ВЛ / Статьи

Как «Сапсан» на голову: Дорогу аэромобильным войскам РФ расчистят «летающие БМД»

+4
25-12-2020, 04:00...
687


Первая десятка самых мощных отечественных ударных вертолетов встанет в строй ВДВ уже в 2021 году

Стало понятным, зачем заместителю министра обороны РФ Алексею Криворучко на днях срочно понадобилось слетать в Улан-Удэ. Там, на крупнейшем в нашей стране авиационном заводе холдинга «Вертолеты России», завершена подготовка к выпуску необычайно мощной винтокрылой боевой машины — транспортно-боевого вертолета Ми-8АМТШ-ВН «Сапсан», предназначенного для выполнения широкого круга штурмовых, ударных и транспортных задач. Контракт на производство в 2021 году первой десятки таких геликоптеров был подписан минувшим летом. 

Мощью бортового оружия «Сапсан» превзойдет все существующие российские вертолеты, включая ставшие знаменитыми во время войны в Сирии Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник». А поскольку «Сапсаны» спроектированы для ведения совместных с Силами специальных операций и «голубыми беретами» боевых действий в ближнем тылу противника, обладающего мощной войсковой ПВО, броневая защита у них почти как у танка. Недаром создатели уже назвали Ми-8АМТШ-ВН «летающей боевой машиной десанта». 
 
{banner_vnutri_news}

У этой новости, кроме сугубо военно-технического, есть и еще один важный аспект. С появлением у Министерства обороны РФ через считанные месяцы первых «летающих БМД» будут сняты последние организационные препятствия для начала формирования в составе отечественных ВДВ принципиально нового рода войск — аэромобильных. За основу, очевидно, будет взята нынешняя 31-я десантно-штурмовая бригада (ОДШБр), которая ныне стоит в Ульяновске. 

Если этот замысел нашего Генштаба получит логическое развитие, где-то неподалеку от Ульяновска в ближайшие пару лет встанет еще и новая бригада вертолетчиков. Объединенные воедино, обе бригады, как представляется, и составят первую в России аэромобильную дивизию, которая останется в составе Воздушно-десантных войск и послужит основой отечественных сил быстрого реагирования. Хотя не исключено, что 31-я ОДШБр «голубых беретов» будет развернута в три полка, которые в таком случае будут дислоцированы в Ульяновске, Пензе и Оренбурге.

По имеющимся сведениям, новое соединение получит наименование «104-я гвардейская аэромобильная ордена Кутузова дивизия». Потому что именно 104-я гвардейская (только воздушно-десантная) стояла в Ульяновске, пока в ходе наших бестолковых и беспрерывных военных реформ в 1998-м не была сокращена и превращена в уже упомянутую 31-ю ОДШБр. 

Между прочим, решение о воссоздании этого соединения и именно в Ульяновске Минобороны РФ приняло еще 4 июня 2015 года. Но воплотить его в жизнь генералам все никак не удавалось. Не в последнюю очередь, похоже, задержка связана с отсутствием в достаточном количестве в отечественных арсеналах новой боевой и специальной техники, необходимой именно аэромобильным войскам. 

Ведь что они, по идее, должны будут собою представлять? На днях командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Андрей Сердюков журналистам рассказал об этом так: «Соединения нового типа имеют возможность применяться в районах боевого предназначения и вести самостоятельные боевые действия в тылу противника, сочетая огонь наземного вооружения и армейской авиации. Применение подразделений на экспериментальных образцах легких специальных транспортных средств, перевозимых внутри грузовых кабин вертолетов, значительно повышает маневренные и огневые возможности техники. 

С использованием вертолетов армейской авиации десантно-штурмовые подразделения могут эффективно противодействовать высокомобильным формированиям потенциального противника в различных физико-географических условиях и не зависеть от аэродромной сети. Применение армейской авиации значительно снижает вероятность поражения десанта огнем противника, повышает скорость перемещения, увеличивает дальность доставки в назначенный район".

Что из этого следует? Прежде всего, что аэромобильным частям и подразделениям необходима именно легкая боевая техника, которую легко оперативно перебрасывать в район боевых действий вертолетами. Такая, как, к примеру, бронеавтомобили ГАЗ-2330 «Тигр-М» с очень высокой — шестой степенью бронезащиты и просто сумасшедшей для такого рода машин максимальной скоростью в 140 км/час. Вооружены эти шустрые «Тигры-М» боевыми модулями типа «Арбалет», включающими в себя 12,7-мм пулемет «КОРД» с боекомплектом 450 патронов, 7,62-мм пулемет ПКТМ с боекомплектом 750 патронов, 30-мм или 40-мм автоматическими гранатометами. Чтобы не бить «в белый свет, как в копеечку», вся эта стреляющая мощь оснащена лазерным дальномером. 

К тому же каждый «Тигр» способен укрыть под своей броней до девяти десантников. Первые 40 таких бронеавтомобилей ВДВ получили только в конце 2017 года. Точное число «Тигров» в распоряжении «голубых беретов» на сегодняшний день неизвестно. Однако вскоре у будущих наших аэромобильных войск появятся и другие высокоэффективные средства передвижения на поле боя. 
 

Как 19 декабря сообщили в ТАСС, речь идет о только что представленных публике российских багги «с рабочим названием МАА». Масса транспортного средства в снаряженном состоянии достигает 1,2 тонны. Максимальная скорость по асфальту 150 км/час. Первую сотню техника набирает за 8,2 секунды. На крыше багги по необходимости может размещаться крупнокалиберный пулемет, автоматический гранатомет АГС-17 или ПТРК «Корнет». Существует, по сведениям ТАСС, и «минометный» вариант" МАА.

Что еще необходимо аэромобильным войскам, чтобы успешно бить даже сильного врага в его ближнем тылу? Прежде всего — вертолеты, способные не только быстро перебросить десант с перечисленными легкими, но очень грозными боевыми машинами через линию фронта, но и эффективно поддержать его над чужой территорией с воздуха «огоньком». 

Еще в 2013 году тогдашний командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов так высказался об этой своей далекой тогда мечте: «Это должен был быть винтокрылый средний вертолет с мощным комплексом вооружения, способный совершать боевые броски от 10 до 70 километров, что позволит значительно повысить маневренность подразделений». 

Уже тогда что-то, видимо, закипело не только в генеральских, но и в конструкторских мозгах. Поэтому, собственно, буквально только что на свет и появился Ми-8АМТШ-ВН «Сапсан». 

Справедливости ради: на первых порах это была не столько заслуга Министерства обороны РФ, сколько вертолетостроительного завода имени Миля. Потому что в 2017 году, основываясь на уроках войны в Сирии, именно этот завод на базе давно им освоенной серии Ми-8/17 начал работу на «Сапсаном» в инициативном порядке. Иначе говоря — на собственный страх и риск. 

По замыслу милевцев, их новая машина предназначалась, главным образом, для бойцов Сил специальных операций. Для того, чтобы еще на подлете к передовой им не стать легкой жертвой вражеской ПВО, с самого начала решено было конструировать практически «летающий танк». Для этого кабину Ми-8АМТШ-ВН прикрыли титановой, а транспортное отделение с десантом — многослойной легкой арамидной броней. Забронировали также наиболее важные агрегаты вертолета.

Естественно, это серьезно утяжелило перспективный «Сапсан». Поэтому, в отличие от его базовых собратьев Ми-8, вертолет пришлось оснастить более мощным двигателем ВК-2500−03, уверенно работающим на больших высотах и в жарком климате. Под большую нагрузку усовершенствовали и несущий винт. 

Впрочем, с легкими танками и боевыми машинами десанта только что родившегося «Сапсана» роднит не только броня. Он тоже может шквалом огня «задать жару» самой крепкой обороне. Только с воздуха. В самом тяжеловооруженном варианте машина несет до четырех дальнобойных ракет «Гермес-А» (дальность поражения танков, инженерных и фортификационных сооружений, надводных целей и низкоскоростных летательных аппаратов до 15−20 километров), до восьми сверхзвуковых противотанковых «Атака-ВМ» или до двух тонн авиабомб. 

Одним из типов вооружений для «Сапсана» заявлено секретное до прошлого года «изделие 305». Другими словами — испытанная год назад в Сирии новейшая дальнобойная управляемая ракета с комбинированной системой наведения, с дальностью стрельбы до 25 километров. 

В проемах левой и правой дверей Ми-8АМТШ-ВН — по пулемету калибра 12,7 мм. На фермах спецподвески — еще два курсовых пулемета аналогичного калибра. Под фюзеляжем — два дополнительных люка для сверхбыстрой выброски десанта. Для защиты от переносных зенитных ракетных комплексов - станции оптико-электронного подавления Л370В35МС из обширного семейства станций радиоэлектронной борьбы «Витебск». 

Ну, скажите: могло ли Минобороны равнодушно пройти мимо такой вот замечательной инициативной разработки МВЗ имени Миля? Оно и не прошло. В мае 2018 года идея срочно готовить «Сапсаны» не только для Сил специальных операций, но и для будущих наших аэромобильных войск, была одобрена оборонным ведомством. На продолжение работ было немедленно выделено 800 миллионов рублей с обязательством первые десять Ми-8АМТШ-ВН Воздушно-десантным войскам поставить в 2021 году.

Летом нынешнего года опытные образцы были представлены в Национальном центре вертолетостроения. Затем начались испытания в Центре боевой подготовки и переподготовки лётного состава армейской авиации в Торжке. На днях там состоялся, как можно понять, заключительный этап тестирования — успешная стрельба «Сапсана» управляемыми ракетами комплекса «Атака-ВМ», а также неуправляемыми реактивными снарядами и автоматическими пушками из подвесных контейнеров. И уже ничто, видимо не помешает авиастроителям из Улан-Удэ в считанные месяцы начать оснащение будущей 104-й гвардейской аэромобильной дивизии ее основным ударным оружием. 

Между тем, в этом направлении в Минобороны даже в ожидании сокрушительных «Сапсанов» уже кое-что сделано. А контуры вертолетной бригады для 104-й гвардейской приобретают все более четкие очертания. Так, «голубые береты» с недавних пор начали получать модернизированные сверхтяжелые вертолеты Ми-26Т2 В, способные перебрасывать на большие расстояния до 82 десантников каждый. Или серьезные грузы для них. В том числе — и бронеавтомобили «Тигр». Для той же цели военными заказаны и 15 новейших вертолетов Ми-38, вмещающие по 40 человек десанта. На внешней подвеске такие вертолеты могут дополнительно перебрасывать пушки или автомобили общим весом до пяти тонн. 

Все эти новости в совокупности свидетельствуют, что формирование первой российской аэромобильной дивизии — дело ближайшей перспективы. Так наши военные продолжают делать практические выводы на будущее из своего участия в войне в Сирии. Никто ведь и не обещал, что ничего подобного Россию больше нигде не ожидает. 

Из досье «СП» 

Во времена «позднего» СССР прообразом аэромобильных частей советских Вооруженных сил стали отдельные десантно-штурмовые бригады, подчинявшиеся непосредственно командующим военными округами. Их задачей был так называемый «вертикальный охват» противника — высадка с вертолетов сравнительно неглубоко от линии фронта с целью дезорганизации ближнего тыла противника. Но эта идея тогда не получила организационного развития: вертолетчики и десант так и не были объединены в единую структуру. И продолжали боевую подготовку порознь. Что сильно затрудняло совместные действия даже на учениях.

Министерство обороны России после памятного вооруженного конфликта с Грузией в августе 2008 года последовательно ведет дело к формированию первого в стране аэромобильного соединения в силах быстрого реагирования. Первая в истории ВДВ России высадка аэромобильная сил с вертолетов в тыл условного противника в исследовательских целях была произведена еще в сентябре 2018 года на стратегических командно-штабных учениях «Центр-2018». Правда, в очень ограниченных масштабах — всего одна рота. 

Но на завершившихся этой осенью такого же размаха учениях «Кавказ-2020» все выглядело уже куда масштабней. С нескольких десятков огромных транспортных Ми-26, транспортно-боевых Ми-8 и под прикрытием огня двух десятков ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор» был высажен усиленный батальон десантников из Ульяновска на бронеавтомобилях «Тигр». Одновременно для артиллерийской поддержки действий батальона по воздуху перебросили и батарею из четырех буксируемых 122-миллиметровых гаубиц Д-30. Для увеличения темпа высадки «голубые береты» с зависших винтокрылых машин с высоты 20−25 метров десантировались с помощью специальных спусковых устройств. 

Учения получили высокую оценку военного и политического руководства страны. Тогда, очевидно, и было принято окончательное решение о скором развертывании на базе 31-й ОДШБр аэромобильной дивизии.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация