ВЛ / Статьи

Вкус крови турецких F-16: Сбив Су-24 в Сирии, теперь охотятся на МиГ-29 в Ливии

+6
24-12-2020, 05:00...
671
 
 


В небе над Сиртом сойдутся американские и российские истребители, а вот какой национальности будут их пилоты?

О том, что в Ливии появились «российские» МиГ-29, изрядно потрепавшие позиции поддерживаемых Турцией сил Правительства национального согласия (ПНС) сообщалось ещё в августе нынешнего года. Сейчас также утверждается, что в ноябре-декабре «неопознанным» истребителям удалось ликвидировать практически всю турецкую инфраструктуру в районе вооруженного противостояния войск ПНС и Ливийской национальной армии (ЛНА), включая комплексы радиоэлектронной борьбы, системы противовоздушной обороны и ангары с беспилотниками. 

Анкара спешно сейчас отправляет в Ливию подкрепление, в составе которого будет и 12 многофункциональных истребителей F-16 (часть из них уже прибыла на турецкую военную базу Аль-Ватыя). Как отмечают эксперты, Турция таким образом намерена устроить охоту на доставившие столько неприятностей МиГ-29, которых, как утверждается, 4 единицы. 
 


И вот здесь возникает немало вопросов. Откуда в Ливии появились МиГ-29, если ранее в составе ВВС этой страны их не существовало (советские истребители были представлены лишь МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-25)? Кто управляет этими истребителями, требующими определенного опыта пилотирования? И потом, каковы шансы у F-16 устроить «порку» МиГ-29, даже при численном превосходстве 12:4? 

Начнём с обратной стороны, с турецких F-16. ВВС Турции имеет в своём составе порядка 380 таких истребителей американского производства в модификациях С и D — Fighting Falcon составляют основу авиапарка боевой авиации. Их отправка в Ливию не вызывает сомнений — Анкара открыто заявила о переброске своего военного контингента в эту страну и теперь намерена усилить его истребительной авиацией. До недавнего времени турецкие военные и поддерживаемые ими силы ПНС не испытывали сопротивления со стороны авиации армии фельдмаршала Халифа Хафтара. Пока в ливийском небе не появились МиГ-29 и охотиться за ними отправили F-16.

Коль этот истребитель советско-российского производства, то и управляют им русские пилоты, а сами МиГ-29 перебросили из Сирии. Такова версия турецких СМИ и ряда западных изданий. Масла в огонь подлило и августовское сообщение о сбитом в Ливии МиГ-29 с «русскоговорящим» лётчиком. Действительно, на авиабазе Хмеймим с 2017 года присутствуют МиГ-29СМТ, которые там прошли испытания после модернизации до уровня «4+», а сейчас используются для «обкатки» российских пилотов истребителей такого класса. Всего на вооружении ВКС России 44 именно таких самолётов в версии СМТ, а все военные лётчики, по требованию министра обороны Сергея Шойгу, должны получить опыт боевого применения в Сирии (уже 86% лётного состава прошли через эту «школу»). 

Перебазировать незамеченными российские МиГ-29 из Сирию в Ливию достаточно проблематично. В Минобороны РФ даже не стали комментировать «российский след» в ливийском небе. В Сирийских арабских военно-воздушных силах имеются 20 истребителей МиГ-29А и МиГ-29СМТ (последние были приобретены Дамаском в 2020 году), которые, теоретически, могли отправиться в Ливию на поддержку армии Хафтара, конкретного подтверждения этому нет.

Ещё более экзотической версией, из озвученных экспертами, является принадлежность «нашумевших» в Ливии МиГ-29 к Белоруссии, которыми управляют… сербские пилоты (видимо отсюда и сбитый «русскоговорящий» лётчик). Минску после 1991 года достались 34 истребителя МиГ-29/29С и МиГ-29УБ. В ВВС РБ часть из них прошла глубокую белорусскую модернизацию до уровня МиГ-29БМ с возможностью дозаправке в воздухе (у «штатного» МиГ-29 радиус боевых действий составляет лишь 800 километров). Истребитель получил возможность применения ракет «воздух-воздух» Р-27ЭР/ЭТ, ракет «воздух-земля» Х-29ТД/Л и Х-25 МЛ, противокорабельных ракет Х-31Ф/П, а также управляемых авиационных бомб КАБ-500 с лазерным наведением. Опять же чисто теоретически Минск мог направить эти истребители в Ливию, вопрос лишь в средствах доставки. 

С сербскими пилотами тоже не всё понятно. В 2016 году Москва подарила Белграду 6 истребителей МиГ-29Б — экспортная версия, которая поставлялась в страны, которые не входили в Организацию Варшавского договора. Особого опыта управления истребителями такого класса у сербских лётчиков нет, да и сама Сербия в последние десятилетия никакого участия в боевых действиях не принимала. МиГ-29, особенно в старых модификациях, требует большого опыта и знания особенностей этого истребителя. А тут сразу в бой в Ливию? 

Одной из наиболее привлекательных видится версия с участием в Ливии истребителей МиГ-29 ВВС соседнего Египта. Несмотря на то, что авиапарк истребительной авиации здесь достаточно широко представлен французскими «Рафалями» и американскими F-16, Каир закупил 46 российских МиГ-29М и 6 МиГ-29М2 (двухместная версия). Поставки по этому контракту начались в апреле 2018 года и сейчас их численность у Египта составляет не менее 14 истребителей. К слову в ВВС страны стоит ещё порядка 40 советских истребителей МиГ-21 в различных модификациях.

Импортная версия МиГ-29М/М2 является глубокой модернизацией этого истребителя, который по разным оценкам относится к поколению «4+» или даже «4++». Авиационный эксперт-аналитик Владимир Карнозов считает, что вариант МиГ-29М является совершенно новым самолетом по целому ряду причин. 
 


Обновленная машина имеет увеличенные дальности полета и боевую нагрузку, что повлекло за собой рост максимальной взлетной массы с 18 до 24,5 тонн. При этом внешние габариты самолета практически не изменились. Экспортный МиГ отличает увеличенная площадь крыла, которая компенсирует рост массы самолета. В посадочной конфигурации щелевые закрылки и щитки Крюгера увеличивают общую площадь несущей поверхности, позволяя снизить скорость захода на посадку. Благодаря более мощной механизации посадочные характеристики улучшились. 

Поменялась и система управления полетом с гидромеханической на цифровую электродистанционную. После такой доработки самолет стал более приятным в пилотировании, мягче реагирует на перемещения ручки. Исчезли ненужные перебалансировки на ручке управления на отдельных режимах полета, связанные с особенностями работы автомата регулирования усилий на самолетах с гидромеханической системой управления. Изменилось и информационно-управляющее поле кабины. 

Для применения различных образцов управляемого оружия с головками самонаведения экипажу нужны многофункциональные индикаторы (МФИ) с различными режимами изображения информации, в том числе с сенсоров на ракете (бомбе). Оснащенная крупноформатными индикаторами, кабина МиГ-29М/М2 как бы получает возможность «настраиваться» под конкретную задачу, что решается летчиком в очередном вылете.

На модернизированных МиГах установлены оптико-локационные станции ОЛС-УЭ (УЭМ), которые работают в сопряжении с другими бортовыми системами, и позволяют летчику с высокой точностью атаковать как воздушные, так и наземные цели, причем без необходимости включения радиолокационной станции. Заметно расширен и арсенал средств поражения за счет современных типов управляемого оружия. Для уничтожения воздушных и наземных целей МиГ-29М/М2 располагает современным обширным арсеналом средств поражения российской разработки и производства, включая ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ и Р-73Э, противорадиолокационные Х-31П, противокорабельные Х-31А и Х-35Э, управляемые бомбы КАБ-500Кр/КАБ-500ОД. 

С учётом того, что Египет в ливийском конфликте выступает на стороне армии Хафтара и даже предлагал ЛНА свою военную помощь, то вполне мог отдать свои МиГ-29 в «лизинг». Там и расстояния позволяют более незаметно проникать через границу, а опознавательные знаки можно легко скрыть, равно, как и сменить окраску самого истребителя. 

В любом случае турецким F-16 придётся столкнуться в небе не просто с серьёзным противником, но и превосходящим его по мощи вооружения и прочим характеристикам истребителем. Упомянуты модификации МиГ-29СМТ, МиГ-29БМ или МиГ-29М 
М2 не позволят на себя «охотиться», так как сами имеют предназначение «охотника». И вкусившим вкус крови турецким пилотам F-16 после сбитого в Сирии российского фронтового бомбардировщика Су-24, который стал для истребителя лёгкой добычей, придётся теперь прятаться самим. 

Большое значение, конечно, имеет и то, кто будет находиться за штурвалом «мигаря» — опыт и классификация здесь имеют огромное значение. Понятно, что это не сами ливийцы, которые МиГ-29 разве в глаза видели. Присутствие российских, белорусских или всё-таки сербских наёмников не исключается, как минимум на земле они там находятся. И среди так называемых «вагнеровцев» вполне могут оказаться профессиональные лётчики, скажем, выпускники факультета истребительной авиации в Армавире. Ну, а дальше как в известной песне пилота сбитого фантома может прозвучать: «В шлемофоне чётко слышал я: „Коля, жми, а я накрою!" „Ваня, бей, а я прикрою!" Русский ас Иван подбил меня…».




Комментарии:


  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация