ВЛ / Статьи

Не все лесные пожары одинаково ужасны

+1
14-09-2019, 03:00...
763


Либералы восхищаются грантами на борьбу с амазонскими пожарами из страны, создавшей условия для разгула огня

Российские медиа и соцсети оживленно обсуждали пожары в отдаленных районах Сибири. На этом фоне практически незамеченным прошел тот факт, что текущим летом огонь охватил и другие мировые регионы — Африку к югу от экватора, Канарские острова и, что особенно важно, — Амазонию. Южноамериканские леса носят метафорическое наименование «легкие планеты». Согласно подсчетам ученых, они вырабатывают до 20% кислорода на Земле. 

Но в «легких» в последнее время начали появляться большие «язвы». По информации DW, в августе 2019-го эксперты насчитали в них около 30 тыс. очагов возгорания — это на 196% больше, чем было годом ранее. За восемь месяцев текущего года сгорели уже 1,8 млн. гектаров сельвы — южноамериканских джунглей. 

Многие ученых считают, что во «влажных» условиях Амазонии шанс возгорания леса по естественным причинам стремится к нулю, а основным «источником огня» являются люди. 

Львиная доля амазонской сельвы находится в Бразилии. А значительная часть территории Бразилии — это национальные парки, некоторые из которых по размерам не уступают европейским странам. В лесах обитают индейские народы, ведущие традиционный образ жизни. Часть из них вообще не контактируют с «цивилизованным миром», живя практически так же, как их далекие предки. Кроме того, Амазония отличается наивысшим уровнем биологического разнообразия на планете. В сельве можно найти около 40 тыс. видов растений, 3 тыс. рыб, 1 тыс. зверей, амфибий и пресмыкающихся, 130 тыс. — беспозвоночных.

Все это очень сильно раздражает представителей бразильской бизнес-среды. На территории, которую сейчас занимают лесные индейские племена, можно вырубить редкие деревья, а затем — разводить скот, выращивать сельхозкультуры, добывать нефть и даже золото. Заповедная сельва для акул южноамериканского бизнеса — досадное недоразумение на пути к наращиванию нулей к суммам, лежащим на их банковских счетах. 

И, как пишут журналисты Guardian, прямо возле домов аграриев, живущих на опушке Амазонии, валяются пустые бочки из-под топлива и пластиковые канистры. Те, кто делают деньги — от обычных фермеров и старателей до директоров гигантских компаний — заинтересованы в том, чтобы лес горел. 

Сейчас у промышленных и сельскохозяйственных частных корпораций — «звездный час» в контексте снятия экологических, антропологических и социальных ограничений. В 2019 году к власти в Бразилии пришел правый президент Жаир Болсонару, придерживающийся неолиберальных взглядов в экономике. Он жестко критиковал экологов и обещал раздать бизнесу земли, отведенные пока что индейцам. В «лесных» регионах рейтинг у Болсонару был максимальным. В отдельных штатах за него голосовали до 78% избирателей. И, судя по всему, победу «своего» кандидата, местный бизнес воспринял, как сигнал к действию… 

Теперь же, на фоне беспрецедентных пожаров власти Бразилии пытаются сделать вид, что ничего серьезного не происходит. 

Министр иностранных дел Бразилии Эрнесто Араужо в интервью CNN даже заявил, что «Амазония не горит, не горит вообще».

Другие ориентированные на Болсонару чиновники пытаются выдавать черные клубы, поднимающиеся от пылающей амазонской сельвы и застилающее небо над крупными городами, за дым из труб промышленных предприятий. 

Дошло до того, что сам президент обвинил в поджогах лесов Амазонии экологические некоммерческие организации. 

Но чтобы там ни говорили политики и чиновники, от фактов никуда не скрыться — темп горения сельвы резко ускорился после того, как к власти в Бразилии пришел человек, обещавший освободить территорию Амазонии под бизнес-проекты. И очень многие находят это совпадение странным. 

Сейчас в тех сообществах в российских социальных сетях, в которых царят либеральные настроения, тысячи лайков собирают посты о том, что актер Леонардо ДиКаприо согласился выделить 5 млн. долларов на спасение амазонских лесов от пожаров. Похожие суммы выделили на те же цели крупные американские корпорации. 

Возможно, это выглядело бы по-настоящему благородно, если бы не несколько больших «но». Обещавший раздавать сельву бизнесменам Болсонару никогда не скрывал, что он — проамериканский кандидат. В ходе предвыборной кампании Болсонару пользовался активной поддержкой принадлежащих США и ориентированных на Вашингтон медиа. После прихода к власти новый бразильский лидер вместе с политической элитой Соединенных Штатов принял участие в травле руководства Венесуэлы, начал переговоры о возможности вступлении страны в НАТО и интенсифицировал торгово-экономические отношения с США.

Бразилия является 9-м по объему импортером американской продукции в мире. США в 2018 году завезли на ее территорию товаров почти на 40 млрд. долларов, и объемы продаж продолжают расти. Для своих нужд Штаты закупают в Бразилии минеральное сырье и сельскохозяйственную продукцию. 

Таким образом, деньги, заработанные на уничтожении амазонской сельвы, фактически содействуют развитию американской экономики. И граждане США едят бургеры, произведенные из мяса скота, пасущегося на месте выжженных лесов. 

На этом фоне пожертвования от американских актеров и бизнесменов на защиту бразильской сельвы выглядят трагикомично. Ведь то, что оторвал от сердца ДиКаприо, хорошенько на этом пропиарившись, — это примерно 0,01% от того, что выручили американские корпорации от торговли с Бразилией за год. Куда больше пользы амазонской сельве принесли бы публичные призывы звезд Голливуда в адрес Белого дома отказаться от поддержки одиозных политиков в Латинской Америке. Но это — вряд ли. Ведь один из ключевых принципов латиноамериканской политики США сформулировал еще в 1939 году Франклин Рузвельт, говоря о диктаторе Самосе: «Может быть и сукин сын, но это наш сукин сын»…





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация