ВЛ / Статьи

Новый ужас Запада: Русский "Северный полюс"

+8
27-12-2020, 01:00...
767


Полярников на самолёте на этот "Северный полюс" не высадишь. Но зато и ледокольными пароходами, как экспедицию Папанина, их оттуда снимать не придётся. Он сам ледокол. Не будет, подобно льдине, раскалываться при дрейфе в тёплых водах. 

Впрочем, начнём с красоты. 

"Самым уродливым кораблём, который мы только видели", уже назвал только что спущенное на воду новое русское арктическое исследовательское судно автор американского онлайн-таблоида "Драйв" (The Drive). 

Человек знает толк в прекрасном, надо полагать… 

Мирное судно в рубрике "Зона войны" 

Нет, так-то Томас Ньюдик (Thomas Newdick) автор грамотный. Пишет, правда, в основном о самолётах, но – понимает. Конечно, как того требует его варварская лира типичного западного колумниста, Америка хороша, а Россия агрессивна. Даже когда в его заметках "агрессоры F-35s, F-16 устроили впечатляющую "слоновью прогулку" на Аляске", а "транспортный самолёт Ил-114 предназначен для выполнения специальных военных задач". Но слюною, надо признать, не брызжет. Когда он пишет, что "крылатая ракета Советского Союза "Буря" была малоизвестным монстром холодной войны", ну да, она и была монстром: первая в мире сверхзвуковая межконтинентальная, 95 тонн стартовая масса, масса маршевой ступени – 33 тонны, масса боевой части – 2,35 тонны. И она действительно конкурировала с ранними МБР во время холодной войны. 
 
{banner_vnutri_news}

В общем, стоит посмотреть, с чего это он мирную самоходную платформу для полярников, создаваемую по заказу Росгидромета, поместил в "Зону войны", да ещё и назвал уродливой чисто утилитарную форму судна, чтобы во льду его не раздавило, как "Челюскин".

Итак, "в рамках постоянно растущего внимания страны к Арктическому региону Россия спустила на воду новое арктическое исследовательское судно, получившее название "Северный полюс". Корабль проекта 00903 описывается как "ледостойкая самоходная платформа" и предназначен для дрейфа по водам замёрзшего Севера, проведения геологических, гидроакустических, геофизических и океанографических исследований". 

Вроде всё верно. Но дальше протираем глаза: "Это тоже далеко не красиво" ("It is also far from pretty"). Чего? 

Отчётливо яйцевидный корпус судна, построенный из специальной высокопрочной стали, вытекает из его требования иметь дело с лёгким льдом, двигаясь со скоростью около 10 узлов. Этот корабль, однако, не ледокол, и его усиленный корпус спроектирован так, чтобы лучше справляться со льдом, а не бороздить его. Вместо этого его общая конструкция была оптимизирована для выносливости и автономности, 

– признаёт Том прагматичные устремления авторов проекта русского судна. 

И дальше всё верно: "Судно было построено по заказу для Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, более известной как Росгидромет, по заявленной стоимости в 100 миллионов долларов. Он проводится в рамках совместного проекта Росгидромета и российского Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Имея 276 футов в длину и 74 фута в ширину и водоизмещение 10 225 тонн, "Северный полюс" должен стать первым в своём роде судном, которое будет постоянно базироваться в высокой Арктике". 

Фига в кармане есть, но о-очень маленькая 

Ранее Россия, а до этого Советский Союз использовали дрейфующие ледовые станции для поддержки арктических исследовательских групп, пишет автор. Они были построены на естественных ледяных пакетах или фрагментах ледника. Начиная с 1937 года было проведено в общей сложности 40 экспедиций. 

А, вот! "Одна из таких ледовых станций принесла американскому разведывательному сообществу редкую удачу, когда в мае 1962 года они исследовали заброшенную советскую исследовательскую станцию высоко в Арктике". 

Но перехода к великой шпиономании так и не произошло: 

Однако последствия глобального изменения климата с начала 2000-х годов означают, что такие станции больше не являются практичным предложением, поскольку надёжный лёд становится всё труднее найти. 

И теперь Россия обратилась к "ледостойкой самоходной платформе", или проекту 00903, которая сможет выйти в Арктический регион самостоятельно или с помощью ледокола, прежде чем начать свою "автономную" миссию. В этом случае автономия означает возможность работать независимо от пополнения запасов в течение длительного периода времени, что "позволяет исследователям изучать Арктический регион до двух лет подряд, не причаливая в порту".

Но нет, без агрессивной России в США обойтись нельзя: "Есть определённые потенциальные военные приложения к тому типу исследований, которые, предположительно, будут проводиться на Северном полюсе. Подводные исследования Арктического региона, например, могли бы помочь получить ценную информацию в поддержку активизации деятельности российского флота как над водой, так и под водой… Уже сейчас российские военные активно наращивают свои возможности в регионе, включая передовые оперативные пункты, чтобы потенциально защитить тысячи миль береговой линии с моря, суши и воздуха". 

Но ведь это всего лишь логично, не так ли? 

Да, признаёт Ньюдик, "исключительная экономическая зона Москвы в Арктике обеспечивает права на добычу нефти, газа и рыболовство, и они также будут эксплуатироваться и защищаться, особенно в условиях, когда российские претензии всё чаще оспариваются Канадой, Данией, Норвегией и Соединёнными Штатами… Таким образом, идея о том, что этот тип потенциально может иметь более широкое военное применение в будущем, является обоснованной". 

И кто из нас агрессивен? 

Что представляет собой ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" и какие новые возможности для науки она даёт? 

Сложно, разумеется, отрицать, что в наше время почти всякое гражданское изделие может иметь военное применение. А уж в Арктике, подо льдами которой атомные субмарины по-тихому могут наведаться к врагу в постель, и самая гидрометеорологическая гидрометеорология обслуживает среди прочего и интересы военных. 

И всё же уникальное судно проекта 00903 строится по заказу Росгидромета прежде всего как научно-исследовательский корабль. И вот почему. 

Как бы хорошо мы ни знали Арктику даже в сравнении с тем, что было 50 лет назад, хорошо её знать невозможно в принципе. Это говорят частным (да и не частным тоже) образом практически все учёные, занимающиеся её исследованиями. Это и кухня погоды, где Гольфстрим теряет своё тепло и обращается в свою противоположность. Это и постоянно меняющаяся гидрографическая обстановка. Это и ледовая обстановка, всё ещё подчиняющаяся каким-то своим, подчас совершенно непонятным законам. Это, наконец, глобальное потепление, которое здесь, в Арктике, разливается безудержно, как первомайская пионерия по Красной площади в те старые добрые времена, когда лёд ещё был "надёжным".

Исследуй – не хочу! 

А он как раз более не надёжный. После почти 40 дрейфующих на годами не тающих льдинах станций "Северный полюс" сегодня надо держать рядом с ними ледокол, чтобы успеть спасти полярников. Как это несколько лет назад и случилось. Отсюда сразу нащупали и выход: сделать этим морозоустойчивым ребятам такую "льдину", которая не расколется. Дороговато – стоимость работ только по начальным прикидкам оценивалась в 7 млрд рублей, а ещё и график строительства уполз вправо вместе с ценою вопроса... Но зато надёжно, практично и круглогодично. Да, и заходить можно в такие углы, куда и полярный медведь костей не заносил. И принести оттуда тем же датчанам такие данные науки, которые снимут их притязания на наш шельф. 

Потому судно и имеет специфическую, но далеко не уродливую форму. Корпус исполнен в форме яйца, чтобы его не затирало льдами, а выталкивало. При этом ледовый класс у него Arc8, что позволяет без сопровождения ледокола гулять во льдах толщиной до 2-3 м. А более мощных в нынешней тёплой Арктике осталось мало. 
 

Водоизмещение 10,4 тыс. т, длина 83,1 м, ширина 22,5 м. Мощность энергоустановки - 4200 кВт, а движение осуществляется посредством двух винторулевых колонок в корме и подруливающим устройством на носу. Скорость больше 10 узлов. Автономность по топливу – до 2 лет. 

Наконец, комфорт и даже уют современного корабля для 34 пассажиров и всего 14 членов экипажа. Кстати, есть вертолёт и катера, так что научные работы можно вести и с них, и с помощью забрасываемых ими во льды роботов. Исследуй – не хочу! 

Интересно только: тем, старым полярникам, выросшим из пионерии, платили за морозоустойчивость ну очень хорошие деньги. Экспедиция – машина, две – квартира. А теперешним как, что в тепле и уюте, под мерно журчащий дизель, по льдам рассекать будут? 

Ответ получим, даст Бог, в 2023 году, когда – по плану – ожидается отправление судна в первую экспедицию. 

Александр Цыганов






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация