ВЛ / Статьи

«Крот» для Батьки: Зачем Лукашенко натравил свой КГБ на ФСБ России

+1
7-05-2019, 02:00...
1 195

Аресты в Белоруссии больше похожи на политическое шоу, чем на борьбу с коррупцией

По меркам самой Белоруссии событие из ряда вон выходящее — арест заместителя госсекретаря Совбеза Андрея Втюрина и генерального директора «Белтелекома» Сергея Сиводедова наделал немало шума и стал поводом для обсуждения и высказывания всевозможных предположений о том, что за этим последует. Официальных разъяснений не последовало, кроме того, что стало известно об указе президента Александра Лукашенко еще от 24 апреля (об аресте было объявлено 3 мая) об освобождении от должности Втюрина «за проступки дискредитирующие звания военнослужащего», выразившиеся в получении 148 тысяч долларов от некой российской компании за продвижение ее интересов в Белоруссии. Сиводедову предъявлено обвинение в получении взятки в 15 тысяч евро «за содействие в поставках телекоммуникационного оборудования» — тоже от некоего россиянина. 

В общем, вполне закономерно во всей этой истории прослеживается «российский след», что активно обсуждается сейчас в белорусском сообществе. Помимо прочего бывшему начальнику охраны президента Белоруссии Андрею Втюрину приписывают подготовку убийства Лукашенко и организацию переворота власти. Ну и (как без этого?) указывают на его тесное сотрудничество с российским ФСБ и почему-то еще с ФСО (Федеральная служба охраны, которая занимается обеспечением безопасности высших должностных лиц РФ). Втюрина, который почти 20 лет проработал в Службе безопасности президента Белоруссии и был вхож в семью Лукашенко, поспешили назвать «кротом» и иностранным агентом. При этом в самих силовых структурах Белоруссии почему-то уверены, что Втюрин не являлся классическим шпионом, завербованным или внедренным агентом, а передача информации входила в его «штатные» обязанности, до этого этим занимался его предшественник.

— Контакты служб безопасности России и Белоруссии, где сохранилась аббревиатура КГБ, никогда не прекращались, точно также как и в военном сотрудничестве, по линии разведки, — говорит историк спецслужб Анатолий Прокопьев. — Надо понимать, что у нас помимо прочего с Белоруссией Союзное государство, в котором есть единые органы управления. И если в вопросах экономики существуют некоторые разногласия, то по линии спецслужб существует полное понимание и взаимодействие. Шпионить друг за другом нет никакого смысла, а уж тем более внедрять каких-то агентов. Так что обвинение в адрес Андрея Втюрина в его якобы «шпионской» деятельности как минимум абсурдно, тем боле что известно, что он не является профессиональным разведчиком и в штате ФСБ точно не состоит. Собственно, и сам президент Александр Лукашенко таких обвинений в его адрес не высказывает.

Еще одна из версий причин нынешних арестов в Белоруссии — такая маленькая месть Лукашенко за нефтяной конфликт с Россией, неуступчивость Путина в ценовой политике. Но если устранение гендиректора «Белтелекома» Сергея Сиводедова за такую символичную даже для Белоруссии сумму взятки (немногим более миллиона рублей), еще хоть как-то можно объяснить — «Белтелеком» является крупнейшим оператором электросвязи и транслирует на республику все основные российские телеканалы, то вот с Андреем Втюриным не все понятно. Он всегда считался доверенным лицом Лукашенко и даже если попался на взятке, то мог бы избежать публичной порки. Тем более, что Москве сам факт его ареста по большому счету мало интересен — своих казнокрадов в полковничьих погонах хватает. И если Путин пошел на уступку и отозвал из Минска своего посла в Белоруссии Михаила Бабича, который по мнению Лукашенко «зарвался», то про фамилию «охранника» Втюрина он даже вряд ли слышал. 

Сейчас в Белоруссии, да и не только в ней, любые шаги и поступки Александра Лукашенко рассматривают через призму грядущих выборов. В Минске считают, что Бацька может решиться пойти на седьмой уже срок, а для этого будет искать поводы для повышения своего рейтинга. Борьба с коррупцией в стране тоже в этом списке.

— В последнее время кампания борьбы с коррупцией усилена, потому что не очень-то хорошо в экономике обстоят дела, — цитируем слова политического обозревателя информационной компании «БелаПАН» Александра Класковского. — А уже наклевываются очередные президентские выборы. Поэтому не исключено, что дела Втюрина и Сиводедова просто пройдут как очередной этап борьбы с коррупцией. Некоторые источники утверждают, что на самом деле того же Втюрина задержали за то, что он имел слишком тесные связи с российскими спецслужбами. Даже если предположить, что под этой конспирологией есть какая-то реальная почка, то, наверное, белорусское руководство не заинтересовано афишировать, что вот щупальца российских спецслужб проникли так далеко. 

Еще в середине апреля Лукашенко заявил, что аресты коррупционеров будут продолжены. «Не надо страдать, что „Лукашенко пересажал". Ведите себя нормально, не крадите у людей, не воруйте у государства», — сообщил он во время своего выступления с посланием народу и национальному собранию. Вероятно, что нынешним арестом «агента ФСБ» Втюрина Лукашенко решил показать, что не будет щадить даже своих. 

— Кейс арестованного за взятку в 148 тысяч долларов полковника Андрея Втюрина выглядит для СМИ таинственным и загадочным, — высказал «Свободной прессе» свою точку зрения на происходящее в Белоруссии политолог Александр Зимовский, проливая свет на происходящее. — На руку авторам разных версий играет «российское» происхождение Втюрина, мол, в Пензе родился, в Саратове учился. На самом-то деле происхождение его не российское, а самое что ни на есть советское, как у любого, родившегося в семидесятые годы прошлого века. 

С шести лет Андрей Втюрин жил в Минске, где отец «суперагента» служил командиром 362-го оперативного полка МВД СССР. Потом Андрей ходил в школу в минском микрорайоне Грушевка, после десятого класса поступил в 1988 году в Саратовское высшее командное училище, опять-таки, МВД СССР. По стопам отца, военная династия, достойно уважения, фактура бумаги… плотность… Ажур! И после окончания училища, в 1992 году — распределение в Минск, что логично. Не в Магадан же ему было ехать, периметр зоны топтать. 

В Минске лейтенант Втюрин принял под командование взвод в первом батальоне спецназа белорусской в/ч № 3214. Одним из первых в Белоруссии прошел успешные испытания на краповый берет. И в 1995 году его берут в президентскую охрану. Официальное название Служба безопасности президента Республики Беларусь (СБП). Был Втюрин взводным, стал адъютантом (президентские охранники называются адъютанты и старшие адъютанты, это те, которые несут службу личной охраны, то есть постоянно находятся при «теле»). 

Служил он хорошо, своевременно получал производство в следующий чин, несколько лет возглавлял личную охрану руководителя республики, затем стал начальником СБП. Никаких самостоятельных заграничных контактов Втюрин иметь не мог, если и выезжал за пределы Белоруссии, то лишь вместе с Лукашенко. Если поискать примеры совместной работы белорусов и россиян, в которой мог принимать участие Втюрин, то можно вспомнить организацию побега бывшего президента Киргизии Бакиева. 

Вообще же любая заграничная поездка лидера любого государства подразумевает, что его охрана будет контактировать с коллегами в принимающей стране. Поэтому в деле, по которому сейчас поведут Втюрина, можно смело писать: «контактировал со спецслужбами…» и далее сочинять впечатляющий список. Вот я сейчас вам скажу, что Втюрина часто видели в резиденции Путина «Бочаров ручей» в Сочи. И это будет чистой правдой. Правда, в «Бочаровом ручье» так же часто видели с Втюриным и Лукашенко. То есть одного без другого не бывает, служба такая.

Освобождая Втюрина от должности начальника СБП, Лукашенко произнёс странную фразу: «У меня масса вопросов к Службе безопасности президента». Странную, если не сказать больше. Здесь следует подчеркнуть, что сам Лукашенко является горячим противником того, что называется «коржаковщина». Средний срок пребывания начальника СБП в должности — два года (за 25 лет их сменилось 12 человек). Полковник Втюрин удержался дольше остальных, так что могу со знанием дела заявить о хорошей психологической совместимости охранника и «объекта». 

Ну, а когда там котёнок между ними пробежал — неизвестно. Известно только, что штанов с лампасами Втюрин так и не дождался, хотя его последняя должность такое развитие событий предусматривала: заместитель государственного секретаря Совета Безопасности Белоруссии это хорошая аппаратная позиция, и необременительная. Синекура, в общем. Зачем он взял деньги, даже по белорусским меркам плёвые? Кто ж его знает, деньги лишними не бывают, это понятно. Но резидент разведки какой-то неназванной державы, принявший конверт у какого-то коммерса, выглядит как человек, берущий на выставке в Манеже батон с взрывчаткой у мужчины с чемоданом. То есть как пародия на плохой детектив. 

Да и вообще несколько удивительно, как это полковник спецназа и краповый берет не завалил при своём задержании пару-тройку человек, которые пришли его винтить, и не ушёл в сторону государственной границы. Именно это сейчас широко обсуждается среди бывших сослуживцев Андрея Втюрина. А совсем не его предполагаемая связь с иностранной разведкой.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация