ВЛ / Статьи

На границе с Абхазией и под Одессой США лихорадочно строят военные базы «под прикрытием»

+13
29-09-2019, 03:00...
1 928


Практически незамеченным в нашей стране осталось весьма примечательное, на мой взгляд, выступление президента Украины Владимира Зеленского на завершившейся на днях 16-й ежегодной встрече так называемой Ялтинской европейской стратегии (YES). Похоже — напрасно. 

Сразу оговорюсь: слово «Ялтинская» в названии форума является всего лишь очередным свидетельством незатихающих фантомных болей Украины по ампутированному у нее в 2014 году Крыму. Естественно, на полуостров всю эту братию, ежегодно собирающуюся по инициативе украинского миллиардера Виктора Пинчука обсуждать евроатлантические устремления его страны, в красавицу Ялту никто давно не пускает. Приходится вынужденно заседать в Киеве. Возможно, поэтому реваншистские мотивы на каждой такой «встрече» в последние годы выглядят вполне уместными и естественными. 

Так вот, на сей раз президент Зеленский перед участниками YES выступил с громкой инициативой — на голом месте на черноморском побережье выстроить невиданный город-сад. Собравшимся бизнесменам он заявил: «Нам есть, что вам всем предложить, если можно так сказать, есть чем за этим столом вас угостить. Это ряд проектов, куда под мои личные гарантии защиты я приглашаю иностранный бизнес… Новый курорт на побережье Черного моря. Нужно уточнить: это совершенно новый украинский город. С нуля». 

Как и следовало ожидать, никто в России всерьез эти слова и обсуждать не стал. Просто в очередной раз покрутили пальцем у виска. И дело с концом. Между тем, на берегах Черного моря под боком у Одессы на самом деле уже кипит гигантская в масштабах Украины стройка с участием китайцев и американцев. Она является реализацией замысла, родившегося вовсе не в обезумевшем Киеве. Нет — еще во вполне благополучном и разумном Советском Союзе.

Речь о городе и порте Южный на берегу достаточно глубоководного Григорьевского лимана в 35 км от Одессы и в 80 километрах от Николаева. Еще в 1973 году Совет Министров СССР своим постановлением решил создать здесь крупнейший в Азово-Черноморском бассейне промышленно-транспортный узел. Работа закипела еще тогда. Лиман быстро соединили с Черным морем каналом с глубинами до 15 метров на фарватере, соорудили многочисленные причальные стенки и подъездные пути. Провели туда единственный в Советском Союзе мощный аммиакопровод из Тольятти. Так на этом месте возник знаменитый Одесский припортовый завод (ОПЗ), который на многие миллионы долларов поставлял минеральные удобрения во все уголки мира. 

Естественно, в бывшей Новой Сычавке быстро росли и жилые кварталы. Население к 1990 году достигло 30 тысяч человек, а поселок преобразовали в город Южный. Но во времена «незалежности» все это почти лопнуло. 

ОПЗ, суммарный доход которого только от перевалки тольяттинского аммиака некогда достигал $ 48−49 млн. в год, разворован и погряз в долгах. Россия в стремлении избежать и в этом деле транзитной зависимости от Киева завершает строительство новой ветки трубопровода в собственный порт Тамань на самой границе Черного и Азовского морей. Перед украинским заводом под Одессой отчетливо замаячила перспектива остаться совершенно не у дел. Казалось бы: одновременно злая судьба ожидает и порт Южный. Но оказалось — не так. 

Внезапно порт Южный после 2014 года стал вызывать живейший интерес у американцев. На его модернизацию заокеанская корпорация Cargill выделила $ 150 млн. К дноуглубительным работам привлекли даже китайцев. Говорят, все делается для того, чтобы вместо минеральных удобрений начать перевалку с причалов Южного украинского зерна на экспорт. Очень может быть. Только существует стойкое убеждение, что собственный интерес к Григорьевскому лиману имеет и Пентагон. И вообще: что зерно для США в Южном — вовсе не главное. А что же тогда?

Чтобы попытаться уяснить это, придется мысленно перенестись на черноморское побережье Грузии. Там, в Зугдидском районе, возле устья реки Ингури, под самым боком у мятежной Абхазии, тоже главным образом на деньги США с 2017 года реализуется другой «проект века» — строятся новый крупнейший глубоководный торговый порт, международный аэропорт и город Анаклия. И именно (выражаясь слова Зеленского) — «с нуля». Поскольку еще недавно здесь значился на картах весьма заштатный даже для Грузии курортный и рыбацкий поселок всего с 2,5 тысячами жителей. 

По плану в Анаклию через несколько лет смогут заходить и гигантские океанские торговые суда типа «Панамакс» и «Постпанамакс» грузоподъёмностью 50−150 тыс. тонн. Глубины в 20,5 метра это им позволят. Общая протяженность причальной линии после реализации проекта составит 12,3 километра. Правительство Грузии инвестирует в строительство 100 миллионов долларов, тогда как стоимость проекта в целом оценивается в 2,5 миллиарда долларов. Основные деньги предоставит американская компания SSA Marine, которая станет оператором будущего крупнейшего порта Грузии. 

С самого начала этой стройки в Тбилиси местные комментаторы утверждают: на самом деле развитие международных торговых путей и курортного бизнеса для Анаклии — лишь пропагандистское прикрытие. Мощный порт и крупный аэропорт в этой части Черного моря острее нужен американским военным. 

Недаром, считают эти наблюдатели, в нынешнем месяце президент Дональд Трамп на должность чрезвычайного и полномочного посла США в Грузии предложил кандидатуру Келли Дегнан, ранее — политического советника командующего ВМС США в Европе и Африке. И до ее приезда работники посольства Соединенных Штатов в Тбилиси ездили на стройку в Анаклии наподобие обычных прорабов. С приездом Дегнан, надо полагать, станут ездить еще чаще. 

В сухом остатке: американцы на свои очень внушительные деньги стремительно возводят на северо-западном (под Одессой) и на восточном (под Зугдиди) берегах Черного моря два крупнейших и самых современных порта, способных принимать огромное количество кораблей и судов самого различного назначения. Причем, делается это в лихорадочном темпе и сразу после того, как острейшая конфронтация с Россией в этих водах стала свершившимся фактом. Таким образом, сомнения в исключительно торговом назначении новых сооружений закрадываются сами собой. 

Если так, если из-за свай будущих причалов в Южном и Анаклии выглядывают уши Пентагона, хотелось бы понять, как он сможет использовать новые порты? Военно-морские базы в привычном значении этого словосочетания сформировать здесь вряд ли получится. 

Дело даже не в неизбежной в таком случае реакции Москвы. Конвенция Монтрё, ограничивающая пребывание боевых кораблей нечерноморских государств в Черном море всего тремя неделями, мешает на постоянной основе развернуть в Южном и Анаклии ракетные крейсеры и эсминцы 6-го флота ВМС США. Хотя в ротационном порядке навещать названные города они, конечно, будут наверняка. 

Куда логичней через новые украинский и грузинский порты морем подвозить военные грузы к современным аэродромам рядом с ними (в случае с Южным речь может идти о рядом расположенном Одесском аэропорту). А возможностей наращивать на этих взлетно-посадочных полосах авиационные группировки любой численности никакой международный документ, увы, не ограничивает. 

Если применить эту логику, становится понятней нынешняя спешка американцев со стройкой в городе Южном и Анаклии. Явное осложнение отношений Вашингтона и Анкары уже практически лишило Штаты важнейших авиационных баз в Турции. С которых они десятилетиями контролировали не только рубежи нашей страны, но и весь Ближний Восток и Иран. Речь, прежде всего, идет о крупнейшей авиабазе Инджирлик (Турция).

Отсюда во времена операции «Буря в пустыне» американские пилоты вылетали в Кувейт и Ирак. Отсюда долгие годы осуществлялась авиационная поддержка войск, сражавшихся в Афганистане. Отсюда бомбили Сирию. Но сегодня в Инджирлике не осталось ни одного боевого самолета ВВС США — только их снабженческие 39-е авиакрыло. 

В свое время на Инджирлике было построено 25 подземных хранилищ, рассчитанных на четыре ядерных бомбы B-61 каждое. Как утверждают, после 2015 года из-за строптивости турок эти боеприпасы Пентагону пришлось вывезти на румынскую авиабазу Девеселу. Что сильно удалило это оружие от Ирана, отношения с которым у американцев давно балансируют на грани крупной войны. Будь у них наготове аэропорт в Анаклии — Пентагону было бы намного удобней грозить Тегерану тактическим ядерным ударом. 

А если говорить о Южном и Одесском аэропорте — оттуда до российского Крыма рукой подать. Можете не сомневаться, направления и плановая таблица массированных авиаударов по нашим войскам на полуострове в Вашингтоне давно готовы. Нужно только малость подготовиться. Чем американцы сейчас в Черном море и озабочены. 

А курорты, зерно и прочее — это так… Для отвода глаз беспокойной российской, украинской и грузинской общественности. Наверное, и западноевропейской — тоже.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация