ВЛ / Статьи

Всё о новейшем беспилотном комбайне Ростсельмаш. Этого еще никто не рассказывал

+2
23-08-2020, 04:00...
674


Когда я ехал на выставку "День донского поля", которая проходит в г. Зернограде, Ростовской области, я и представить не мог какую интересную информацию я оттуда привезу. 

Конечно, ехал я туда, в первую очередь именно ради этого новейшего комбайна Ростсельмаш, чтобы увидеть будущее своими глазами. Когда-нибудь, уже довольно скоро, такие машины массово будут работать на наших полях, а профессия "комбайнер" перестанет существовать, также вообще, за ненадобностью, исчезнет и кабина. А я буду рассказывать внукам, как лично видел одну из первых машин нового поколения. 

Но, конечно, я знал, что Ростсельмаш уже давно испытывает беспилотную технику, и не ожидал увидеть какую-то серьёзную новинку. А зря. Как оказалось, то что представил Ростсельмаш на "Дне донского поля" это именно новинка, это самая настоящая мировая премьера новой машины! 

Но как же так, спросите вы, а как же другие роботизированные машины Ростсельмаша, куда они делись? Обо всём по порядку. 

Примерно 5 лет назад наш ведущий производитель сельскохозяйственной техники впервые заинтересовался беспилотной темой. Но никакого опыта в разработке такой техники у завода не было. Поэтому РСМ вышел на ведущего в России разработчика систем беспилотного вождения, компанию Cognitive Technologies. Начались испытания системы Cognitive Agro Pilot. 
 
{banner_vnutri_news}

Стоит сказать, что компания Cognitive Technologies - это российская компания, известная во всём мире. Это один из ведущих разработчиков систем беспилотного вождения. И их система Cognitive Agro Pilot действительно уникальна - она использует всего одну обычную камеру, и только за счёт системы компьютерного зрения способна управлять работой сложнейшей техники. Это отличает её от иностранных аналогов, делает систему гораздо дешевле. 

Но проведя тщательные испытания этой системы, Ростсельмаш отказался от неё, и начал разработку своей. 

Почему? Да потому что Ростсльмашевцы поняли, что одного зрения для эффективной работы комбайна недостаточно, а во многих случаях она вообще не может решать поставленные задачи. Например, там же на дне "Донского поля" показали работу культиватора. Так вот, границу обработанного участка даже человеческий глаз различает слабо, находить в паре метров от неё. Компьютерное зрение тут вообще бесполезно. Только высокоточная спутниковая навигация, которая к тому же следит не за траекторией трактора, а за траекторией орудия, может здесь помочь. 

Но вернёмся к комбайну. Как он работает? Один или группа комбайнов делает так называемые "загонки". То есть убирается какая-то полоса, после чего машины разворачиваются и убирают следующую полосу. При этом машина должна идти чётко по кромке. Если жатка комбайна будет слишком сильно уходить в сторону скошенного участка, то теряется её эффективность - ведь тогда часть жатки будет работать вхолостую. А если жатка уходит в другую сторону, то будет оставаться нескошенная полоса. 

Компьютерное зрение может достаточно эффективно контролировать кромку, но точность здесь зависит от многих условий. Ведь камера, установленная на машине, не видит корня растения. А что если ветер? Растение, особенно если это рожь, может достигать до 80 см в высоту, и под напором ветра, пригибаясь к земле, оно будет искажать картинку, закрывать край поля, и тем самым делать работу компьютерного зрения менее эффективной. А у спутниковой навигации, скажем ГЛОНАСС, точность порядка 5 см, и никакие погодные условия, ветер, туман, нипочём. 

А если машины работают в группе, то тут возникает ещё и другая проблема. Представьте, что группа комбайнов убирает одно поле. Они пошли в "загонку", убирают поле участками, и вот остался один последний участок. И оказалось,что он шириной 5 метров. А у комбайна жатка 12 метров - последний проход машины будет крайне неэффективным. 

Компьютерное зрение тут помочь не может. Только с помощью спутниковой навигации можно так эффективно рассчитать траекторию движения, так эффективно расставить машины в группе, чтобы наиболее эффективно убрать поле. Причём машины в процессе движения, общаются между собой, работая в едином информационном пространстве, каждая машина знает положение остальных, и корректирует в зависимости от этого собственную траекторию. 

И это ещё не всё. Современный комбайн сложнейшая машина обладающая множеством настроек и параметров. И задача комбайнера не только "рулить", но и контролировать поле, меняя настройки так, чтобы машина работала наиболее эффективно. Поэтому простая система траекторного вождения тут бессмысленна. В кабине всё равно должен быть человек, который контролирует параметры машины в зависимости от текущих условий работы, а они могут даже в рамках одного поля меняться. 

Поэтому система управления должна не только уметь "рулить" машиной, но и быть интегрирована в неё, управляя множеством параметров, получая информацию о состоянии машины с полутора десятков датчиков, управляя десятками сервоприводов различных махизмов. Она должна обладать искусственным интеллектом, и не только видеть границы и препятствия, но и видеть агрофон впереди, и понимать как в текущих условиях настроить машину так, чтобы она работала максимально эффективно. 

Современный комбайн способен убирать различные культуры. Про зерновые я рассказал выше, а вот, например, при уборке кукурузы вообще никакие заумные системы не нужны. Кукуруза растёт ровными рядами, и для контроля траектории достаточно использовать рядковый щуп, который устанавливается на жатку, и контролирует движение по рядкам. Отклонение щупа даёт команду машине на корректировку траектории. Дешёво и сердито. 

Система компьютерного зрения теперь это лишь часть большой сложной системы. Она тоже используется, но как дополнение к другим важным системам. 

Поэтому, испытывая системы сторонних производителей, со временем инженеры Ростсельмаша поняли, что только сам завод может разработать такую систему, которая будет очень тесно интегрирована с самой машиной. Для разработки свой системы был создан R&D центр, в котором работают сейчас около 40 специалистов высочайшего уровня. Их несколько лет собирали по всей стране. 
 


И вот эта машина, которую показали на выставке, и есть первый результат работы этого R&D центра. Теперь это не просто комбайн, на который сверху навесили систему управления. Теперь система управления интегрирована в машину, стала её частью. Это следующий шаг в развитии систем искусственного интеллекта управления комбайном, новый уровень развития. Можно сказать, что теперь сам комбайн наделён интеллектом, умеет думать, принимать решения, управлять собственным "организмом", а не только рулём и колёсами. В машине больше 10 датчиков, которые в режиме реального времени отслеживают состояние узлов и агрегатов. "Мозг" записывает и контролирует более 500 параметров работы машины, и даже может предсказывать возможные отказы, позволяя вовремя среагировать и избежать простоя. 

На моём видео показана работа беспилотного комбайна.

И ещё, что хочется сказать. Некоторые думают, что все эти системы нацелены на то, чтобы убрать человека "от баранки", сэкономив на его зарплате. На самом деле нет. Цель другая - повысить эффективность машины. Даже без системы автовождения, при использовании только системы автоматической подстройки к агрофону, достигается повышение эффективности машины в 25%. Потому что человек просто не может действовать также эффективно и ответственно как машина. Поэтому если вы мечтаете о карьере комбайнера, то подумайте ещё раз. Другого пути у мира нет, только внедрение искусственного интеллекта в сельское хозяйство способно качественно повысить его эффективность, а значит и уровень жизни на селе. 

Это как раз путь к тому, чтобы труд на селе был почётным и интеллектуальным. Это и единственный способ наше село сохранить.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация