ВЛ / Статьи

В США испугались войны с Россией и ее союза с Китаем

+6
26-12-2020, 02:00...
739


Новому американскому руководству придется серьезно изменить свою внешнюю политику

Американское издание National Interest призывает руководство США пересмотреть свою политику в отношении России и Китая, поскольку продолжение сложившегося курса может привести к печальным последствиям. 

Автор считает, что она скрывает в себе три угрозы: возможность прямого столкновения с Россией, например, в Сирии, рост числа россиян, считающих, что обострение — единственный путь развития отношений и возможность альянса РФ и КНР. 

«Необходимо признать, что международные отношения редко бывают черно-белыми. Союзы должны быть средством политики США, но не целью. И, нравится нам это или нет, история всегда повторяется. Те, кто противятся принятию этого, рискуют оказаться на ее неправильной стороне», — уверен он. 

Что это, голос разума? И прислушается ли к нему новый президент США? 
 
{banner_vnutri_news}

— Статья достаточно разумная, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. 

— Она выдержана в духе концепции политического реализма и направлена на то, чтобы повлиять на пересмотр внешней политики США со стороны новой администрации. В последние года два задиристость американской политики в отношении России постоянно росла. 

Видимо, Вашингтон рассчитывал, что под этим давлением российское руководство испугается и пойдет на уступки, как это произошло во времена Горбачева. Но уже очевидно, что повторять поступки Горбачева Кремль не намерен. Поэтому задиристая политика США чревата военными инцидентами. А с учетом роста раздражения поведением американцев как среди российского руководства, так и среди военных всех уровней, такой инцидент может привести к эскалации конфликта, обмена ударами и началом войны. При этом очевидно, что США сейчас не готовы к ней, и такой конфликт может привести к очень печальным для них последствиям.

«СП»: — Согласны ли вы с выводами про три угрозы? Реальны ли они? Какая из них, по-вашему, более реальна? 

— Все они реальны. Однако это разноплановые угрозы, их сравнение некорректно. 

Объективно Россия не является угрозой для США. Российская угроза сильно раздута и зиждется на психологических комплексах американской элиты, посчитавшей себя победителями в холодной войне. Когда же оказалось, что Россия совсем даже не побеждена, в Вашингтоне началась истерика. Если бы в США подходили к вопросу отношений с Россией прагматично, то признали бы, что Россия никогда не была и никогда не сможет быть экономическим конкурентом США и Западу в целом. Российская экономика слишком мала. Поэтому Россия не несет угрозы финансово-экономической системе, где доминирует Запад. 

Конечно, Россия является мощнейшей военной державой, но она являлась таковой на протяжении веков и большую часть времени находила приемлемые развязки с западными государствами, если они сами не позволяли себе агрессию в отношении нее. 

Сейчас складывается ситуация, когда Запад опять задирает Россию. Если эта политика прекратится, то никакой угрозы Западу не будет. Для этого Западу надо признать право русской нации на воссоединение и наличие у России законной зоны безопасности по периметру российских границ. Признание этих очевидных фактов никак не подрывает безопасность США. А истерику русофобских лимитрофов вроде Прибалтики и Польши Запад должен проигнорировать в интересах общего блага. 

А вот Китай действительно способен изменить мировой экономический порядок, что приведет к маргинализации Запада в мировой экономике и концу Западной цивилизации. Особенно опасно для Запада, если Китай будет опираться на военную поддержку России, поскольку в этом случае никакие принудительные меры Запада в отношении КНР просто не смогут быть реализованы. Так что союз России и Китая — это стратегический кошмар для Запада.

«СП»: — При этом в статье говорится, что и Россия, и Китай предпочли бы нормальные отношения с США антиамериканскому союзу. 

— Действительно, Россия и Китай предпочли бы нормальные отношения с США. Но дело в том, что инерционный сценарий развития ведет к ослаблению мировой роли США и возвышению Китая. А США пытаются сохранить свое мировое доминирование и поэтому стремятся остановить объективные экономические процессы, используя силовые инструменты, пока что на уровне гибридной войны, но дальше может быть всякое. 

У США есть и альтернативный путь поведения: признать мировую многополярность, согласиться на коллективное руководство миром с участием других центров силы — Китая, России, Индии и Евросоюза. Это привело бы к стабилизации мировой системы. Но Вашингтон пока до этого не созрел. Надеюсь, что созреет до того, как начнется война с Россией или Китаем. 

«СП»: — При Байдене риск столкновения с России с США снизится или наоборот? 

— Как метко заметил наш президент: «Будет то же самое». 

— Автор статьи и главный редактор журнала — хорошо известный российской аудитории, в частности по политическим программам Первого канала, Дмитрий Саймс, — отмечает кандидат политических наук, исполнительный директор Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. 

— В этом же журнале летом вышла статья президента Путина об уроках Второй мировой войны. Саймс, действительно, традиционно критикует «ястребиную» внешнюю политику США, в том числе на российском направлении. При этом критика автора строится не на том, что продолжение противостояния Вашингтона и Москвы может болезненно сказаться на России, учитывая, в числе прочего, несопоставимость оборонных бюджетов двух стран, а на том, что это не выгодно и самим США.

Наименее значимой из описанных Саймсом угроз является угроза числа россиян, считающих конфронтацию единственным возможным способом общения с Америкой. Очевидно, антиамериканский ресентимент в России сегодня во многом связан с общей государственной медийной политикой. При её изменении и настроения в обществе могут измениться. 

Другое дело, что в рукотворную медийную картинку в какой-то момент могут начать верить и высшие чиновники, принимающие решения по международным делам: смотрите, какие мерзавцы, а мы тут сидим и ничего не предпринимаем в ответ — надо усилить контратаку! 

Непреднамеренные столкновения между американскими и российскими военными в Сирии уже, к сожалению, имели место. Точнее, с российской стороны это были сотрудники частной военной кампании. Это трагический инцидент — смерти всегда значимее, чем медийная картинка. Вместе с тем те военные, кто непосредственно находится в зоне конфликта, очевидно, делают всё для того, чтобы подобных ситуаций не повторялось. Здесь в качестве примера можно привести прокси-конфликты между США и СССР времён холодной войны: все понимали, что возможное столкновение не территории какой-то третьей страны — это вовсе не то, что «настоящая» война в советских или американских границах. 

Китайско-российский альянс пока существует в весьма гипотетическом виде в силу множества обстоятельств. Учитывая несопоставимость российской и китайской экономик, России в таком альянсе, очевидно, отводилась бы роль младшего партнёра, что для амбициозной Москвы совершенно неприемлемо. Экономическая созависимость Китая и США велика, а российский рынок ни в какой мере не заменит для Китая американский, не говоря уже о российских кампаниях, которые захотели бы перенести свои производства в КНР. 

Кроме того, неясно, какой могла бы стать положительная повестка гипотетического альянса Москвы и Пекина. Что они могли бы предложить друг другу и остальному миру помимо того, что они — «не США»? БРИКС, кстати, имеет ту же проблему: мы не лезем во внутреннюю политику друг к другу, а просто торгуем — прекрасно, а дальше-то что?

Действительно, совместные российско-китайские военные учения могут вызвать неприятные чувства в Вашингтоне или, скажем, в Токио. Но эти чувства, давайте обозначим прямо, и должны испытывать чиновники, ответственные за сферу обороны, такова профессиональная деформация. Поскольку, находясь в твёрдой памяти, в каком-то реалистичном ближайшем будущем предположить, что США и Япония зачем-то нападут на Китай или Россию (или наоборот) нельзя, то и игры мускулами во время учений должны так и остаться играми мускулами. 

«СП»: — Обычно считается, что США боятся военной мощи России и экономики Китая. Чего больше? В каком виде возможен российско-китайский союз, если возможен, и чем он конкретно опасен США? 
 

— Чиновники от экономики расскажут о том, что альянс опасен в экономическом плане, а генералы — о том, что в военном. Если же говорить о нечиновничьем секторе глобальной экспертизы, то американские спикеры преимущественно говорят о слишком сильной зависимости США от Китая в плане поставки широкого спектра продукции для потребительского рынка, он компьютерной техники до банальных масок, которые десятки и сотни миллионов американцев носят каждый день. Теоретически все эти производства можно вернуть в США, что ударит по Китаю, но по факту это будет означать серьёзное повышение их стоимости, что ударит уже по карману американских избирателей.

«СП»: — При Трампе многие считали, что он попытается втянуть Россию в союз против Китая. А что ожидать от Байдена? 

— От Байдена ожидают нормализации отношений с традиционными союзниками США, прежде всего в Европе, но никак не глобальных антикитайских коалиций, тем более с участием России. Байден, как представляется, испытывает гораздо меньше энтузиазма на российском направлении, чем Трамп. Его администрации будет вполне достаточно, если в отношениях с Москвой удастся вернуться к договорам по вооружениям — то есть вернуться к ситуации 2016 года и продолжить линию Обамы. 

«СП»: — Все же именно Трамп пытался начать новую гонку вооружений, рвал договора и т. д., а демократы традиционно считаются более прагматичными в вопросах безопасности… 

— Когда мы говорим о риске настоящей войны, а не торговой или пранкерски-хакерской, то речь сегодня, к счастью, идёт об исчезающе малых величинах. Также следует отметить, что раздутый оборонный бюджет США — это не про войну, а про лоббистов ВПК, которые активно работают над увеличением тамошнего, как бы мы сказали, гособоронзаказа. 

Эти танки никуда не поедут, а ракеты никуда не полетят. Другой вопрос, что сама логика международных отношений диктует, что, если ваш гипотетический противник увеличивает свои оборонные ассигнования, то и вы должны как-то пропорционально ответить. В этом смысле любые договора, приостанавливающие гонку вооружений, — это благо для экономики и здравого смысла в целом.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация