ВЛ / Статьи

«Северный поток-2»: Получится ли у Путина разрубить гордиев узел?

+2
5-10-2019, 01:00...
908

Фото: DPA/PICTURE-ALLIANCE
 
Если Копенгаген не одумается, газопровод пройдет через шведские воды

Россия найдет другие маршруты для «Северного потока-2», если Дания не даст разрешения на его прокладку в своей исключительной экономической зоне (ИЭЗ). Об этом 2 октября заявил президент Владимир Путин. 

«Дания — маленькая страна, она подвергается сильному давлению. Это от нее зависит, сможет ли она проявить свою независимость и показать, что она обладает суверенитетом, или нет. Если нет, есть другие маршруты. Это будет дороже и немножко нас отодвинет, но проект, я думаю, будет реализован», — заверил глава государства на сессии в рамках «Российской энергетической недели». 

Ранее 2 октября о том, что Россия рассматривает варианты маршрута в обход датской ИЭЗ, последовательно заявили глава Минэнерго Александр Новак и председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков. 

«Если не согласуют — обойдем, обойдем экономическую зону Дании, будет дольше, будет дороже, но это же газ для Европы, и странно, что вот такая ситуация сейчас происходит», — сказал Зубков.

Напомним, завершение строительства газопровода к 1 января 2020 года, не говоря о его запуске в эксплуатацию, гарантировано сорвано из-за отсутствия необходимых разрешений Дании. 

Датские власти затягивают решение вопроса с апреля 2017 года, и последовательно отвергли заявки «Газпрома» по двум вариантам маршрута. Теперь рассматривается третий вариант — в исключительной экономической зоне к юго-востоку от Борнхольма. Отказать в прокладке по нему газопровода Копенгаген может по единственной причине — несоответствия проекта требованиям экологии. 

Такая экспертиза занимает до полугода, и на сегодня сроки ее одобрения неизвестны. Это играет на руку Киеву, и вынуждает «Газпром» согласиться на прокачку через Украину существенно больших объемов газа, чем он исходно планировал. 

В такой ситуации Путин, возможно, решил разрубить гордиев узел — проложить трубу в обход Дании, несмотря на потери. 

Чисто технически, обойти датскую ИЭЗ можно либо через шведскую, либо через польскую зоны. На практике на согласие Варшавы рассчитывать не приходится. Достаточно напомнить, что в сентябре польский президент Анджей Дуда посетил США, где встретился с Дональдом Трампом. Оба лидера сошлись ria.ru/20190923/1559023835.html во мнении, что «Северный поток-2» является угрозой энергетической безопасности Европы, и обсудили, как «наилучшим образом остановить проект». 

Значит, остается Швеция. Обход через шведскую ИЭЗ потребует удлинения маршрута — по предварительным оценкам, как минимум на 100 км или 8% морской части проекта. Это приведет не только к удорожанию самого газопровода, но и к росту затрат на его эксплуатацию.

Еще более существенен другой момент. Такая прокладка потребует проведения новых изысканий и получения новых разрешений от властей Швеции и Германии. Берлин в этом случае не сможет действовать иначе, несмотря на свою заинтересованность в «Северном потоке-2», поскольку маршрут в немецкой ИЭЗ также будет изменен. 

В итоге задержка со вводом «Северного птока-2» в эксплуатацию, по мнению аналитиков, может составить год и более. 

Пройдет ли газопровод шведским маршрутом, и что это меняет для Киева, Москвы, Брюсселя и Вашингтона?

— «Газпром» прежде всего дождется решения Дании, — считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Принципиально, что Копенгаген не отказывает в прокладке трубы — он просто затягивает выдачу разрешения. Поэтому сейчас нет смысла срываться и строить новый маршрут, который затянет ввод газопровода на год. Проще, действительно, дождаться ответа от датских властей. Это позиция и компании Nord Stream 2 AG (оператора проекта), и самого «Газпрома». 

Тем более, на сегодня все стороны понимают: нужно продлевать украинский транзит. Мощностей, позволяющих его полностью заменить, на сегодня не существует. Это значит, компромисс придется искать, и новый транзитный контракт будет так или иначе подписан. 

По сути, на сегодня срок ввода «Северного потока-2» перестал быть критическим. Это не та ситуация, когда нужно биться головой об стену, но достроить трубу до конца 2019 года любой ценой. 

«СП»: — Дания может тянуть до последнего, а потом отказать в строительстве «Северного потока-2»? 

— Нет, не может, поскольку датчане в свое время дали разрешение на прокладку первого «Северного потока». Он давно работает, и никаких претензий ни у кого не вызывает. Это означает, что повода для отказа у Копенгагена просто нет. 

Датчане затягивают выдачу разрешения, поскольку на них оказывается давление со стороны США. Но, с другой стороны, есть давление Германии, которая прямо заинтересована в строительстве газопровода. 

Словом, рано или поздно разрешение Дания выдаст, и «Северный поток-2» будет достроен. Это неизбежно даже по единственной причине: в случаях, когда проект реализован более чем на 80%, его уже невозможно прикрыть. 

«СП»: — «Газпром» подал заявку на прокладку по маршруту к юго-востоку от Борнхольма в апреле, а экологическая экспертиза занимает три-шесть месяцев. Получается, Дания должна выдать заключение в октябре. Или дело снова пойдет взатяг? 

— Надо понимать, что все разрешительные документы датской стороной де-факто давно подготовлены. Эти бумаги полностью аналогичны тем, которые выдавались при строительстве «Северного потока-1»: маршрут практически тот же самый, что там дополнительно проверять? Но могут ли датчане и дальше затягивать с выдачей разрешения, никто не понимает. В этом и заключается проблема. 

На самом, никто не думал, что можно сроки так сильно затянуть. Все понимали, что датчанам можно поторговаться, выбить для себя какие-то уступки от той же Германии. Но сейчас-то — куда еще дальше тянуть? Где край?! 

«СП»: — Считается, что Копенгаген затягивает с разрешением, потому что на него давит Вашингтон. Какие преференции Дания получит от США за свою проамериканскую позицию? 

— Никакой внятной информации на этот счет нет. Не исключаю, что американцы что-то датчанам обещают, но в публичной сфере об этом никто не говорит. 

«СП»: — Как будет теперь решаться вопрос по украинскому транзиту? Киев выделит ГТС из структуры «Нафтогаза» (ГТС при этом останется государственной собственностью Украины), и на новую структуру будет распространяться европейское энергетическое законодательство — «Газпром» сможет осуществлять поставки путем бронирования транзитных мощностей? 

— Да, украинское правительство приняло принципиальное решение — передать ГТС в специализированную структуру, которая будет управлять газотранспортной системой. Более того, украинские власти обещает реально передать ГТС до конца 2019 года, и даже пытаются подписывать контракты с европейскими трейдерами от лица новой компании. 

Посмотрим, что из этого получится. И как быстро та же Европейская комиссия утвердит эти решения. 

Возможно, ГТС действительно получится передать быстро, и в 2020 году «Газпром» сможет иметь дело уже с новой компанией. Нам в данном случае остается только наблюдать за развитием событий — от России здесь ничего не зависит.

«СП»: — ЕК проводит в Европе политику в интересах США. Комиссия может, со своей стороны, затормозить процесс выделения украинской ГТС под управление новой компанией? 

— Наоборот, ЕК говорит о своей заинтересованности в поставках газа через Украину по европейским правилам. Сейчас внутри «Нафтогаза» и добыча, и продажа, и подземные хранилища, и труба — все в одном котле. Если же ГТС из него выделят, ситуация с затратами и тарифами на транзит станет намного более прозрачной. Это на руку и Европе, и «Газпрому». 

— Шведский вариант обхода вполне возможен, — отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — И он, на самом деле, единственный, поскольку Польша никогда разрешения на строительство российского газопровода не даст. 

Надо понимать: «Газпром» чисто физически не сможет построить «Северный поток-2» до конца 2019 года. Более того, с учетом неясностей в позиции Дании, сроки ввода газопровода в эксплуатацию в любом случае могут быть сдвинуты на конец 2020 года. 

Копенгаген, на мой взгляд, вполне способен и дальше продолжать свою нынешнюю линию. «Газпром», напомню, подал уже три заявки на разные варианты маршрута, и датчане по каждой не говорят ни «да», ни «нет». Такую позицию невозможно оспорить в суде. Раз так — вариант обхода Дании действительно становится актуальным.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация