ВЛ / Статьи

Одного «Триумфа» Эрдогану мало

+1
21-05-2019, 01:00...
1 016

Турция собирается участвовать в производстве ЗРС С-500 «Прометей» совместно с Россией 

Москва и Анкара могут начать совместное производство зенитных ракетных комплексов С-500 «Прометей», которые даже еще не начали поступать в российские Вооруженные силы. Такое заявление сделал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. 

На встрече с молодежью в Стамбуле, как сообщают турецкие СМИ, глава турецкого государства еще раз подтвердил, что, закупка у РФ систем С-400 является «свершившимся фактом», и «поставки по договору должны начаться в июле». Более того, по его словам, «после С-400 речь пойдет и о С-500, в том числе, их совместном производстве». 

На первый взгляд, ничего сенсационного в этой новости нет. Собственно, еще в марте Эрдоган объявил тему с С-400 закрытой. В том смысле, что Турция, как он тогда выразился, «ни в коем случае» не откажется от приобретения российских «Триумфов». Невзирая на серьезные разногласия с США по этому вопросу. И тогда же он не исключил, что в будущем может рассмотреть и варианты покупки следующего поколения зенитных ракетных систем — С-500. Якобы ранее у него даже был разговор об этом с российским президентом Владимиром Путиным. 

Однако сейчас Эрдоган заявляет не просто о желании приобрести более совершенные зенитно-ракетные комплексы, а о готовности своей страны к совместному производству «Прометеев». Это принципиально меняет дело. И по-настоящему озадачивает.

Ведь даже в случае с «Триумфами» речь по условиям контракта не идет о подобной кооперации. Только — о поставке турецкой стороне четырех дивизионов С-400 за 2,5 млрд. долларов. За счет, к слову, российского кредита. 

К тому же — существенная деталь: Турция хоть и является сейчас нашим партнером в Сирии, она еще и страна НАТО. И уже поэтому странно допускать ее к самым передовым нашим военным технологиям, которые мы еще только начали реализовывать для себя. 

Не будет ли такая «интеграция» большой стратегической ошибкой с нашей стороны? 

— Когда Эрдоган еще только начинал разговор о возможности закупок у нас систем С-400, он тоже предлагал производить их совместно на своей территории, — комментирует ситуацию член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан первого ранга в отставке Константин Сивков. — Такое условие выдвигалось. Тем не менее, обошлись без этого. Думаю, сейчас произойдет то же самое. 

С-500 — новейший зенитно-ракетный комплекс пятого поколения, обладающий уникальными характеристиками. Допускать Турцию к производству даже экспортной версии этого комплекса, даже какой-то составной его части, недопустимо.

Это страна, входящая в НАТО. К тому же, сегодня Турция с нами, завтра — не с нами. У нее нет четко выраженной линии на союз с Россией. Она ситуативно поддерживает с нами отношения, но в любой момент может переориентироваться. 

Примером тому является тот факт, что Анкара до сих пор не признала Крым российской территорией. Плюс, напомню, как недавно, во время очередного витка напряженности из-за украинской провокации в Керченском проливе турецкий фрегат находился в составе постоянной военно-морской группы НАТО в Черном море. 

Так что, я не думаю, что Анкаре будет предоставлена возможность в ближайшее время купить у нас С-500. 

«СП»: — Что значит, «в ближайшее время»? 

— Прежде всего, эти системы нужно будет довести до ума и начать поставки в наши Вооруженные силы. Нужно обязательно создать морскую версию С-500. Поскольку такой комплекс в составе корабельного соединения способен радикально изменить соотношение сил на море в нашу пользу. И потом только разработать экспортную версию, и лишь эту упрощенную версию уже поставлять. Естественно, она будет с ухудшенными — причем существенно — тактико-техническими характеристиками.

А то, что турецкий лидер сделал такое заявление, вполне объяснимо. Надо же Эрдогану поддерживать свой авторитет… 

«СП»: — Тогда как понимать недавнее заявление главы компании «Ростех» Сергея Чемезова, что Россия будет приветствовать желание Турции присоединиться к проекту по разработке российской зенитно-ракетной системы С-500? 

— Как то, что уровень партнерства может быть различным. Турецкой стороне, к примеру, может быть предоставлена возможность производить автомобильные покрышки для пусковой установки С-500. Или другие «некритические» элементы. Но, разумеется, электронику, ракеты, системы наведения и управления огнем им никто не передаст. Но есть другой аспект, который меня беспокоит. 

«СП»: — Какой? 

— Сегодня наша политическая элита, скажу честно, очень нестабильна. Внутренний ресурс поддержания стабильности в значительной степени исчерпан — как идеологический, так и политический. И в особенности — материальный. Некоторые поэтому пытаются найти способ каким-то образом заручиться поддержкой других стран на случай, если Москве станет все для них совсем некомфортно. 

В этом контексте надо рассматривать и разговоры о передаче Курильских островов Японии. 

И вариант с С-500 и Турцией тоже. Вы же помните, как во времена Ельцина предательская элита России сдавала все наши секреты. Эти люди никуда не делись. Ряд из них по-прежнему у власти. Тут измена вполне может быть. И откровенная, и, так сказать, скрытая. Поэтому то, что давление нашего президента интенсивное в этом отношении, я не сомневаюсь. 

Соответственно, будут попытки и такого рода… Я имею в виду скандал с директором головного НИИ Роскосмоса Яскиным, который на днях сбежал из страны, узнав о масштабной проверке деятельности своего подразделения. Кто-то его выпустил за границу. А ведь директор такого НИИ обязательно носитель секретов. Причем, новейших наших секретов в сфере космических технологий. 

Если ФСБ знала, что у него рыльце в пуху и все равно допустила выезд, то у меня большой вопрос к нашей Федеральной службе безопасности.

«СП»: — Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин недавно признал, что в Роскосмосе «миллиарды воруют». Хотелось бы спросить: а кто позволяет? 

— Мне тоже хотелось бы на это получить ответ. И на то, как так получилось, что трое высокопоставленных офицера ФСБ «переплюнули» даже скандально известного полковника МВД Захарченко. У того 9 млрд. рублей изъяли, у этих — 12 млрд. 

Понимаете, вот эти люди должны охранять наши секреты, нашу национальную безопасность. Как они это делают — мы видим. 

Директор исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ», тюрколог Станислав Тарасов, в свою очередь, не исключает, что заявление Эрдогана, это, скорее, месседж определенного рода в сторону Вашингтона: 

— Дело в том, что турки все время находились в тисках условий, которые выставляли им американцы — да и другие страны НАТО — по поставкам вооружений. Многие виды вооружений Турция фактически не контролировала, но они присутствовали на её территории. Это касается, например, американских противоракетных комплексов Patriot. Ведь Вашингтон отказался продать Турции эти комплексы. 

Турция чувствовала свою уязвимость, зависимость от этих позиций. До определенного времени терпела — пока не осознала, что играет особую роль в регионе Ближнего Востока. 

Второй момент: турки, естественно, стали оказывать давление на Соединенные Штаты. Тем более что Россия предложила выгодный контракт по С-400. Действительно, в контракте по продаже этой ЗРС, нет пункта, оговаривающего совместное производство комплексов в будущем. Однако на уровне устных переговоров, которые ведутся между военными ведомствами и военно-промышленными комплексами двух стран, тема муссируется. И, собственно говоря, не встречает отторжения со стороны России. 

Таким образом, Турция, с одной стороны, используя эту риторику, давит на США, требуя, чтобы в Вашингтоне ей дали хотя бы технологии по Patriot. С другой стороны, конечно, идет определенный торг. Американцы по всем признакам эту партию проигрывают.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация