ВЛ / Статьи

«Истребитель Путина» идет в серию

+5
9-06-2019, 01:00...
1 903

Когда-то, через несколько десятков лет (может быть даже пятьдесят) российский истребитель пятого поколения Су-57 попадет в авиационный музей и будет стоять там среди прочих экспонатов летающей техники. Может быть, станет даже раритетным экземпляром. И, рассматривающим его потомкам, будет даже невдомек, через какие испытания пришлось пройти этому самолету, и какой непростой была его судьба по дороге в небо, которая решалась на земле. А ведь мог так и не стать массовым истребителем, остаться лишь в испытательных количествах, как бывало не раз со многими другими моделями самолетов. 

Судьба Су-57 действительно длительное время висела на волоске, и даже когда истребитель уже не просто летал, а «порхал как бабочка», в том числе и в небе Сирии, оставалось неясным будет ли он запущен в серийное производства или так и останется в количестве выпущенных на сегодняшний день 10 машин. По крайней мере, обещанное еще в 2016 году массовое поступление этого истребителя в авиационные полки постоянно откладывалось. Ситуация изменилась лишь в марте 2019 года, когда президент Владимир Путин «пропиарил» Су-57: «Самый лучший наш самолет. Не только наш — в мире самый лучший. Сто процентов. По всем тактико-техническим данным, по оружию. Так никто летать не может, как наш самолет». После таких слов стало ясно, что истребителю пятого поколения, который смело можно назвать путинским, наконец-то вручили «путевку в небо». 

Вскоре появилась и конкретика — уже 15 мая Владимир Путин заявил, что рассчитывает на заключение контракта на поставку 76-ти новейших истребителей Су-57 в ближайшее время. Причем речь идет о комплексной поставке таких самолетов, оснащенных современными авиационными средствами поражения и обеспеченных необходимой наземной инфраструктурой. То есть три авиационных полка, которые к 2028 году должны быть перевооружены на истребители пятого поколения, получат не только сами по себе самолеты как таковые, а уже подготовленные к бою машины — сел и полетел. Плюс должны быть оборудованы «заточенные» именно под новые «сушки» аэродромы, требования к которым несколько отличаются от других типов самолетов.

Надо полагать, что к этому времени обучение пройдут и сами летчики — летать на Су-57 тоже нужно уметь. И, скажем, нынешний выпускник Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (факультет истребительной авиации в городе Армавир) успеет пройти «обкатку» на истребителях четвертого поколения, а потом переучиться уже на «пятерку». Так что с кадрами проблем не будет — дело за самолетами. 

«Будут вам самолеты!», — примерно так можно объяснить смысл слов президента Объединенной авиационной корпорации (ОАК) Юрия Слюсаря, который сейчас заявил, что корпорация готова произвести 76 истребителей пятого поколения Су-57 к 2028 году. «У нас подготовлен процесс. Завод в Комсомольске-на-Амуре является одним из самых перевооруженных, там работает большое количество квалифицированных профессионалов. Мы такое количество с такими темпами, как поставил президент, безусловно, сделаем», — заверил Слюсарь.

Ну, предполагаемые объемы производства Су-57, так скажем, невелики. 8 истребителей в год для такого крупного авиационного предприятия как КнААЗ, вполне перевариваемы. Здесь сейчас выпускают по 30 самолетов в год (потенциал — выше 40), а это истребители Су-35С, Су-35,Су-30, собирают гражданские самолеты Sukhoi Superjet 100. Да и платформа для производства Су-57 уже существует, опыт по сборке 10 таких машин имеется. Теоретически на заводе в Комсомольске-на-Амуре могли бы выдавать в два, а то и в три раза больше истребителей пятого поколения в год. Вероятно, что «резервная» поточная линия будет использована под выпуск экспортного варианта самолета — Россия активно продвигает Су-57Э на мировой рынок вооружений. 

В ограничении выпуска Су-57 есть несколько причин. Первая — в цене. Сумма контракта по производству 76 истребителей составит порядка 170 миллиардов рублей (по 2,2 млрд. за единицу) и это с «выторгованной» Путиным у ОАК скидкой в 20 процентов. Дорого, особенно если учесть прочие многочисленные расходы на производство военной техники, и не только для нужд ВКС. Вторая — самой армии не нужно большее количество истребителей подобного класса.

— Пересаживать все авиационные полки на Су-57 как минимум не рационально, — считает военный эксперт Юрий Гаврилов. — Во-первых, у каждого из боевых истребителей есть свое предназначение и цели в воздушном бою. С задачами легкого истребителя не справится тяжелый и наоборот — они дополняют в небе друг друга, действуют в тандеме, что повышает боевую мощь. Соответственно и у Су-57 будет свое особое предназначение, а в одиночку он только потеряет свои особые качества. Во-вторых, на вооружении ВКС стоит немало истребителей, которые модернизированы до уровня «четыре два плюс» и являются уникальными в своем роде, даже не смотря на достаточно большой срок их эксплуатации и их однозначно рано еще списывать в утиль. Постоянно продолжается также обновление авиапарка новыми самолетами, теми же «сушками». В-третьих, идет разработка истребителей уже следующего поколения, которым вскоре потребуется своя ниша в воздушном строю и они будут постепенно вытеснять устаревающие модификации. Так что по заявленному количеству в 76 машин Су-57, не смотря на свою уникальность, на данном этапе для ВКС этого вполне достаточно. 

Аналогов Су-57 действительно нет, ближайшие конкуренты, в том числе американские F-22 Raptor, F-35 Lightning и китайский J-20, отстают по многим позициям. В частности и по вооружению. А оно у «сушки» просто убойное. Известно, что общая боевая нагрузка российского истребителя превышает 10 тонн. Не менее 1,5 из них составляет ракетное вооружение различных классов. У самолета есть 16 точек подвески, в том числе восемь во внутренних отсеках. На них крепятся и управляемые ракеты большой, средней и малой дальности и ракеты «воздух-поверхность», а также корректируемые авиабомбы. Всего для нового истребителя существует 14 типов различного нового высокоточного оружия — большей частью разработанного в корпорации «Тактическое ракетное вооружение». По своим характеристикам оно превосходит и своих предшественников, и лучшие зарубежные аналоги. 

О части ракетного вооружения Су-57 уже достаточно хорошо известно и их характеристики приблизительно озвучены, а вот новая ракета Х-74М2, которая сейчас известна как «Кинжал», до сих пор хранит свои тайны. Визуально эту ракету можно было видеть на подвесках Су-57 во время испытательных полетов, хотя ранее предполагалось, что использоваться этим тяжелым истребителем будет сверхзвуковая крылатая ракета Х-31 «Криптон». Гиперзвуковой «Кинжал», с его 4 Махами оказался предпочтительнее. При такой скорости ракета способна достичь цели в считанные секунды, что исключает возможность ее обнаружения РЛС самолета противника.

Помимо ракеты Х-74М2, у российского истребителя Су-57 есть еще целый «джентльменский набор» ракетного вооружения, которое превращает его в несокрушимую убойную силу. Из новинок — противорадиолокационная ракета Х-58УШК внутрифюзеляжного размещения. Это абсолютно новое изделие, не имеющее ничего общего со старой ракетой Х-58. Она в два раза короче, оснащена совершенно другой головкой самонаведения. 

Во внутренних бомбоотсеках Су-57 используются и новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности (РВВ-МД), средней и большой дальности (РВВ-СД, РВВ-БД). Эти ракеты отличают повышенная дальность, чувствительность, помехозащищенность, возможность обнаружения и захвата цели во время автономного полета. Максимальная дальность поражения цели — до 200 километров по дальности на высоте 25 километров. 

Добавим все же ложку дегтя в бочку меда истребителя Су-57. У российского истребителя пятого поколения есть своя «ахиллесова пята» — это его нынешний двигатель АЛ-41Ф1 (похожие сегодня устанавливаются и на истребитель Су-35С). Именно он снижает радиолокационную заметность самолета из-за тепловой отдачи. Уже разработан и даже испытан на Су-57 двигатель второго этапа, так называемое «Изделие 30», который оснащен плазменной системой зажигания и уменьшенной радиолокационной заметностью. Однако установка этих двигателей на серийные самолеты планируется в 2023—2025 годах. Поэтому в войска на первом этапе начнут поступать боевые самолеты со «старым» двигателем и лишь в последние 3−5 лет исполнения контракта по выпуску истребителей — с новыми. И это, получается, будут два совершенно разных самолета, первые из которых потом придется переоснащать.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация