.

Похоже, Фицо не преувеличивает, говоря о «чудовищной русофобии» в словацких элитах?

— Cкажем так, речь идет не о чудовищных размерах русофобии, а о чудовищных размерах русофобской пропаганды, — считает доцент финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян.— На эту пропаганду работают основные СМИ Запада, им «подхрюкивают» местные издания. И в этой ситуации даже если человек относится к Москве нейтрально или хорошо, то у него идет переформатирование сознания.

«СП»: — Откуда взялась эта русофобия? Словаки вроде не имеют к нам исторических претензий, как поляки или те же чехи… Или они просто хотят быть «как все», быть «в тренде»?

— До недавнего времени Словакия действительно была одной из стран Восточной Европы, где у России не было особых проблем. Однако тут нужно принимать в расчет несколько вещей. Во-первых, как я сказал выше, идет мощная волна русофобской пропаганды. Она тотальна, она переформатирует сознание. Во-вторых, словацкое общество находится под большим влиянием чешских СМИ — а там с русофобией все в порядке. Ну и наконец, в-третьих, словацкие элиты и журналистское сообщество являются частью европейских, а значит должны шагать дружно с ними в ряд.

«СП»: — При этом словаки, похоже, не очень-то вспоминают, что воевали на стороне Гитлера и что это именно Советский Союз поспешил на помощь участникам словацкого восстания, и что словацкие части формировались в СССР? У них тоже плохо с исторической памятью?

— У всех плохо. Многие не понимают, почему они должны быть благодарны Москве за события давно минувших дней. Отчасти это связано с системой образования, а отчасти с тем, что память о решающем вкладе СССР в войну замыливается. И фильмами, где Гитлера побеждают американцы, и россказнями о том, что Сталин наряду с Гитлером несет ответственность за начало войны.

Ну и мы, конечно, в этой ситуации спускаем многое на тормозах. Например, не выпускаем каких-то культурных продуктов «на экспорт» для того, чтобы образовывать восточноевропейцев.

«СП»: —Все же не все словацкие политики подвержены русофобии? Есть нормальные?

— Как и везде, есть неадекваты, а есть и нормальные. Причем нормальные — это не только те, кто испытывает чувство благодарности к России за освобождение и закрывается ей от русофобии. Это и те, кто понимает, что с Россией можно и нужно дружить хотя бы потому, что на ней можно неплохо заработать.

«СП»: — Насколько, кстати, этот скандал испортил российско-словацкие отношения? Есть ли ожидания, что тренд на их деградацию продолжится?

— К сожалению, да. Тренд на деградацию российско-словацких отношений будет продолжаться до тех пор, пока будет продолжаться тренд на деградацию российско-европейских отношений. А тренд на деградацию российско-европейских отношений будет продолжаться до тех пор, пока будет продолжаться тренд на деградацию российско-западных отношений.

К сожалению, все эти вопросы взаимосвязаны. И нормализация отношений между Россией и какой-то из стран Восточной Европы, включённой в Евросоюз и НАТО, крайне маловероятна до тех пор, пока не наступит общее переосмысление отношений Москвы с Западом как единой общностью стран. Ну или, точнее, обществом стран, которое позиционирует себя как нечто единое.

Торговля, туристы, инвестиции, доступ на российский рынок — все это нужно и важно Словакии. Особенно с учетом того, что стране необходимо как-то выкарабкиваться из экономических последствий пандемии…

«СП»: — Словаки, кстати, даже вакцину нашу не купили, хотя собирались изначально. В итоге вышел скандал, который привел к отставке правительства. Что это было? Давление лоббистов Биг Фармы или опять же проявление русофобии?

— Все вышесказанное плюс внутриполитические конфликты. В правящей коалиции партии друг друга не любили, у них был застарелый конфликт. Вот и использовали Спутник V для атаки на премьер-министра.

«СП»: — А насколько Москве важны отношения со Словакией? Какой вес она имеет в ЕС, чем она нам может быть полезна? У нас с ней большой товарооборот? Она важный покупатель нашего газа? Хоть чем- то она нам интересна?

— Это не совсем правильный вопрос. Словакия, может, и не первый наш торговый партнер, да и голоса в ЕС у нее особо нет (есть, конечно, право вето, но кто даст его применить?). Однако при всем при этом Словакия — находящаяся недалеко от нас страна, имеющая границу с той же Украиной и входящая в ЕС — нашего важнейшего торгового партнера. Поэтому мы должны прилагать усилия для того, чтобы создавать и укреплять свой позитивный имидж даже в Словакии. То есть заниматься мягкой силой, которой наши власти заниматься не умеют…

— Заявление о словацкой русофобии от Роберта Фицо, который является лидером левоцентристской партии, находящейся в оппозиции к действующей правящей коалиции, нужно воспринимать в первую очередь в качестве внутриполитической дискуссии, — уверен политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев. — Его слова о произнесены в пику позиции нынешнего руководства Словакии, которое проявило солидарность с Чехией и выслало российских дипломатов из страны. Заявление Фицо является непопулярным для европейского истеблишмента, но нужно понимать мотивы его слов.

Бывший словацкий премьер достаточно последовательно защищает от нападок левый взгляд на итоги Второй мировой войны, защищая идеологию, в рамках которой существует его партия. Ему не выгодны нападки на коммунизм и социализм, ему не выгодны обвинения против Советского Союза — так как это может отразиться на его электоральных рейтингах. В этих словах Фицо можно увидеть немного популизма, но точно не нужно стараться увидеть в этом евроскептицизм. Фицо не выступает за выход Словакии из ЕС и НАТО, но стремится к тому, чтобы его страна вела самостоятельную внешнюю политику, отказавшись от проамериканского курса 1998−2006 годов.



Фицо выступает за прагматичный подход, подразумевающий хорошие отношения и с Вашингтоном, и с Брюсселем, и с Москвой. В нынешние сложные времена, когда в мировой политике происходит поляризация, а язык санкций является основным, такой подход выглядит немного идеалистичным.

Москве точно не будет выгодно, если Фицо будет пугать еврочиновников «русским медведем». Этим часто грешат евроскептики, которые не столько видят в России политический и идеологический полюс, сколько использует образ России для шантажа и эпатажа.

Владимир Мечьяр, руководивший Словакией после обретения независимости, как раз допускал популистские заявления, что Восток в лице России может стать альтернативой для новой независимой республики, если с ними не будут считаться на Западе. Не хотелось бы, чтобы Фицо использовал образ России в своих ярких выступлениях, противопоставляя русских западному миру, эксплуатируя архетипы холодной войны.

По чешскому кейсу Москва несет заметные репутационные потери, и ей очень выгодно появление адвоката в лице Роберто Фицо, который может произнести вслух такие непопулярные для европейских политиков слова.

Словакия, в отличие от многих своих соседей, не имеет исторических разногласий с Россией, поэтому росийско-словацкие отношения всегда строились на взаимоуважении. В Словакии, как и в других странах Восточного блока, после обретения независимости начал работать Национальный институт памяти, который ассоциируют с антикоммунистической трактовкой прошлого, а закон об учреждении института был принят в рамках декоммунистического пакета в начале 90-ых годов. При этом антикоммунистические настроения, а значит и антироссийские, не настолько выражены в словацком обществе — и это заметно по различным социологическим опросам.

Уровень русофобии в словацком обществе, в СМИ и среди политиков намного ниже, чем в соседней Чехии. Это важно учитывать при поиске ответа на действия официальной Братиславы — необходимо, чтобы Москва своим ответом не навредила будущему российско-словацких отношений, ведь Словакия может быть последовательным и крепким союзником России среди стран ЕС.

Бывший премьер-министр Словакии Роберт Фицо уже заслужил реноме друга российского народа. Намекну, что у этого политика есть инстаграм, через который россияне могут поблагодарить его за теплые слова про Россию и День Победы.

Источник




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация