ВЛ / Статьи

Как проводятся испытания гиперзвуковой ракеты «Циркон»?

+5
3-11-2020, 12:21...
746


Гиперзвуковой противокорабельной ракетой «Циркон» в ноябре планируется выстрелить на дальность около тысячи километров – в два раза больше, чем на предыдущих испытаниях в октябре, когда ПКР поразила цель за 450 километров. Это будут уже четвертые только в нынешнем году испытания этой ракеты. Что они должны показать, как вообще испытывают «Цирконы» и долго ли еще будут продолжаться данные испытания? 

Испытания – важнейшая часть в осуществлении любого проекта, и противокорабельная ракета 3М22 «Циркон» здесь не исключение. Более того, судя по последней интенсивности пусков этих ракет, «камушек» (циркон – камень-самоцвет) выходит на финальную стадию.

Впервые ракета 3М22 «засветилась» на авиасалоне МАКС-2011, а о первом из ее бросковых испытаний, ставших впоследствии регулярными, стало известно лишь с 2015 года. Это объяснимо сложнейшей задачей, которую должна реализовать данная ракета – выйти на гиперзвуковую скорость полета. Одна из проблем заключалась в существенном перегреве корпуса ракеты на гиперзвуке, что приводило к выводу из строя систем самонаведения. 

В том числе эту проблему «Циркона» и устраняли во время испытаний, первые из которых прошли в Государственном летно-испытательном центре (г. Ахтубинск) в 2012–2013 годах. В качестве носителя для гиперзвуковой крылатой ракеты тогда был выбран дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3. И дело здесь даже не в том, что при разработке 3М22 помимо варианта использования подводными лодками и надводными кораблями предусматривался и авиационный вариант. Пуски из самолета позволяют в большей степени отследить параметры и характеристики испытуемого изделия. 

Насколько известно, АО «ВПК «Научно-производственное объединение машиностроения», которое является разработчиком и изготовителем ПКР «Циркон», провело как минимум девять испытательных пусков этой ракеты. Вероятно, что их было и больше, особенно на начальной стадии, однако о них не сообщалось. 

«Испытания ракеты «Циркон» проводятся успешно и близятся к завершению, – рассказал газете ВЗГЛЯД генерал-лейтенант Александр Горьков, в прошлом председатель военно-технической комиссии вооружений ПВО. – Об этом можно судить по озвученным характеристикам ракеты, которые соответствуют заявленным – скорость, дальность точность поражения цели. Похоже, что дело идет к финальной стадии испытаний – к военной приемке в составе Государственной комиссии». 

Принцип проведения испытаний военной техники стандартен для всех типов и видов вооружений, в том числе и ракетного. Разработчик вначале проводит самостоятельные испытания изделия, потом эту сырую еще по сути «болванку» предлагают «покупателю» – роду войск, которыми могут выступать Сухопутные войска, ВМФ, ВКС, РВСН. В случае принятия решения натурные испытания переходят уже в практическую плоскость, они становятся межвидовыми. Каждый этап испытаний определяется тактико-техническим заданием. 

Бросковые пуски – один из первых этапов испытаний ракетной техники, но он так же важен, как и все остальные. Испытания могут проводиться на стендах, в научно-исследовательских полигонах. Однако на заключительном этапе испытания разработки используется тематический военный полигон, привязанный к типу оружия.

В случае с «Цирконом» можно заметить, что эту ракету пускали вначале с береговой, потом с морской платформы, а потом уже на полигоне в Баренцевом море, с борта корабля ВМФ России. Каких-то жестких нормативов длительности проведения испытаний не существует, количество испытательных пусков строго не регламентируется. В случае выявления скрытых проблем это количество может быть увеличено. А если обнаруженных дефектов оказалось незначительное количество, то, соответственно, испытания могут и сократить. 

С «Цирконом», как видно, сейчас идет своеобразный процесс ускорения. Только за 2020 год проведены три пуска непосредственно с морского носителя, планируется, как озвучено, еще три в нынешнем году. Это высокий темп, и он свидетельствует о том, что главные проблемы с гиперзвуком устранены и ракета в основном соответствует заявленным характеристикам. Здесь играет свою роль и своевременное финансирование этого проекта – гиперзвук «Циркона» крайне важен для обеспечения безопасности страны, и денег на эту крылатую ракету, в том числе на проведение испытаний, не жалеют.

Можно предположить, что форсируется именно вариант с применением гиперзвуковой крылатой ракеты «Циркон» на надводных кораблях. Об испытаниях на атомных подводных лодках говорится лишь в будущем времени – они гораздо сложнее, особенно из подводного положения, соответственно, сроки испытаний на АПЛ больше. 

Напомним, что все испытания гиперзвуковой ракеты «Циркон» на корабельной платформе проводились с борта фрегата Северного флота проекта 22350 «Адмирал Горшков». В составе СФ ВМФ России здесь имеется аналогичный по классу корабль «Адмирал флота Касатонов», но этот фрегат в составе флота появился лишь 21 июля 2020 года, и «плавающий полигон» решили не менять – именно «Адмирал Горшков» проведет и три запланированных испытательных пуска «Цирконов». 

В заключение стоит заметить, что ракета (пусть даже и такая совершенная, как «Циркон») – всего лишь часть определенной системы оружия в целом. Другая важнейшая часть этой системы, без которой любая ракета не может быть применена эффективно, – целеуказание. Иначе говоря, войска должны располагать инструментом, который бы позволял ракете точно навестись на цель. Это сложнейшая задача в современных условиях, особенно если цель движущаяся, и тем более на предельной для ракеты дальности (около 1000 км). Об испытаниях систем целеуказания для «Цирконов» в открытых источниках информация отсутствует.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация