ВЛ / Статьи

Глазастый «радар-убийца»: F-35 не может скрыться от «Струны-1»

+7
30-09-2019, 05:00...
1 316


Технологии стелс не работают в небе России

Сама концепция самолетов-невидимок разрабатывалась в США именно для достижения превосходства в воздухе и скрытном проникновении на территорию противника для нанесения внезапных ударов. Считалось, что только американцы обладают такими технологиями, а значит, обеспечили себе господство. Сейчас технологиями стелс обладают Россия и Китай, а самолеты США не такие уж невидимые и «светятся» на экранах радаров. Однако концепция сохранилась — деньги потрачены, да и имидж «всепроникающей» силы американской армии нужно поддерживать, в том числе рекламировать свой истребитель пятого поколения F-35.

Еще в марте 2019 года «Свободная пресса» в своем военном обозрении цитировала слова начальника штаба ВВС США Дэвида Голдфайна, который рассказал как будет действовать американская армия на чужой территории. По мнению генерала, военнослужащие тайно проникнут в бреши в обороне противника, «как через дырки в швейцарском сыре». При этом «всепроникающую» роль в этом плане будет играть самый современный американский истребитель F-35. «Если Китай или Россия, или другой противник на земном шаре когда-либо увидит F-35 в своем воздушном пространстве, это будет означать два слова — „мы здесь". Не „я здесь", поскольку, если он увидит F-35, что маловероятно, тот никогда не станет действовать в одиночку, но будет проникающей частью объединенных сил», — высказался генерал. Поставив таким образом под сомнение эффективность всей системы ПВО России. К слову, сам Голдфайн на своем F-16 был сбит в мае 1999 года в небе Сербии ракетой ЗРК-75 советского еще производства.

Сейчас слова генерала в какой-то степени опровергает американское издание The National Interest, которое, в своем военном обозрении, сообщает, что у России все-таки есть «одна возможность» для обнаружения и уничтожения малозаметных F-22 и F-35. Одним из самых инновационных решений называется бистатическая радиолокационная станция «Струна-1» (известная в экспортном исполнении как «Барьер-Е»). The National Interest уже не первый раз расхваливает достоинства этой российской РЛС, которая была разработана еще в 1999 году и сейчас, как предполагается, находится на боевом дежурстве в системе ПВО Москвы.

Говоря о достоинствах «Струны-1» издание отмечает, что ее особенность является именно бистатическая РЛС. Это значит, что передатчик и приемник у нее расположены в разных точках, в то время как у обычной радиолокационной станции они находятся в одном месте. Обычные радары ограничены спецификой распространения радиоволн. По мере удаления цели радара от источника передачи сила сигнала РЛС ослабевает с законом обратных квадратов. В обычном радаре это приводит к тому, что принятый сигнал в четыре в четыре раза слабее излученного. Технологии стелс работают в силу того, что на расстоянии самолет ослабляет отраженный сигнал, рассеивая и поглощая его при помощи специальных поглощающих материалов.

Американские авторы утверждают, что в «Струне-1» данная проблема решена за счет разнесения приемника и передатчика на определенное расстояние. Из-за этого на приемник поступает более мощный отраженный сигнал по сравнению с обычной РЛС, так как он ослабевает в соответствии с законом обратных квадратов, а не обратной четвертой силы. «Таким образом, РЛС становится более чувствительной, поскольку она по сути дела является радиолокационной ловушкой», — констатирует The National Interest.

Согласно российским источникам, такой принцип работы почти в три раза увеличивает эффективную площадь рассеивания цели и позволяет игнорировать антирадарные покрытия, которые рассеивают радиоволны. Это позволяет засекать не только самолеты-невидимки, но и другие цели — крылатые ракеты, дельтапланы и даже воздушные зонды. Зона покрытия контролируемого участка одной РЛС «Струна-1» теоретически может быть участок с периметром до 500 километров.

При всей своей эффективности «Струна-1» не является, как считают американцы, единственной в системе противовоздушной обороны. На обнаружение невидимок нацелены и другие российские РЛС, тем более, что у «Струны-1» покрытие одной «радарной ловушкой» составляет площадь лишь в 160 на 20 километров и обнаруживает радар цели на высоте до 7 тысяч метров. Соответственно, для создания эффектной обороны он должен использоваться вместе с другими, имеющими большую дальность обнаружения, системами. Например, загоризонтными РЛС, как «Контейнер», «Телец», «Волна», которые работают на дифракционном принципе — испускаемые ими сигналы способны огибать препятствия, как в прямом так, и обратном направлении.

Активно используются в ВКС России и новые мобильные радиолокационные комплексы «Небо-М», созданные для обнаружения самолетов, вертолетов и баллистических ракет на средних и больших высотах, в том числе и летательные аппараты, построенные по технологии стелс. Один из них разместили в 2015 году в Крыму, откуда просматривает небо в радиусе 400 километров. Сегодня численность РЛС «Небо-М» достигло в ВКС десяти комплексов. Это помимо не менее совершенных станций «Небо-У», а также стоящих на вооружении Сухопутных войск «Небо-СВУ». Особых различий по техническим характеристикам у этих радиолокационных станций семейства метрового диапазона волн практически нет. В варианте ПВО антенная система сложнее, соответственно увеличено время монтажа и демонтажа, возможностей у станции больше. В варианте для Сухопутных войск антенная система упрощена для повышения мобильности. А вот общая схожесть — это высокое качество в определении трех координат целей.

Опять же российские зенитные ракетные системы С-400 имеют свои собственные радарные системы, способные обнаруживать воздушные цели на дальности до 600 километров. Комплекс имеет в наличии радар раннего обнаружения 91Н6Е и всевысотный обнаружитель 96Л6Е. Если взять истребитель пятого поколения Су-57, то на нем установлен микроволновый фотонный (квантовый) радар, который не восприимчив к электронным помехам и позволяет без особого труда обнаружить и поразить самолет-невидимку, тот же американский F-35. Особенность этого радара заключается в компактности, легком весе и большом радиусе действий. Он напрямую отображает силуэт самолета с разрешением в несколько раз выше, чем у обычного радара.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация