ВЛ / Статьи

Северный морской путь в будущее

+1
4-04-2021, 16:31...
420
Несмотря на возражения западных скептиков, Россия может предложить миру несколько альтернатив для прохода судов из Азии и Америки в Европу

Из-за недавней блокировки Суэцкого канала контейнеровозом Ever Given в мире начали серьезно рассматривать Северный морской путь (СМП) как альтернативу для прохода судов из Азии и Америки в Европу. Но, тем не менее, скептиков хватает. К примеру, как считает польский журналист Мариуш Маршалковский, СМП не сможет проявить себя как замена Суэцкому каналу. 

Во-первых, движение по Северному морскому пути, который также называют Северо-Восточным проходом, затруднено из-за льдов. В связи с этим перевоз грузов можно осуществлять только в период с мая до октября включительно. Но даже тогда на Северо-Восточном проходе встречается сплошной слой льда, мешающий пройти суднам вперед. В преодолении торосов, конечно, помогают ледоколы, которые дежурят в районе Карских ворот. Также кораблям в расчистке льда оказывает помощь «Росатомфлот», который, впрочем, берет за это дополнительную плату.



Во-вторых, не все корабли могут пройти по СМП, даже если в этом им помогают ледоколы. Так, для судов, идущих по маршруту пути, важно иметь «ледовый класс». Такой класс говорит о способности кораблей находится в тех морях, где присутствует лёд. Но такая характеристика подразумевает укрепление бортов судна, чтобы они не повредились. «Ледовый класс» присужден, например, газовозам с сжиженным природным газом или танкерам, перевозящим нефть. В свою очередь контейнеровозам по типу «Ever Given» не обязательно наличие такого класса, потому что они передвигаются по «теплым» водам Индийского и Тихого океанов. 

В-третьих, лед в Северном морском пути мешает суднам продвигаться с достаточно высокой скоростью, в отличие от грузового транспорта, который проходит по Суэцкому каналу. Так, корабли на Северо-Восточном проходе вынуждены огибать проблемные участки. Кроме этого, мешают недостаточные глубины на протяжении СМП. 

В результате, по Севморпути могут проходить контейнеровозы с грузом не более пяти тысяч контейнеров. В это же время застрявший «Ever Given» может переносить до 22 тысяч контейнеров. Также стоимость страховки при передвижении на Северо-Восточном проходе стоит гораздо выше, чем использование в этом смысле Суэцкого канала. Еще на СМП нет промежуточных пунктов, где могли бы выгружать товары из контейнеров. Это создает проблему для таких контейнеровозов, как фидеры (feeder container vessels), потому что их принцип базируется именно на выгрузке товаров на определенных контейнерных терминалах. Из-за этого на Северном морском пути не могут передвигаться как самые крупные, так и малые контейнеровозы.

Погодные условия также не способствуют замене Суэцкого канала на СМП. Хотя перевозка сжиженного природного газа, нефти и угля может быть осуществима на Северо-Восточном проходе, того же самого нельзя сказать про перевозку электронных товаров, продуктов и живого груза, например такого, как скот. 

Несмотря на все вышеперечисленное, в агентстве «Росатом» настроены позитивно. А в случае форс-мажорных обстоятельств агентство обещает помочь застрявшим суднам своими ледоколами 

На вопросы о перспективах Северного морского пути «Свободной Прессе» ответил российский учёный и изобретатель Гамид Халидов. 

«СП»: — В ближайшее время может ли Северный морской путь взять на себя часть грузоперевозок, которая сейчас проходит по Суэцкому каналу, или заменить его в случае форс-мажорных обстоятельств? 

— Ничего гарантировать нельзя, погодные изменения гарантию не дают. Сегодня будет тепло, будут проходить корабли, а потом раз — и путч, который может длиться три-пять месяцев, раз — и один месяц не потянет. Так что стопроцентной надежды, веры нельзя на это иметь. Но, как запасной вариант, конечно же, надо иметь. Еще лет пятнадцать назад я говорил, что самый выгодный маршрут — построить через Иран транс-иранский канал в Каспийское море, через нашу страну, в Северную и Центральную Европу. И если мы еще корабли-тримараны поставим, которые под сто километров в час спокойно будут ходить, через Индию, Азию, Китай. Путь сокращается больше, чем по Суэцкому каналу, и, соответственно, он обходится дешевле.

Авария на Суэцком канале показала всем «надежность» этого канала. Его, оказывается, вообще можно закрыть У меня такое мнение, что надо пока отслеживать риски, а в перспективе с иранцами построить канал. Тогда Индия и Китай будут абсолютно независимыми. Для Центральной Европы это однозначно будет выгодно. По морю — если корабли будут идти достаточно быстро, будет дешевле перевозить товар, а поскольку это будет дешевле, то все это будет гораздо более востребовано. Самое главное — не будет перевалки. Мы должны проложить сквозной путь от Китая до Швеции, Польши, Германии. А для нас главное — он будет через нашу территорию проходить, и будет приносить хорошие деньги. 



«СП»: — Возможна ли интернационализация Северного морского пути, о чем сейчас так часто говорят на западе? 

— Ни в коем случае допустить этого нельзя. Это один из серьезных источников дохода. У меня такое мнение — никакую слабость нельзя проявлять. Я об этом говорил давно — нас однозначно хотят уничтожить. Потихоньку Россию хотят разорвать на части. Это надо понимать, и не давать повода ни в коем случае. Надо показать, что дух у нас боевой есть, и мы никому не уступим.

Источник


Наш канал в Яндекс Дзен

Комментарии:



  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация