ВЛ / Статьи

Иран остановит американцев российскими «Триумфами»

+2
22-06-2019, 00:00...
1 115

В Тегеране допустили возможность переговоров с Москвой о покупке С-400

Иран в случае необходимости может рассмотреть возможность приобретения российских зенитно-ракетных комплексов С-400 («Триумф»). Об этом заявил секретарь высшего совета национальной безопасности Исламской Республики Али Шамхани. 

В эти дни он находился в России как участник форума по безопасности, который проходил в столице Башкирии — Уфе. И дал интервью РИА «Новости». 

В нем глава Совбеза Ирана отметил, что его страна всегда имела «обширное сотрудничество с Россией в оборонной сфере и в сфере безопасности». И дал понять, что в случае усиления угрозы извне её руководство будет «вести переговоры и принимать решение вместе с российскими друзьями». 

По словам Шамхани, Тегеран «изучает возможность» укрепления своей ПВО за счет зарубежного потенциала и готов в случае необходимости провести консультации с Россией по С-400. 

Но на данный момент реальной угрозы, как он считает, нет. 

По его мнению, «Иран и Америка не дойдут до войны, поскольку нет причин для того, чтобы (такая) война была».

Здесь стоит обратить внимание на информационный вброс агентства Bloomberg, которое в конце мая со ссылкой на некие осведомленные источники сообщило, что Россия якобы отклонила запрос Тегерана о продаже ему своих «Триумфов», чтобы не обострять — и без того напряженную — ситуацию на Ближнем Востоке. 

Однако и с российской, и с иранской стороны сам факт такого запроса опровергли. 

А, собственно говоря, что мешает Ирану получить наши зенитно-ракетные комплексы? 

Оружие это исключительно оборонительное. К тому же, список покупателей и тех, кто только хочет купить наши системы С-400, уже достаточно широк — это Китай, Турция, Индия, а также Саудовская Аравия и Катар. 

— Иран — наш союзник. И, конечно, если с ним некие силы захотят, так сказать, разобраться, то в стороне мы стоять не будем, — комментирует ситуацию эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН, политолог Константин Блохин. — В том смысле, что в этом случае мы можем поставить Ирану наши С-400.

Но пока надо учитывать, что у нас есть определенные договоренности с Израилем, а он очень категорично смотрит на поставки Тегерану этих комплексов. 

Хотя, если все-таки встанет реальная угроза широкомасштабного вторжения американцев в Иран — а такие сценарии они рассматривают при поддержке своих региональных союзников — как раз Израиля и Саудовской Аравии, — то, думаю, позиция Москвы в этом вопросе вполне может измениться. 

Правда, говорить о том, что завтра американцы собираются влезть в Иран, как когда-то в Ирак, вряд ли есть основания. Это маловероятно по целому ряду фундаментальных причин.

«СП»: — А почему Штаты так нервничают, когда мы продаем кому-то наши «Триумфы»? Дошло до того, что там уже Россию обвиняют в том, что она использует эти комплексы как инструмент гибридной войны против США и их союзников. При этом сами готовы даже кредитовать страны НАТО, чтобы те могли заменять имеющееся у них советское и российское оружие на оружие американское… 

— Я думаю, что они хотят одним выстрелом убить двух зайцев. То есть, они усиливают военно-политическую зависимость Европы от США. И плюс — финансовую: по кредитам ведь придется расплачиваться. Все это, в конечном счете, должно простимулировать рост американского военно-промышленного комплекса. 

Слышали, наверное, что Трамп назначил нового министра обороны: Шанахана сменил уже работавший в Пентагоне во времена Джорджа Буша-младшего Марк Эспер из компании «Райтеон» (Raytheon). Это один из гигантов американского ВПК, крупнейший поставщик вооружения и военной техники для вооружённых сил США и стран союзников. 

Ну, наверное, эта замена не случайна… 

Американцы, понятно, встревожены. Их «Пэтриот» (ЗРК Patriot), он очень дорогой. Его цену иногда сравнивают даже с ВВП прибалтийских стран. Астрономически дорогая система. Но эта система еще на самом деле ни разу не продемонстрировала, так сказать, эффективность. 

Patriot, мы знаем, размещены в Южной Корее и Японии. И, в принципе, их цель защищать эти страны от северокорейской угрозы. Но сколько уже было запусков северокорейских ракет, и ни разу — хотя бы просто для демонстрации силы Ким Чен Ыну — они не были задействованы. 

Потому, очевидно, что многие их качества в большей степени маркетинговый ход. Если бы они были столь эффективными, и было бы соотношение цены-качества, тогда бы все это видели. 

То есть, спрос на С-400 обусловлен конкретным рынком. К тому же, все характеристики наших систем, в том числе, скорость развертывания, дальность обнаружения и действия, количество одновременно сопровождаемых целей значительно выше, чем у аналогичных систем американских. 

Посмотрите, на что идет Эрдоган ради С-400. Он идет на конкретный клинч с Соединенными Штатами. А ведь Турция, это традиционный исторический их союзник. Анкара связана военно-политическим альянсом с Вашингтоном. Тем не менее, сейчас ее позиция никак не встраивается в жесткую логику альянса. И, можно сказать, что камнем преткновения как раз стали наши «Триумфы». 

«СП»: — Собственно, турки ведь сначала хотели купить у американцев Patriot, но те не продавали. А после попытки госпереворота со стороны противников Эрдогана у турецкого лидера просто не было другого выбора… 

— Да, только тут еще надо учитывать, что амбиции Эрдогана не встраиваются в жесткую логику НАТО. И американцев, естественно, это не устраивает. 

Отсюда разного рода планы там предлагаются по раздроблению Турции на несколько частей и созданию на ее территории Великого Курдистана. Как на это смотрит турецкое руководство — понятно. 

Конечно, ситуация на Ближнем Востоке стремительно меняется. Меняется позиция, как мы видим, и традиционных союзников США — Турции, той же самой Саудовской Аравии. 

Меняются и крепнут позиции России — возьмем, к примеру, ту же Сирию. 

Но как-то давить на союзников надо. И Штаты делают это с помощью дешевой пропаганды - создают мифы о некой российской (или — в будущем — китайской) угрозе, чтобы консолидировать своих сателлитов.

Ведь блок НАТО — это множество государств, но все их интересы различные. И как тогда все эти страны, с противоречащими зачастую друг другу интересами, заставить следовать одной логике? 

Искусственно генерируется некая сверхэкзистенциальная угроза (к примеру, за счёт демонизации России, или Ирана, или еще кого-то…), и объявляется новый крестовый поход. 

«СП»: — И как далеко они могут зайти? 

— Далеко. Если Трамп попадет под влияние ультраправых радикалов — неоконов, которых довольно много сейчас в его администрации. Здесь речь не только о Болтоне, который является его советником по национальной безопасности. 

Главным куратором по Венесуэле является Эллион Абрамс, по сравнению с которым даже Болтон, это ангел воплоти. 

Абрамс, напомню, в 80-е был одним из «архитекторов» знаменитой операции ЦРУ «Иран-Контрас». Они тогда при Рейгане втайне от Конгресса продавали оружие Ирану, а на вырученные деньги финансировали никарагуанских контрас. Все это вылилось в тысячи жертв в итоге. 

Этот же Абрамс был причастен к попытке госпереворота в Венесуэле в 2002 году. А в 2003 он давил на Буша-младшего вместе с вице-президентом Чейни, чтобы тот начал вторжение в Ирак. И мы знаем, чем это закончилось… 

Вот если Трамп попадет под влияние этих ястребов-неоконов, которые просто до маниакальности одержимы сменой режима в Иране, тогда ситуация в регионе может, на самом деле, взорваться. 

Но, как мне кажется, Трамп на их удочку не клюнет. И устрашающая риторика сейчас, это просто некий алгоритм — модель поведения США в отношении не только Ирана, но и в отношении Сирии, в отношении Венесуэлы. То есть, это взвинчивание ситуации настолько, что всем станет казаться — завтра война, а потом предложить оппоненту сесть за стол переговоров, как это было с Северной Кореей.

Сейчас Пентагон объявил, что направляет на Ближний Восток дополнительный контингент — тысячу человек. Но это ни в коем случае погоду не сделает. Потому что в Афганистане у них сто тысяч, и ничего за столько лет не сделали. 

А чтобы Штаты реально могли добиться своих целей в Иране, как пишут американские СМИ, потребуется чуть ли не полтора миллиона военнослужащих. И, понятно, Трамп на это не пойдет, поскольку есть риск завязнуть в этом «ближневосточном болоте» очень надолго. 

У него сейчас совсем другая задача — сделать Америку более эффективной, более конкурентоспособной. Поэтому он со всеми своими союзниками — в Европе, в Азии — идет на то, чтобы минимизировать финансовые траты. 

А иранская кампания им будет стоить, по меньшей мере, сотни миллиардов долларов. С учетом того, что Штаты за последние пятнадцать лет уже потратили на Ближнем Востоке и в Афганистане семь триллионов долларов (Трамп сам об этом говорил), это вообще космического масштаба сумма. 

К тому же, если будет какая-то заваруха, то Иран может просто заблокировать Ормузский пролив, через который транспортируется вся нефть не только Ирана, но и Кувейта, Катара, ОАЭ и большая часть из Саудовской Аравии и Ирака. 

«СП»: — Ну, вырастут цены на нефть… И что? 

— Цены взлетят — до 200 долларов за баррель, как считают некоторые специалисты в области энергобезопасности. А Трамп писал, что его задача сделать все, чтобы снизить цену до 25 долларов за баррель. Чтобы такая низкая цена могла стать драйвером для роста американской экономики. А, во-вторых, ударить как раз по тем странам, которые экспортируют нефть. Это — Иран, Венесуэла и Россия. 

Поэтому они, конечно, продолжат нагнетать ситуацию до критической точки кипения, но «красную линию», скорей всего, не перешагнут.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация