ВЛ / Статьи

«Убийца» Су-57 и МиГ-35 готовится к бою

+1
14-09-2019, 02:00...
1 004


Пентагон обещает вернуть свое господство в воздухе за счет ракеты, способной гарантированно уничтожать российские истребители

Издание U.S. Air Force, неформальный рупор ВВС США, сообщило, что американские ВВС после 2020 года восстановят гарантированное превосходство в небе, имея в виду таких противников, как Россия и Китай. Автор публикации, главред Джон Тирпак, тем не менее, признал, что РФ и КНР ударными темпами сокращают технологический разрыв. 

По словам Тирпака, у Москвы и Пекина «окно возможностей» возникло из-за недальновидности Вашингтона, который «после победы над СССР», мягко говоря, расслабился. Ему об этом поведал Центр стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments, или CSBA — авт.), который сообщил, что интеграция в единый механизм российских средств ПРО и высокоманевренной авиации, а также достижения в РЭБ «подорвали преимущество Америки в военно-воздушных силах». 

Как янки будут восстанавливать былое могущество, поделился с соотечественниками директор по воздушным и кибернетическим операциям Тихоокеанских ВВС США, генерал-майор Скотт Л. Плеус. «F-35 и F-22 будут незаметно проникать в оспариваемое воздушное пространство и „подобно пылесосам" отсасывать информацию, передавая ее тяжеловооруженным самолетам четвертого поколения, находящимся за пределами оспариваемого района, — сказал он. — Но эти самолеты нуждаются в ракетах более высокой дальности, с технологией SCRAMJET (гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя) … которые будут летать гораздо дальше, гораздо выше, гораздо быстрее».

Таким идеальным оружием уничтожения самолетов противника должна стать ракета AIM-260, которую с 2017 года разрабатывает корпорация Lockheed Martin. Она предназначена для замены AIM-120 AMRAAM («Американский таран», с дальностью поражения 50 км в первой версии), которую Скотт Л. Плеус назвал «бесспорным чемпионом воздушного боя с начала 1990-х годов». 

Несмотря на высокопарность, Плеус на самом деле не сильно погрешил против истины. Напомним, AIM-120 была разработана в ответ на советскую авиационную ракету Р-27, которая существенно переигрывала в 80-х годах прошлого века тогдашнюю самую передовую американскую ракету AIM-7 Sparrow — «Воробей».

К этому времени в СССР уже велись работы по созданию ракеты Р-77 (с дальностью поражения 110 км), которая должна была «затмить» AIM-120. Но эпоха ельцинизма на многие годы задержали её серийное производство. Таким образом, у американцев образовалось временное превосходство в ракетах «воздух-воздух», которое к настоящему времени полностью подорвано, даже по оценкам экспертов Пентагона. 

Несмотря на ряд модернизаций, «Американский таран» сегодня морально устарел. Причем даже увеличение дальности поражения и набор оборудования для противодействия РЭБ уже не делают «американский таран» гарантированным убийцей истребителей Су и МиГ. Версия AIM-120D, способная атаковать вражеские самолеты с дистанции 180 км, имеет ценник $ 2 млн. — дорого даже для ВВС США. Её закупают совсем небольшими партиями для тяжелых истребителей F-22, в том числе из-за сомнительной ценности. 

Как пишет популярный новостной портал США Jejaktapak, «основная причина для замены AMRAAM — все более изощренное использование вражеской авиации». Издание даже привело обидный для Пентагона пример, когда американцы «опозорились по полной программе».

В феврале 2019 года индийцы предложили американцам «сбить» свой Су-30МКИ самой лучшей ракетой AIM-120С — конечно, не в реальной атаке, а в боевой симуляции. Это произошло, скорей всего, после того, как 20 февраля 2019 года корпорация Lockheed Martin представила новый легкий многоцелевой истребитель «F-21 для Индии и из Индии». 

Речь идет о специальной версии истребителя F-16, который должен был вытеснить наш МиГ-35 в многолетнем тендере MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) на покупку 114 ультрасовременных «средних многоцелевых боевых самолетов» для ВВС Индии. 

Американцы привезли с собой программное обеспечение для виртуального обучения, в том числе для имитации воздушных боев. Скорей всего, выходные сигналы тренажера кабины Су-30 МКИ подключили к математической модели, разработанной Lockheed Martin, причем за штурвал сел реальный летчик ВВС Индии. «…Используя комбинацию систем РЭБ сложные и высотные маневры благодаря управляемому вектору тяги, истребитель Су-30 МКИ увернулся от пяти ракет AIM-120С», отмечает Jejaktapak. 

Между тем, Су-30 был разработан в 1990-х годах, значит, более продвинутые истребители Су-35 и Су-57 тем более справятся с атаками даже F-22 — не говоря уже о F-16. Таким образом, высокая маневренность не только дает большое преимущество в воздушном бою на коротких дистанциях, а также позволяют самолету легче избежать дальней ракетной атаки. 

Собственно, именно высокоскоростная управляемая тяга наших самолетов подтолкнула Пентагон к созданию дальнобойной и гиперзвуковой ракеты AIM-260 — чтобы «уменьшить время реакции вражеского истребителя для выполнения противоракетного маневра». 

Заокеанские эксперты, кстати, уже оценили вероятную стоимость «убийцы Су-57 и МиГ-35». По самым скромным подсчетам, новый «американский таран» будет стоить не дешевле $ 4 млн. Хотя вполне вероятно, что цена возрастет, как минимум, вдвое. Появилась информация, что Lockheed Martin планирует установить на AMRAAM-2 активную фазированную антенную решетку. Это позволит, по замыслу разработчика, обеспечить более широкий радиолокационный охват и предотвратит уход русских истребителей во время маневра из зоны радара перехватчика. Кстати, в США не скрывают, что идею «позаимствовали» из описания новейшей российской ракеты К-77. 

Значит, всего лишь десяток AIM-260 обойдутся американским налогоплательщикам во столько, во сколько один «золотой» истребитель F-35. Повторимся, ВВС США закупает у Lockheed Martin, по сути, штучные партии устаревшей ракеты AIM-120D при реальной потребности в разы больше. Для примера, совсем недавно ВВС Индии приобрели у России 1000 ракет Р-27 на сумму $ 220 млн. только для локального конфликта в Кашмире. 

Несложный расчет показывает, что даже десяти миллиардов долларов не хватит для ежегодного обеспечения американской боевой авиации новейшими AMRAAM-2. Для сравнения, весь бюджет Пентагона в 2019 году составляет $ 716 млрд.

Ладно бы, если AIM-260 и впрямь оправдал бы звание стопроцентного «убийцы» Су-57 и МиГ-35, однако такой гарантии нет даже в Вашингтоне. Во-первых, в США сегодня не создан реально работающий гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, способный продержаться в полете хотя бы несколько миль. Между тем, новый «Американский таран» должен мчаться к цели порядка 400 км. Во-вторых, невольно напрашивается вопрос, сколько же должна нести горючего ракета, чтобы преодолеть такую дистанцию? Тонны, — отвечают эксперты. Или нужно иметь ядерную силовую установку, как в русском «Буревестнике». 

А в-третьих, в будущих войнах один российских истребитель будут сопровождать до десятка ложных целей, выдающих на радарах перехватчика такую же картинку, что и сам самолет. В этом случае, для перехвата, к примеру, МиГ-35 потребуется столько ракет, что стоимость их многократно превысит атакуемую машину. В этой связи Jejaktapak вполне логично делает вывод относительно планов «вернуть господство в небе после 2020 года»: «Способность AIM-260 еще предстоит доказать, но, кажется, есть достаточно места для улучшения дизайна AIM-120». 

Тем не менее, тройка мировых лидеров в области боевой авиации уже вступила в гонку вооружения в области самого дорогого тактического оружия — авиационных ракет. Здесь, однако, критически важен потенциал всей экономики, способной обеспечивать оборонку высокими казенными расходами. США и КНР, судя по всему, эту тяжелую ношу, хоть и с трудом, унесут. А Россия может и надорваться.



Наш канал в Яндекс Дзен

Комментарии:



  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация