ВЛ / Статьи

Раскрыта тайна F-35: Американского «невидимку» изобрели в СССР

+12
4-05-2019, 02:00...
4 104
 
 

Истребители пятого поколения США наконец-то попробовали в бою

Истребителям пятого поколения F-35A Lightning II («Молния») наконец-то нашли боевое применение — два боевых самолета американских ВВС в рамках операции «Непоколебимая решимость» нанесли воздушный удар по горному району Хамрин вблизи иракского города Вади-Ашаю в поддержку действий объединенной оперативной группы в Ираке. 

Американские военные особо подчеркнули, что это было первое боевое применение подобного типа самолетов. При этом ранее, в сентябре 2018 года, сообщалось, что группа F-35 В (палубного базирования) нанесла удар по позициям группировки «Талибан"* в Афганистане, тогда же подчеркивалось, что эти самолеты совершили более ста боевых вылетов в Афганистан, Ирак и Сирию. Сейчас выяснилось, что первый именно боевой вылет произошел только 30 апреля 2019 года. Можно еще вспомнить первое применение F-35 израильскими ВВС при нанесении ударов ракетами «воздух-земля» в Сирии в мае 2018 года. Впрочем, после авиапроисшествия с этим самолетом, который, по версии Израиля, был «поражен» во время полета птицей, а по мнению ряда иностранных СМИ зенитным ракетным комплексом С-200 российского производства, боевое применение F-35 приостановили. 

Результаты боевого применения F-35, мягко говоря, достаточно сомнительны. Подробного отчета по действиям этих самолетов как в Афганистане, так и сейчас в Ираке, не представлено — остается верить на слово американским военным пиарщикам. Некоторое удивление оставляет и задействование подобного типа самолетов, позиционируемых как истребители пятого поколения, при выполнении боевых задач, с которыми мог бы справиться и, например, стратегический бомбардировщик В-52 (талибы утверждают, что сбили такой в апреле нынешнего года в провинции Гильменд из ПЗРК американского производства). А тут хваленый и «всепроникающий» F-35 обрушивает бомбы на тоннели в горном районе. При полном отсутствии противодействия средств ПВО и авиации противника. То есть прилетел — отбомбился и улетел. Никто, правда, этого не видел, что не мудрено, ведь самолет-то «невидимка».

К слову о невидимости, вернее о технологии стелс, используемой при строительстве целой серии американских самолетов, начиная от F-117, F-22 и нынешнего «хозяина неба» F-35, которая была, как выяснилось, позаимствована конструкторами Lockheed Martin у… советских ученых. И это совсем не шутка — американские самолеты стали невидимыми благодаря расчетам и схемам моделирования Петра Уфимцева, который описал компьютерный алгоритм, способный подсчитать эффективную площадь рассеивания для любого самолета. Молодой московский ученый вывел формулу, следуя которой, при соблюдении некоторых геометрических ограничений в форме самолета, параметры видимости на экранах радаров можно снизить практически до нуля. 

Исследования Уфимцева, признанные в СССР несекретными, были опубликованы в издательстве «Советское радио» еще в 1962 году небольшим тиражом и скучно назывались «Метод краевых волн в физической теории дифракции». Формулы ученого не привлекли особого внимания в своем Отечестве, где ставка делалась в большей степени на скорость и мощность, чем малозаметность, зато спустя годы были внимательно изучены в США. Именно расчеты Уфимцева легли в основу создания и применения технологии «стелс», которая сейчас считается основным фактором могущества американских ВВС. А дома Петра Яковлевича Уфимцева, с его разработками в области дифракции электромагнитных волн, не оценили. Ученый был удостоен Госпремии в области науки за ряд разработок и исследований, да и в США, где благодаря ему появилась технология малозаметности самолетов, он был награжден лишь Груммановской медалью за вклад в научные разработки. Лавры «человека-стелс», который участвовал и в разработке стратегического бомбардировщика В-2, с теми же элементами малозаметности, ушли к американским конструкторам. 

«Русский след» в создании технологий «стелс» всплыл именно на фоне обсуждения невидимости американских истребителей пятого поколения F-35 и его пока еще летающего предшественника F-22 Raptor. «Глобальное превосходство США в воздушном пространстве основывается на их „невидимых" самолетах. Радар противника не сможет определить местоположение истребителей F-22 и F-35. Первый прототип самолета-невидимки летает более 40 лет. А научную базу для его создания предоставил именно россиянин», — пишет немецкий журнал Stern. Но так ли совершенны эти технологии, которые могли считаться «прорывными» технологиями еще несколько десятков лет назад? Насколько же невидим современный «самолет-невидимка»?

— К любому сейфу есть своя отмычка. Подобное утверждение применимо и к боевым качествам самолета, ведь все, что создано руками одного человека, может быть уничтожено другим, — говорит авиационный эксперт Юрий Гаврилов. — И технологии «стелс», как бы их не превозносили американцы, имеют свое противодействие. Помните иронию сербов, которые сбили из достаточно старого зенитного ракетного комплекса С-125 в марте 1999 года американский бомбардировщик F-117? «Извините, мы не знали, что он невидимый», — шутили в Белграде. Буквально через месяц с небольшим там же был обнаружен и поражен еще один «невидимка», которому удалось вернуться на свою базу. Из более ранних историй можно вспомнить и сбитый над территорией Советского Союза самолет-разведчик U-2, который был покрыт радиопоглощающей краской и имел эффективную площадь рассеяния. И вот уже сейчас российский Су-35 ловит в прицел американский F-22 в небе Сирии, заснимает его на пленку и уходит в сторону, все-таки какой-никакой, а союзник, хотя и мог быть уничтожен при соответствующей команде. И где тут невидимость? Реальные качества самолета могут проявиться лишь в реальном воздушном бою, где смогут выявиться превосходства тех или иных технологий. Без этого — пустая бравада, не подтвержденная конкретикой. Американцы сейчас прячут свои «самолеты-невидимки» от реальных боевых условий, испытывают лишь в полигонных действиях, не подставляя под воздействие сил ПВО, а уж тем более не допуская реального воздушного боя. 

Как отмечает уже упомянутое немецкое издание Stern, «в последние годы проявляются признаки того, что эра невидимых самолетов может подойти к концу». Эксперты считают, что технология «стелс» поглощает лишь радиолокационное излучение обычных радиолокационных станций. То есть невидимый все-таки очень даже видим, а иллюзия «самолетов-невидимок» может столкнуться с разочаровывающей реальностью. Особый фактор здесь — средства РЭБ, которые способны просто «ослепить» всю электронную начинку истребителя и сделать его беспомощным, «зависшим» компьютером без возможности перезагрузки.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация