ВЛ / Статьи

Вокруг «нормандского формата» сгущаются американские тучи

+6
6-12-2019, 01:00...
900

Практически любой исход предстоящей встречи в Париже чреват новым кризисом в Киеве

До встречи в «нормандском формате» остаются считанные дни, поэтому громких заявлений на эту тему все больше. 

На сегодня некоторые исходные позиции таковы. Украинский президент Владимир Зеленский недоволен последовательностью выполнения Минских соглашений. По его разумению, выборы в Донецкой и Луганской народных республиках должны проходить после передачи границы с Россией под контроль Украины. И он намерен поднять этот вопрос в Париже 9 декабря. О чем заявил накануне встречи французской газете Le Mond. 

{banner_vnutri_news}

В республиках подобная идея встретила непонимание и негодование. Глава МИД ДНР Наталья Никонорова считает заявления Зеленского недопустимой попыткой ревизии Минских соглашений. «Любые дополнительные требования, выдвигаемые Киевом, не имеют никакого отношения к действительности — ни представители республик, ни посредники „минского" процесса, ни его гаранты не допустят пересмотра Комплекса мер, одобренного Советом Безопасности ООН и имеющего статус международно-правого акта, обязательного к исполнению», — заявила она. А представитель ЛНР в политической подгруппе контактной группы Родион Мирошник полагает, что Владимир Зеленский заигрывает с украинскими радикалами и загоняет себя в переговорный тупик. По его мнению, «сам вопрос о передаче границы становится актуальным только после полного политического урегулирования».

Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков подозревает, что украинский президент то ли плохо понимает суть Минских соглашений, то ли пытается от них увильнуть. «Закон об особом статусе, согласованный с Донбассом, максимально широкая амнистия, выборы и т. д. — условия для начала процесса передачи Украине контроля за границей. Никак не наоборот», — подчеркнул эксперт. При этом он добавил, что если законодательство Украины не позволяет выполнить Минские соглашения, то следует менять именно законодательство. 

Впрочем, в ДНР также, видимо, решили подогреть обстановку, приняв закон о госгранице, согласно которому рубежи республики установлены в пределах всей Донецкой области. Таким образом выходит, что часть госграницы — на пока подконтрольной Киеву территории. А глава ДНР Денис Пушилин предложил внести изменения в Конституцию республики в части государственного языка, объявив русский единственным государственным. 

Тем временем в Киеве надеются привлечь НАТО к урегулированию конфликта в Донбассе. И для этого даже заранее придумали слово Ruxit. «Мы хотим, чтобы Россия покинула Украину», — заявил глава МИД Украины Вадим Пристайко. 

Мало того. Украинское руководство на предстоящей встрече надеется на поддержку Западом своих идей и по вопросу принадлежности Крыма. Владимир Зеленский планирует обсудить принадлежность полуострова в Париже. А если не найдет поддержки, то согласовать «еще какой-то формат».

Покоя ему, видимо, не дает давняя идея о подключении к «нормандскому формату» США. Подогревают разговоры об этом и заявления, звучащие из США. Заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Дэвид Хейл на слушаниях в комитете по международным делам сената сообщил, что «идут дискуссии о попытках расширить его (формат — „СП")». В российском МИД дискуссии по этому вопросу отрицают. «Наверное, в Госдепе, как обычно, имели в виду дискуссии в соцсетях», — предположил источник РИА Новости в российском внешнеполитическом ведомстве. 

А вот Владимир Зеленский твердо верит, что возможный разговор Дональда Трампа и Владимира Путина способен помочь решить проблемы Украины. Вот только президент США, судя по его заявлениям в отношении далекой и малоинтересной ему страны, не горит желанием решать чужие проблемы, когда своих хватает. Однако считает «нормандскую встречу» важной и надеется на достижение договоренностей о мире. «Думаю, есть хороший шанс, что это произойдет», — заявил Дональд Трамп. 

В Кремле же Владимиру Зеленскому в очередной раз пояснили, что обсуждение темы Крыма невозможно. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков напомнил, что «об этом неоднократно говорилось на самых различных уровнях». Вместе с тем, он пообещал, что Владимир Путин открыто, конструктивно и абсолютно исчерпывающе «даст развернутые и последовательные ответы на все соответствующие вопросы».

Словом, атмосфера накануне встречи продолжает накаляться. Подогревает ее и украинская оппозиция, требующая от своего президента бескомпромиссной позиции на переговорах. 

Впрочем, вопросы, которые обозначает накануне встречи Киев, звучат не первый год. И ответы на них — также. Так на что рассчитывает Киев? По мнению социолога Евгения Копатько, Украина в любом случае не будет выполнять Минские соглашения. 

— Иное не вписывается в структуру украинской жизни и нынешней украинской власти. Это более «легкая» версия власти, которую выстраивал Порошенко. Украина функционирует как антирусский проект. Его разрушение потянет большие внутренние проблемы для той власти, которая сейчас сформирована. 

Причем, масса этих проблем возникла исключительно по вине украинской власти. И, как это ни парадоксально, дело здесь не в России, а в выборах в США, в которых Украина оказалась замешана по полной программе. Украинская элита участвовала тогда во внутриамериканской политической борьбе на стороне впоследствии проигравших демократов. 

С другой стороны — в Париже нужны решения. Владимир Путин сказал, что никакой ревизии «Минска» не допустит. Это предполагает прямой диалог Киева и Донбасса. Это и камень преткновения, и основная задача. Если и будет прорыв, то только на этом направлении.

Но украинское общество заранее отмобилизовывается против Минских соглашений. И считает их выполнение предательством национальных интересов Украины. Так думает не 2% националистов, о которых говорят в Киеве. Против «Минска», я думаю, минимум треть населения Украины. В этом я вижу главную проблему будущих переговоров. На этом направлении сейчас объединяются и Порошенко, и Тимошенко, и Вакарчук. 

Я бы обратил внимание и на развитие украинского кризиса. Резко снижается рейтинг Зеленского. При этом если раньше у власти убывало, а у оппозиции — прибывало, то сейчас и у оппозиции особо не прибывает. 

То есть — отмобилизовываются люди, которые выступают против, как они считают, капитуляции, связанной с «Минском». Такая тенденция сейчас разворачивается. В адрес Зеленского заранее звучат угрозы относительно того, как его встретят из Парижа, если там решат что-то неприемлемое для этой публики по «Минску». 

С другой стороны, это часть большой политической игры. На Западе считают, что может и не нужно выполнять Минские соглашения. Это абстрактно. А если прагматично — Запад хочет изменений в давно подписанных документах. 

Все довольно серьезно. Кризис только разворачивается. И, думаю, затронет Украину полностью. Но решения будут приниматься не на Украине. 

«СП»: — Готовы ли США, Запад поддержать Киев? 

— С невероятно высоким рейтингом — под 80% - Зеленский поехал в США. Там Трамп ему задал прямой вопрос, грубо говоря: «Ты с нами или теми, кто поддерживал Байдена?» — На что Зеленский ответил, что он вообще «не при делах». Это был первый серьезный удар по нынешнему Киеву. 

Зеленскому в Вашингтоне надо было сделать четкий выбор в пользу Трампа. А этого не произошло. Когда он вернулся на Украину, то из всех щелей одномоментно повылазили националисты, которых четыре месяца не было слышно. 

Кроме того, в процессе разговора с Трампом Зеленский пожаловался на Ангелу Меркель и Эммануэля Макрона. Не думаю, что это понравилось немцам и французам. Это ударило уже по позициям Зеленского в Европе. Плюс -«просевший» рейтинг внутри собственной страны. 

Все это влияет на политические процессы на Украине. Поэтому у «нормандскому формату» Украина сегодня вообще не готова. Прямого разговора с Донбассом она не хочет. А без него — никак.

«СП»: — Что ждать от встречи в таком случае? 

— Ожидания отчасти связаны с блоком НАТО, у которого юбилейная встреча была. Трамп говорил о желании снизить свою долю в бюджете альянса с 22% до 16%, перераспределив часть на Польшу, Прибалтику, новых союзников США. Еще Трампу необходимо было укрепить антирусский буфер и ослабить связку Германия-Россия. 

Второй момент. Меркель, Макрон и Путин вряд ли будут встречаться, чтобы в итоге ничего не решить. И Путину это не нужно, и европейцы засуетились. Потому что несколько лет никакого движения в «нормандском формате» не было. Поэтому срочно нужен результат. Как в это впишется Зеленский — я не готов сказать. 

Сейчас больше вопросов, чем ответов. Потому что ситуация на Украине меняется радикально: обостряется кризис в отношениях власти и оппозиции, обостряется конфликт противников и сторонников Минских соглашений. 

Кроме того, в самом Донбассе тоже меняется ситуация, что скажется и на Украине. Роздано большое количество российских паспортов. Их уже имеет значительная часть людей, которые воюют на фронте, работают в администрации, гражданских людей. Процесс идет и ускоряется. Увеличение количества российских паспортов должно потянуть за собой качественные изменения. 

«СП»: — Есть шанс, что какой-то практический результат у встречи в Париже будет? 

— Для меня результатом оказались бы прямые переговоры Киева с Донбассом. Это выгодно и российскому президенту, и европейцам. Но против этого как раз сейчас и отмобилизовалась та часть Украины, которая против Минских соглашений. Она более организована, потому что оппозиция в Киеве задавлена. Много достойных людей в тяжелейших условиях борются с режимом. Но есть те, кто борьбу имитирует. 

Думаю, будут и в США люди, которые заинтересованы в обострении ситуации на Украине. Рисков много. 

Политолог Сергей Марков отмечает, что Европа допустила «чудовищное количество ошибок», которые надо исправлять. Но у Запада нет на это политической воли. 

— В Киеве у власти нет никакого правительства. Там по-прежнему у власти хунта, которая состоит из военных преступников вроде главы МВД Авакова, офицеров высокого уровня Службы безопасности Украины, Национальной гвардии. Они ответственны за массовые военные преступления, преступления против человечности. 

В эту хунту входят иностранные агенты, к которым можно отнести премьер-министра Алексея Гончарука и половину членов кабинета министров Украины. А также политические авантюристы вроде Зеленского. 

Эта хунта не избрана в соответствии с нормальными демократическими процедурами, не отражает интересы народа Украины, а отражает интересы узкой группировки ультранационалистов. Но при этом они хотят, чтобы Россия вела с ними переговоры как с нормальным правительством. Этого не будет. 

Зеленский хочет, чтобы происходила интеграция Донбасса не на Минских соглашениях, а на условиях «Минск минус». Зеленский хочет, чтобы Донбасс и фактически стал частью Украины. Но то невозможно, потому что у власти хунта, которая проводит политику государственного террора и готова убить тысячи людей в Донбассе. Либо выгнать их из собственных домов под угрозой убийства.

Зеленский фактически хочет захватить Донбасс. Для этого ему надо чтобы не было всеобщей амнистии. Чтобы выборы были сорваны путем участия в них украинских ультранационалистических партий, которые запрещены во всех приличных странах. А также чтобы не была сформирована нормальная администрация. 

Зеленский пытается напомнить о Крыме. Чтобы Макрон и Меркель помогли ему давить на Путина. Вроде: «Не хотите, чтобы напоминали про Крым, уговорите Путина постепенно сдавать Донбасс». 

Никто Донбасс сдавать не будет. Москва посылает сигнал, что ни о каком «Минске минус», можно не мечтать, а максимум, что могут получить в Киеве при выполнении Минских соглашений — формальное присутствие Донбасса в составе Украины. И непризнание Россией формально ДНР и ЛНР. 

Либо Макрон и Меркель должны давить на Зеленского, требуя выполнения Минских соглашений в полном объеме и согласия на фактическую независимость Донбасса. По примеру Приднестровья, но без российских миротворцев. 

«СП»: — Чего все-таки ждать от встречи? Поддержит ли киевские власти Трамп, на разговор которого с Путиным рассчитывает Зеленский? 

— Зеленский хочет не столько, чтобы Трамп поговорил с Путиным. Он рассчитывает на расширение «нормандского формата» с привлечением туда американцев. Чтобы там, прежде всего, сидели представители американского «глубинного государства». 

Наиболее вероятно, что Макрон и Меркель уговорят Зеленского подписать какие-то «мягкие» условия по выполнению Минских соглашений. Но и их выполнять он не будет. 
 


«СП»: — Тогда какой смысл во встрече? 

— В том, что после ухода от власти Порошенко, который запятнал себя многочисленными военными преступлениями и недоговороспособностью, возник шанс на возобновление «минского» процесса. Вот им России надо воспользоваться. Если же Зеленский будет продолжать в отношении Донбасса политику Петра Порошенко, то он также продемонстрирует неспособность выполнять взятые на себя обязательства. И тогда Макрон и Меркель с чистой душой могут дать отмашку на снятие антироссийских санкций. 

Кроме того, все-таки произойдет серьезное улучшение на фронте, разведут войска, прекратятся обстрелы и гуманитарная блокада в жестких формах. Если это удастся сделать — это уже будет хороший результат.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация