ВЛ / Статьи

Война самолетов: Су-57 против F-35

+4
20-07-2019, 03:00...
1 160
 
 

Российский истребитель вышел на серийное производство и готов потеснить в небе американцев

Знаковое событие — в России началось серийное производство истребителей пятого поколения Су-57. Первые их поставки в армию начнутся уже в этом году. Всего Минобороны заказало 76 таких самолетов — три авиационных полка. Факт сам по себе может показаться незначительным (ну, подумаешь, новый самолет и что?), однако это несомненный прорыв отечественных авиационных вооружений и повышение обороноспособности страны в целом. Тут еще важен и тот фактор, что Россия со своим Су-57 получает мощный козырь в воздушном противостоянии с американским истребителем F-35, который до недавнего времени считался лучшим в мире. Теперь ему нашелся достойный конкурент. 

Важность еще в том, что началось именно серийное производство Су-57, а не выпуск опытных образцов (10 летных прототипов). На авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, где выпускают истребители Су-35, Су-27, Су-30, Су-33 и пассажирский самолет Сухой Суперджет 100, под новую машину выделена целая линия сборки. Приоритетом станет именно Су-57, который изначально планировался как замена тяжелому истребителю Су-27. Производитель обещает выполнить не только временные условия контракта с Минобороны, но и заявляет о готовности увеличить мощности для постройки новых самолетов в экспортном исполнении. В числе потенциальных покупателей рассматриваются Китай, Индия, а теперь вот еще и Турция, которой США отказали в поставках F-35.

Тема конкуренции Су-57 и F-35 давно на слуху. Оба по своему хороши, но и недостатки имеют место быть. Если F-35А, которые эксплуатируются ВВС США с августа 2016 года (в корпусе морской пехоты с июля 2015 года), до сих пор считают «сырым» самолетом, несмотря на то, что их выпущено уже более 380 штук, то российский Су-57 совсем еще «мокрый» истребитель. При этом, теоретически, при новом двигателе он «обойдет на вираже» своего основного конкурента F-35. «Сушка» обладает более высокими характеристиками, в том числе и скоростными за счет двух двигателей (у американца один), лучшей маневренностью и большей вооруженностью. Россия готова продавать свой Су-57 любому потенциальному заказчику, среди которых наиболее вероятными представляются страны Ближнего Востока. 

Нынешние сравнения Су-57 с F-35 некорректны еще и по той причине, что это совершенно разные по своему предназначению истребители. «Сушка» — боевая платформа, предназначенная для уничтожения противника на высоких скоростях, Lightning — это такой летающий информационный центр, обеспечивающий данными воздушной обстановки самолеты своей группы. Если оставить в стороне вооружение и средства радиолокации этих двух истребителей, то можно отметить, что ставки сделаны у F-35 на малозаметность, а у Су-57 на скорость и маневренность. Кто кого одолеет в воздушном бою, зависит еще и от мастерства пилотов.

Интересно, конечно, посмотреть на российский Су-57, в том числе в сравнении с F-35, глазами самих американцев. Подобные данные выдали эксперты портала National Interest (аналитическое издание по военно-политической тематике), которые отметили, что новейший российский многофункциональный истребитель по большинству характеристик оказался предпочтительнее аналогичного самолета американского производства. Сравнивая характеристики Су57 и F-35, специалисты пришли к выводу, что «сушка» отличается в лучшую сторону по дальности полета, скорости и маневренности. При этом, как и российские эксперты, американцы отмечают лучную скрытность Lightning и возможность этого истребителя в полной мере использовать концепцию «обобщения информации» и создавать интегрированную динамическую картину поля боя и передавать ее другим подразделениям в режиме реального времени. F-35 также способен координировать действия других самолетов в воздушном пространстве. 

Говоря о Су-57, американцы отмечают, что его основная задача — завоевание превосходства в воздухе, угрожая важным воздушным целям противника. Поэтому российский истребитель не нуждается в повышенной скрытности и некоторых функциях, которые имеются у F-35. «Поскольку российская доктрина воздушного боя больше заинтересована в противодействии чужим самолетам-„невидимкам", чем в развертывании собственных, Су-57 обладает техническим потенциалом для наилучшего решения стратегических потребностей России», — отмечает National Interest.

Создание истребителей пятого поколения — процесс, как показывает мировая практика, технически сложный и достаточно долгий. Тот же американский F-22, который можно считать первым самолетом нового класса, доводили до ума более 15 лет, пока он «стал на крыло», не проще было и с F-35. Российский Су-57, совершивший первый полет в 2010 году, все эти годы проходил доработки — как по совершенствованию вооружения, так и по двигателю, который у него принципиально сейчас отличается от тех, что участвовали на первом этапе испытаний. Китайский J-20 впервые поднялся в небо в 2011 году и его поспешили поставить на вооружение ВВС КНР уже в 2017 году, при этом, как известно, продолжают проходить доработки истребители в период эксплуатации. Сам этот факт дал основание Китаю утверждать, что обогнали Россию в развитии истребителя 5-го поколения. 

Су-57, бесспорно, будет модифицироваться в ходе службы — это обычная практика в любой авиации, как военной, так и гражданской. Тут важен изначальный потенциал истребителя, а он, как признается всеми, достаточно надежен и перспективен. Есть в нем и разные «изюминки», влияющие на общие качества самолета. Например, на Су-57 установлена безлимитная система подачи кислорода в маску пилота. На всех существующих строевых российских самолетах кислород подается из баллонов, которые рано или поздно заканчивается. На «пятьдесят седьмом» его вырабатывает специальная система, разработанная научно-производственным предприятием «Звезда». Кислород продуцируется из воздуха, система отбирает его из компрессора двигателя и подает в дыхательную маску пилота. Су-57 с такой системой может находиться в воздухе неограниченное время, заботясь лишь о дозаправках топливом в воздухе. При этом установка весит около 30 кг, тогда как кислородные баллоны на два часа полета — 90 кг. 

Надо полагать, что у Су-57 присутствуют и другие «скрытые резервы», которые обеспечат ему дальнейшее превосходство в воздухе над своими конкурентами. Тут более важен тот факт, что новейшие «сушки» наконец-то пойдут в серийное производство и поступят на вооружение строевых полков ВКС России.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация