ВЛ / Статьи

Россия пускает ко дну прибалтийские порты

-3
17-08-2019, 02:00...
1 563


По крайней мере, те, что принадлежат Латвии, спасает лишь Лукашенко

Рига надеется, что нашла способ спасения своих на глазах пустеющих портов, стремительно теряющих российские грузы. Она закрыла глаза даже на призывы Литвы бойкотировать строящуюся Белорусскую АЭС. Ради дружбы с Александром Лукашенко и получения белорусских грузов — не только отказала Вильнюсу, но и решила торговать белорусским электричеством после введения «опальной» станции в строй. Минуя, естественно, Литву. 

Да, дела у латвийских портов сегодня плохи. По данным министерства сообщения балтийской страны, все они в этом году сократили перевалку. А самое большое падение грузооборота произошло в Рижском порту. Снижение перевалки наливных грузов тут составило больше 11%, зерна — около 12%, удобрений — почти 16%. 

В принципе это — признаки экономической катастрофы. О которой в конце прошлого года предупреждал председатель правления Рижского порта Андрис Америкс, ныне европарламентарий. Его прогноз сбылся. Он говорил, что в целом грузооборот Рижского порта может упасть еще на 12%.

И объяснил причину: Россия перенаправляет все новые и новые грузы в собственные порты. Прежде всего — нефтепродукты. По его словам, транзит нефтепродуктов из России через Ригу фактически закрыт. 

Пока Рижский порт спасается благодаря лишь российскому углю. Хотя через эти морские ворота проходит только 6% всего российского угольного экспорта, для Риги это — 39% в общем объеме грузов ее порта. 

Но рижан ждут большие испытания и разочарования. Нидерланды, Италия, Бельгия, Швеция, Дания, Франция и Финляндия уже вступили в мировой «Альянс против угля», считая его «неэкологичным» видом топлива. Поэтому эти государства вскоре от угля откажутся. 

А между тем, Нидерланды, Германия, Италия, Бельгия, Швеция, Дания, Франция и Финляндия покупают в Рижском порту больше 80% угля, который Россия переваливает через эти морские ворота. На долю Германии, пока не вошедшей в «Альянс против угля», приходится 20% из этих 80%. То есть, если отказ от «черного золота» в Европе станет повсеместным — Рижский порт ждет катастрофа. 


Оговоримся: катастрофа неизбежна, если кто-то не придет латвийским портовикам на помощь вместо России и ЕС. И этот «кто-то», похоже, уже нашелся — Белоруссия. Латвии повезло, так как Александр Лукашенко крайне недоволен поведением Литвы, пытающейся заблокировать Белорусскую АЭС под предлогом ее якобы опасности. 

Станцию строит «Росатом». Миссии МАГАТЭ фиксируют высокое качество работ. В конце года АЭС заработает и даст первый ток. Сейм Литвы принял закон, запрещающий покупать у Белоруссии электроэнергию после ввода станции в строй. Призывал к этому и другие страны ЕС. Но никто не согласился. 

А первыми отклонили просьбу как раз латыши в лице главы МИД Эдгара Ринкевича. И даже Германия 14 августа, после встречи в Берлине Ангелы Меркель с президентом Литвы Гитанасом Науседой, своеобразно отказала Вильнюсу в бойкоте Белорусской АЭС. 

Науседа в Берлине сказал, будто станция возводится с нарушением требований безопасности, а место строительства якобы выбрано исходя из геополитических, а не из экономических соображений. Белорусскую АЭС возводят в 50 километрах от Вильнюса у города Островца.

А что же Меркель? «Германия поддерживает Литву, чтобы соблюдались более высокие критерии безопасности. ЕС должен наблюдать, чтобы эта станция в Островце соответствовала всем стандартам безопасности и не представляла угрозы», — сказала она на совместной пресс-конференции. 

Ну, так естественно: всем нужно, чтобы АЭС была безопасной! И об этом говорил сам Лукашенко. Но ни слова Меркель не произнесла о бойкоте. 

Ну, а Александр Григорьевич так осерчал на Вильнюс за «подзуживание» европейских коллег против Белорусской АЭС, что резанул: «Если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию». 

Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич встретился в Минске с главой МИД Белоруссии Владимиром Макеем и с Александром Лукашенко. «Мы хотим расширять сотрудничество, увеличивая объемы и ассортимент перевозимых грузов. Латвия видит потенциал для сотрудничества с Беларусью в рамках Евразийского транспортного коридора, и мы предлагаем латвийскую транзитную инфраструктуру для обслуживания грузов индустриального парка «Великий камень», — сказал Эдгар Ринкевич. А после поездки в Минск сообщил об итогах переговоров: Белоруссия, по его словам, планирует увеличить транзит нефтепродуктов через Латвию. 

Если так, то такое намерение Минска расходится с предложением Владимира Путина, заявившего в 2017 году: «На белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры». 

То есть, похоже - Лукашенко все же не собирается переваливать свои нефтепродукты через российские порты. Но это другой вопрос. А пока благосклонностью президента Белоруссии решила воспользоваться Латвия — вопреки просьбам проштрафившейся перед Минском Литвы. 

Скорее всего, Лукашенко пойдет навстречу Риге и спасет главный ее порт. Еще бы: Латвия разрушает балтийское «единство» в отношении белорусской власти! Латвийская электропередающая компания AST объявила о намерении осуществлять торговлю электроэнергией Белоруссии с третьими странами, минуя Литву.

Более того. Бывший министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас сказал порталу 15min. lt, что электроэнергия с Белорусской АЭС будет поступать и в Литву, несмотря на запрет Сейма. Только сделки будут заключать латыши. И все усилия Вильнюса, направленные на бойкот электроэнергии этой станции, как говорится, псу под хвост. 

Так что экономическая помощь Минска Риге вполне объяснима. Но теперь уже и литовский Клайпедский порт, который является лидером среди прибалтийских портов, возможно, ждут большие неприятности. За первое полугодие этого года он тоже потерял 4% перевалки нефтепродуктов. Однако сумел нарастить объем обработанных товаров на 6,7%. Не в последнюю очередь — благодаря удобрениям «Беларуськалия», которых так не хватает Рижскому порту. 

Белорусский транзит через Клайпеду составляет примерно 30% всей местной перевалки. И если «Батька» рассердится на Литву окончательно и бесповоротно (а дело к тому идет, ведь Ринкевича в Минске принимали как дорогого гостя), то Клайпедский и Рижский порты вполне могут поменяться местами в рейтинге крупнейших на Балтике.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация