ВЛ / Статьи

Путин и Трамп обсудят новый «Карибский кризис», что зреет в Персидском заливе

0
15-05-2019, 01:00...
723

Помпео летит в Сочи готовить переговоры двух президентов, которые через месяц могут пройти в Японии

Госсекретарь США Майк Помпео отменил свою поездку в Москву. Вместо российской столицы он посетит Брюссель, где проведет переговоры по Ирану. Об этом 13 мая сообщил Reuters со ссылкой на Госдепартамент. 

Зачем Помпео так срочно понадобилось лететь в Брюссель? Видимо, Вашингтон хочет заручиться поддержкой европейских союзников, прежде чем приступать к решительным действиям против Тегерана. 

Ранее, напомним, советник президента Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон сообщил, что США отправляют к берегам Ирана авианосную ударную группу во главе с «Авраамом Линкольном» и группу бомбардировщиков. В ответ командующий воздушно-космическими силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Амир Али Хаджизаде пригрозил США «ударом в голову». 

Словом, заваривается каша. Тем не менее, европейский визит Помпео будет кратким. «Сверив часы» в Брюсселе, госсекретарь все же поедет в Россию — но не в Москву, а в Сочи. Там сейчас находится практически все российское правительство. Между тем, отмененная московская часть этого визита Помпео в РФ включала в себя всего лишь встречу со своими дипломатами в посольстве США, а также возложение венка к могиле Неизвестного солдата. Вычеркнув эти мероприятия из графика, госсекретарь не упустил ничего важного.

В Сочи у Майка Помпео запланированы переговоры с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Позже стало известно, что госсекретарь США может встретиться и с президентом Владимиром Путиным. 

Все это означает, что Штаты начинают «большой политический покер». В центре этой игры — крупный торг вокруг Ирана. И для нас главное — что может выторговать Россия

Традиционно главная угроза в адрес США со стороны Ирана — это удар по Израилю. Тегеран для этого может активизировать отряды «Хезболлы», что американцам совершенно не на руку. Со своей стороны, Россия сейчас располагает серьезным воинским контингентом на границах с Израилем. А именно — в Сирии. По просьбе ООН, российская военная полиция патрулирует линию «Браво». Тем самым мы содействуем возвращению Голанских высот под контроль и обеспечиваем безопасность в этой зоне. Вдоль линии «Браво» российские военные полицейские уже оборудовали шесть постов с укрытиями и огневыми точками. 

Майк Помпео может предложить Путину размен: мы убеждаем Иран не наносить удар по Израилю. А взамен США развязывают нам руки в Сирии. 

Но возможно в переговорной повестке Помпео есть и другой важный пункт: подготовка официальной встречи Путин-Трамп. C 28 по 29 июня в Осаке пройдет cаммит G20, на котором президенты России и США окажутся за одним столом. Это удобный момент, чтобы организовать переговоры двух лидеров. 

Симптоматично, что 3 мая Дональд Трамп провел телефонный разговор с Владимиром Путиным. По сути, Трамп лично прервал многомесячную паузу в российско-американском диалоге на высшем уровне. Предельно широкая повестка включала в себя обсуждение ситуации в Венесуэле, на Украине, на Корейском полуострове, перспектив заключения ядерного соглашения между США, Россией и Китаем, а также путей увеличения объема российско-американской торговли. 

По мнению экспертов, после того как спецпрокурор Роберт Мюллер не выявил сговора Трампа с Кремлем, хозяин Белого дома пытается улучшить отношения с Россией. И прежде всего потому, что считает главными угрозами Иран и Китай. 

Что может получить Россия в ходе наметившегося «большого покера»? Возможны ли позитивные сдвиги в российско-американских отношениях? 

— Главный смысл визита Помпео в Россию — это обсуждение Ирана, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Разговоры про Сирию, Венесуэлу и Украину — дымовая завеса для отвода глаз. Чтобы российской стороне бросить кость — мол, мы и другие вопросы готовы обсуждать. 

Дело в том, что отдельно Иран вообще не является, с точки зрения Москвы, темой для обсуждения с США. Иран — третья страна, самостоятельная в принимаемых решениях. Что ее обсуждать? 

Американцы, замечу, все время пытаются с нами обсуждать еще и Китай. И мы все время даем понять, что без присутствия Китая никаких переговоров вести не будем. В отношении Ирана, я считаю, нам нужно занимать такую же позицию. 

«СП»: — Почему Помпео экстренно понадобилось слетать в Брюссель? 

— Тегеран в начале мая сделал важное заявление. Иран прекратил выполнение части обязательств по ядерной сделке. И пригрозил пойти на более жесткие меры, если в течение 60 дней его требования не будут выполнены. Речь идет о снятии с Тегерана ограничений на продажу нефти и отмене банковских санкций. 

Главным адресатом иранского послания стали европейцы. Они обещали создать механизм, нейтрализующий санкции США. Санкции американцы ввели после того, как год назад вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), который был призван урегулировать иранскую ядерную проблему.

США, напомню, перебросили к берегам Ирана авианосную группу. И теперь хотят убедить европейцев компенсационный механизм не создавать. И Россию — участницу СВПД — убедить такой механизм не создавать. 

Если мы такой механизм создадим, США будут грозить военной акцией против Ирана. 

«СП»: — Что делать Кремлю в такой ситуации? 

— Я считаю, нам не надо поддаваться на шантаж Вашингтона. Хотят американцы военную акцию — пусть проводят. 

Понимаете, сейчас в мире такая ситуация, что должен произойти мощный политический кризис. Кризис, сопоставимый с Карибским — который изменит весь международный ландшафт. США где-то должны «проколоться». Будет это с Северной Кореей, с Ираном или с нами? Где-то они должны получить по мозгам? 

И сейчас вызревает важный момент. США могут «блефануть» — с точки зрения применения против Ирана военной силы. А могут пойти на какое-то ее применение. И получить достойный отпор. 

Тогда образ американской империи, довлеющей над миром, исчезнет. Международная сила США посыплется — однополярный мир рухнет. Это важнейший момент в мировой истории. 

И что же — в такой момент мы будем подыгрывать США? Нам, наоборот, надо содействовать, чтобы эта империя быстрее рухнула. 

Ну, хотят США столкнуться с Ираном… Да ради бога! Китай Ирану поможет, мы поможем. Американцы в этом случае обречены на поражение. Весь их блеф будет раскрыт. 

«СП»: — И мы будем содействовать этому? 

— В России, как я не раз говорил, очень сильное произраильское лобби. И это лобби, возможно, толкает Кремль к тому, чтобы Иран сдать. Здесь российская общественность должна держать ухо востро. 

Нашим властям, начиная со времен Горбачева, никогда нельзя доверять. Они всегда могут выкинуть любой фортель против собственной страны. 

Наши власти, напомню, развалили Советский Союз и сдали всех союзников. А потом пытались то заключить невыгодные для нас соглашения по контролю за вооружениями. То поднимали тему передачи Японии Курильских островов. То заняли двойственную позицию по Донбассу. 

Есть много моментов, которые не позволяют полагаться на устойчивость российских властей. И надо внимательно следить: что они собираются делать в отношении Ирана? Пойдут ли на поводу у произраильского лобби, или нет? 

«СП»: — Помпео может предложить Путину какой-то размен? 

— Американцы действительно могут нам что-то посулить. Но это будет — как с расширением НАТО на Восток. То есть, сначала посулят, а потом «кинут». Даже если США подпишут какой-то документ — все равно «кинут». 

Напомню, в свое время в Совете Россия-НАТО была принята декларация, в которой блок обязывался не размещать существенные военные силы на границах с Россией. И что же? Мы видим, что эти силы неуклонно наращиваются.

США, повторюсь, совершенно нельзя доверять. И решения нам надо продавливать собственные. Тем более, сама жизнь заставит американцев пойти на уступки. А вот когда США пойдут на уступки, сделают какие-то конкретные шаги — тогда и мы можем пойти навстречу. 

Но сейчас мы ведем себя, как подмастерья США: где выгодно американцам — там мы их поддерживаем. А где невыгодно — ничего не предпринимаем. 

«СП»: — Состоится ли встреча Путина и Трампа на предстоящем саммите «двадцатке» в Японии? 

— Такая встреча — вопрос, на мой взгляд, не первостепенный. Это российская прозападная пресса раздувает: будет ли встреча, не будет? А какой смысл во встрече, если на ней ничего не будет решено? 

Смысл здесь, с точки зрения США, такой: мы согласились на встречу — Россия должна пройти на уступки. И вот наши прозападные комментаторы ликуют: да, возможна встреча, нам чуть не штаны нужно снять ради нее. 

Я же думаю, что встреча не имеет значения. Во времена Великой Отечественной войны важнейшие вопросы решались без личного контакта глав трех держав антигитлеровской коалиции. За войну они встретились всего дважды: в Тегеране в 1943-м и в Ялте в 1945-м. Да, еще в 1942-м Черчилль на встречу со Сталиным в Москву прилетал. А так вопросы решались при помощи спецпосланников или министров иностранных дел. 

Словом, встречи в верхах — формальный атрибут. И ради этого атрибута идти на уступки США нам явно не стоит.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация