ВЛ / Статьи

Теперь понятно, что Россия делает в Арктике

+3
1-04-2021, 16:44...
705
Севморпуть готов обеспечить устойчивое и безопасное судоходство и «подменить» Суэцкий канал

Сейчас любому неопытному водителю на дороге коллеги кричат в окно: «Что ты раскорячился, как Эвер Гивен!», с намёком на блокировавший Суэцкий канал контейнеровоз Ever Given. История с перекрытием этого канала, через который проходит 12% мирового потока грузоперевозок (более 50 судов в сутки), широко обсуждается политиками и экономистами. Помимо подсчёта убытков, а это по данным агентства Bloomberg около 9,6 миллиарда долларов в день, зашла речь и об альтернативных путях судоходства. Такой «нашёлся» у России — Северный морской путь (СМП). 



Вот, к примеру, что думает по этому поводу французский журналист Франсуа Ленгле, специализирующийся на экономической тематике, которого цитирует газета Le Figaro: «Если экономические последствия инцидента незначительны, то геополитические последствия действительно есть. Сразу после аварии Россия предложила альтернативный маршрут между Востоком и Европой, который на 5 тысяч километров короче, чем через Суэцкий канал. Китай сделал то же самое со своим «Полярным шелковым путём». В статье также подчёркивается, что «атрибутом власти» всегда считалась способность создания торговых путей и контроля над ними. Прежде это была прерогатива США, однако их доминирование оспаривается Китаем и Россией, которые предлагают собственную модель глобализации со своими торговыми маршрутами. 

Впрочем, в Москве и не скрывают, что Россия намерена активно продвигать тему Северного морского пути на международных площадках в целях обеспечения устойчивого судоходства в Арктике. Посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов в интервью ТАСС говорит: «Иностранные инвесторы проявляют большой практический интерес к арктическим проектам, долгосрочная стратегия которых предусматривает круглогодичное использование СМП в качестве основной транспортной артерии для доставки на внешний рынок производимой или добываемой в арктической зоне продукции. Видим возросший интерес к СМП со стороны круизных операторов».

Одновременно в Минэнерго сейчас сообщают, что объём загрузки Северного морского пути имеет большой потенциал расширения после блокировки Суэцкого канала. В ведомстве также отмечают, что ожидают дальнейшего роста поставок по этому маршруту. По данным министерства, в 2020 году грузопоток по СМП превысил плановые значения и составил почти 33 миллиона тонн грузов, включая свыше 18 миллионов тонн сжиженного природного газа. 

Теперь понятно, зачем президент России Владимир Путин «оккупировал» Арктику, увеличил ледокольный флот, а, самое главное, создал в регионе Крайнего Севера мощную военную группировку. Он знал! Ну, или предполагал, что нечто подобное, как нынешняя блокировка Суэцкого канала, может случиться и тогда Северный морской путь принесёт существенные выгоды для страны. 

В качестве шутки можно предположить, что Путин и подстроил всю эту историю с контейнеровозом Ever Given, впрочем, утвердив в октябре прошлого года Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечение национальной безопасности на период до 2035 года, он точно не шутил. «Всё, что происходит на северах, представляет для нас особый интерес и особую ценность. Я даже не говорю сейчас об освоении Северного морского пути. В целом в этом будущее наше, в том числе и с точки зрения добычи природных ископаемых в перспективе. Когда-то Ломоносов говорил, что Россия будет прирастать Сибирью. В следующие десятилетия Россия будет прирастать Арктикой и северными территориями. Это совершенно очевидные вещи», — обозначил позицию Путин. 

Это уже закономерность последних лет — об Арктике говорят, об Арктике спорят и, похоже, даже готовы за неё бороться с применением военной силы. Эти необозримые ледяные просторы, которые хоть и существенно сократились из-за потепления, располагаются на площади в 5,02 миллиона квадратных километров. Общая площадь полезных ископаемых здесь (нефть и газ) только в российском, самом крупном арктическом секторе, по самым скромным оценкам оценивается в 30 триллионов долларов. Плюс — Северный морской путь, значение которого в логистике будущего имеет колоссальное экономическое значение. Плюс — безопасность России в регионе. И это, пожалуй, одна из важнейших составляющих в политике нашей страны в Арктике.

Помимо России арктические сектора есть у Дании (Гренландии), Норвегии, Канады и США. Для последних этот регион, как это водится, включён в сферу национальных интересов. Со всеми вытекающими последствиями — американцы явно намереваются доминировать и в этом, таком далеком, холодном и необжитом месте планеты. Впрочем, постоянную «прописку» в Арктике уже давно имеет Россия — в последнее время активно обозначающая там свое, в том числе и военное, присутствие. 

Никто и не скрывает планов того, что наша страна готова обеспечить безопасность всех своих рубежей, в том числе и со стороны Северного Ледовитого океана. И одним из приоритетов развития Вооруженных сил на ближайшее время останется создание инфраструктуры в Арктике. Об этом неоднократно говорят и Путин, и министр обороны России Сергей Шойгу. «Имеющиеся ресурсы сконцентрированы на таких основных направлениях развития Вооруженных сил, как создание военной инфраструктуры в Арктике, совершенствование аэродромной сети, внедрение передовых технологий, связанных с материально-техническим обеспечением войск», — говорит глава военного ведомства.

Слова Сергея Шойгу — не банальное сотрясание воздуха. За ними прослеживается конкретика — Минобороны России активно реализует программу освоения Арктики — на островах Новая Земля, Земля Франца Иосифа, Шмидта и Новосибирских островах, между которыми и континентальной частью России проходит Северный морской путь. Восстановлены и построены новые аэродромы, военные городки, приспособленные для проживания в суровых климатических условиях. А еще здесь идёт активная боевая подготовка, появляется новая техника и вооружение. Недавно в Арктике весьма эффектно, взломав полутораметровый лёд, одновременно всплыли российские атомные подлодки проекта «Борей», способные осуществлять залповые пуски баллистических ракет. 

Здесь создана и уже приступила к выполнению задач Арктическая группировка войск. В её состав вошли силы Северного флота, две мотострелковые арктические бригады, подразделения ВДВ, истребители-перехватчики, транспортная авиация. Арктические бригады выполняют задачи по патрулированию прибрежной зоны, охране объектов и территорий вдоль северных морей (Баренцевого, Карского, Моря Лаптевых) и Северного Ледовитого океана, обеспечению прохода и сопровождения кораблей по Северному морскому пути. Ну и, естественно, демонстрируют наше военное присутствие в Арктике. Как без этого? 

О том, что российская армия в Арктике всерьез и надолго свидетельствует и тот факт, что для комплектования офицерами арктических и разведывательных соединений в ДВОКУ — Дальневосточном высшем общевойсковом командном училище (Благовещенск) ведётся подготовка кадров по специальности «Управление арктическими подразделениями» и «Управление горными подразделениями». В Новосибирском высшем военном командном училище, готовящим кадры, в том числе и для спецназа ГРУ, внесены изменения в программы подготовки разведчиков — с учетом северных климатических условий. Первые «арктические лейтенанты» уже несут службу.

«Своими» считают арктические острова и корабли Северного флота, которые ранее в этих широтах практически не появлялись. Еще в сентябре 2012-го в здешних водах появился тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Военные маневры проводила и группа боевых кораблей с лидером БПК (большой противолодочный корабль) «Адмирал Левченко». А БДК (большие десантные корабли) «Георгий Победоносец» и «Кондопога) высадили на острова десант морской пехоты. 

Россия контролирует всё воздушное и морское пространство Арктики как минимум на 500 километров от своей береговой полосы. Слово «контролирует» — ключевое, но оно не означает, что мы занимаем эту территорию — с учетом шельфовой зоны Россия может претендовать на 350 морских миль. В обеспечении безопасности страны на северных рубежах используется глобальная система, позволяющая при помощи автоматизированных систем управления, спутников, носителей информации в море и на берегу, получать полные данные о ситуации в регионе. Всё летающее в небе, ходящее по воде и под водой — в поле зрения системы.

Советский Союз, а потом и Россия, потратили огромные финансовые средства на освоение Арктики и создание Северного морского пути — наиболее кратчайшего маршрута морского сообщения между Европой и Дальним Востоком. Впрочем, у нас был и «местечковый интерес» — обеспечение так называемого Северного завоза в регионы арктического побережья, от Мурманска до Якутии и Чукотки, с обеспечением объектов Минобороны. Отечественный ледокольный флот по праву считается лучшим в мире. Используется он и в интересах Вооруженных сил — при проводке кораблей Северного флота в Карское море участвуют, например, два атомных ледокола госкорпорации «Росатом». 



Ледоколы в Арктике — главный «конёк» России. К имеющемуся ледокольному флоту в октябре прошлого года добавился самый мощный в мире универсальный атомоход «Арктика». Для обеспечения бесперебойного судоходства по Северному морскому пути в ближайшей перспективе Россия построит ещё три мощных в мире атомоходных ледоколов проекта «Лидер» и пять ледоколов проекта 2222 (ЛК-60Я). Один из них — «Сибирь» — проходит швартовые испытания и будет введен в эксплуатацию уже в нынешнем году, ещё один — «Урал» — ожидается в 2022 году. 

В общем, России есть чем колоть лёд, и есть чем Арктику защищать. Поэтому перспектива заменить Суэцкий канал Северным морским путём и очевидна, и эффективна.

Источник


Наш канал в Яндекс Дзен

Комментарии:



  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация