ВЛ / Статьи

Киев и Тбилиси решили сдвинуть границы России на Черном море

+4
9-05-2020, 03:00...
1 358

Кремль хотят «принудить» к признанию новых границ

В Киеве решили навести порядок в Черном море и привлечь к этой задаче Грузию. Бывший первый замруководителя Госгидрографии Богдан Устименко предлагает подвергнуть Россию процедуре консилиации, чтобы начать переговоры о российско-украинских морских границах. 

«Учитывая то, что у нас с РФ нет морской границы, необходимо что-то с этим делать, и ответ находится в Конвенции ООН по морскому праву», — заявил он в ходе пресс-конференции. 

По его словам, впервые механизм такой механизм «принудительных переговоров», был применён Восточным Тимором против Австралии в 2016—2018 годах, в результате чего удалось принудить Австралию подписать соглашение, «соответствующее о делимитации». 
 


Господин Устименко полагает, что такая же ситуация с морскими границами существует между Грузией и Россией. Он заявил, что уже проведены «некоторые переговоры на техническом уровне» с грузинскими коллегами относительно синхронного запуска таких процедур со стороны Тбилиси и Киева. 

«Таким образом, у нас будет больше шансов показать мировой общественности, что происходит непосредственно на Чёрном море, и насколько Россия грубо нарушает наши права, и в то же время это позволит более эффективно добиться успехов в международных инстанциях, потому что процедура консилиации фактически происходит под эгидой ООН», — мечтает Богдан Устименко.

Любопытно, что гидрограф в свойственной определенным представителям украинского общества манере весьма своеобразно трактует понятие «консилиация», каковое, на самом деле, является согласительным урегулированием. То есть ни о каком принуждении речь не идет. Это добровольное согласие двух сторон искать мировое решение спора с помощью третьей стороны. На Украине, судя по всему, сделали открытие, найдя новый синоним слову «добровольность» — и это слово «принуждение». 

Смелости Киеву, видимо, придает «помощь» со стороны НАТО. Только в начале апреля на заседании министров иностранных дел стран альянса было принято решение о новых мерах поддержки Грузии и Украины в контексте безопасности на Черном море. По информации Regnum, речь идет о большей вовлеченности Грузии и Украины в учения НАТО на Черном море, углублении сотрудничества в борьбе с гибридными угрозами, включении в региональную программу обмена данными воздушного пространства. 

Сенатор, кандидат юридических наук Ольга Ковитиди обращает внимание, что основой для формирования правовых отношений должен быть базовый договор. 

— Украина должна, прежде всего, восстановить договор о сотрудничестве с Российской Федерацией, чтобы мы понимали, в каком правовом русле выстраиваются наши отношения. Россия всегда была настроена на конструктивный правовой диалог с Украиной. Даже несмотря на государственный переворот, который произошел в Украине в 2014 году, можно вспомнить позицию России к последующим украинским выборам. 

Украине необходимо вернуться в правовое поле, чтобы все правоотношения с РФ были урегулированы в соответствии с нормами международного права. 

 — А зачем в этот двусторонний вопрос Киев пытается втянуть еще и Грузию? 

— Я далека от мысли, что это разновидность политической провокации. По всей видимости, имеет место яркий правовой нигилизм и незнание закона. 

Юрист-международник, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления РАНХиГС Кира Сазонова считает заявление фактически частного лица поводом для создания дискуссионной почвы по злободневной теме. Однако заявления, звучащие из Киева, вызывают у нее, как минимум, улыбку.

— Забавно и даже местами смешно, что наши украинские коллеги, которые оперируют в том числе и русским языком, произносят термины через транслитерацию. В русском языка никакой консилиации не существует. Есть такое понятие как примирение. Процедура примирения прописана в статье 33 Устава ООН как одна из возможных опций для мирного разрешения различных международных споров, в том числе связанных с делимитацией территориальных вопросов. 

В любом случае, за годы существования ООН консилиация не снискала особой популярности, потому что эта процедура предусматривает очень большую роль того, кто будет выступать в качестве посредника между сторонами, которые надо склонить к примирению — в данном случае это Россия и Украина. 

Все всегда упирается в фактор личности человека, а это, как правило, реальные люди, пусть даже выступающие как представители своих государств. Именно мастерство переговорщика в таких вопросах является ключевым. В качестве самого одиозного примера переговорщика можно привести господина Генри Киссинджера, который даже поднял целый методический пласт под названием «челночная дипломатия» — такая своеобразная услуга посредничества. По сути, это и есть то примирение, когда какой-то посредник курсирует между противоборствующими сторонами, пытаясь найти компромисс, если это возможно. 

— Господин Устименко в качестве привел ситуацию с Восточным Тимором. 

— Непонятно, почему он позволяет себе слова «принудительные» переговоры применительно к любому пункту статьи 33 ООН. Все, что там прописано, предполагает добровольное согласие сторон на любые пункты статьи, вплоть до того, что финальной точкой статьи является обращение сторон в международный арбитраж, и оно тоже должно быть основано на добровольном обоюдном согласии. 

В ситуации с Восточным Тимором не было никакой консилиации. Итоговое решение о размежевании границ было принято на основании арбитражного разбирательства, которое проводилось в 2017 году в Гааге. Очень странно, что Устименко так передергивает факты легко проверяемой информации. 

 — Почему вопрос о морской границе между странами, которые уже давно суверенные, до сих пор не улажен? 

— Да, вопрос действительно не решается очень долго. Еще с 90-х годов мы пытались собирать различные комиссии по примирению, по обсервации и прочему. Было более 40 встреч людей, которые занимаются картографией, но все изменилось, когда окончательно вступила в силу Конвенция по морскому праву 1982 года, и представители международной морской организации сформировали свое видение того, что такое Черное море. Когда было принято окончательное решение, что оно закрытое море. А любое закрытое море регулируется не только Конвенцией, но и предполагает наличие особых интересов у стран, которые с ним граничат, имеют выходы к береговой линии. 

Ситуация очень сложная. Теоретически я могу даже допустить арбитражной разбирательство по этому вопросу, но с одним важным «но» — везде во всех этих процедурах маячит вопрос о международно-правовом статусе Крыма. Даже если четко по тексту применять нормы Конвенции 1982 года, все равно встанет вопрос, от каких береговых линий отсчитывать 200 международных морских миль. Тут возникает вопрос и о Керченском проливе, и об Азовском море. Естественно, Российская Федерация однозначно ответит, что Крым входит в состав РФ, Украина так не считает. И на этом мы прогнозируемо не сойдемся. 

Как высшая точка, куда можно пойти — это Международный суд ООН. Там вопросы не просто территориальной принадлежности, а именно суверенитета государств над отдельными территориями действительно могут рассматриваться.

— Но Устименко предлагает вовлечь в спор и Грузию. Почему же до сих пор не установлена морская граница с ней? 

— Это связано с тем, что общий правовой режим Черного моря еще находится в статусе формирования. Мы не можем делимитировать границы между Россией и Украиной и не посмотреть на все страны, имеющие выход к Черному морю, в том числе Турцию. Вопрос сложнее, чем кажется на первый взгляд: надо всех обойти, выяснить позицию и найти компромисс. А его найти будет нелегко, потому что у каждого свое видение. Та же Грузия не считает, что Крым входит в состав РФ, поэтому будет по-другому отсчитывать границы. 
 


— К Черному морю имеют выход еще и Румыния, и Болгария, и Абхазия. Так почему в Киеве решили обратиться именно к Грузии? 

— Думаю, это связано с какими-то политическими ветрами. Поскольку у России с Украиной и Грузией сейчас не самые хорошие в политическом плане отношения, то тут простая логика — «враг моего врага — мой друг». Всегда лучше иметь на переговорах того, кто может поддержать. 

— А насколько вообще нужно это соглашение? 

— По Черному морю нужно определяться, иначе мы постоянно будет наблюдать истории вроде «захвата моряков в Керченском проливе». Постоянно будет вопрос принадлежности, суверенитета над акваторией, рыболовства, прохождения военных и гражданских судов и т. д. 

Но все это, пусть и медленно, решается через международное право.



Наш канал в Яндекс Дзен

Комментарии:



  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация