ВЛ / Статьи

Немцы и турки прихлопнут хваленый F-35, оказавшийся мыльным пузырем

+5
2-05-2019, 03:00...
4 169

От закупок американского «невидимки» отказываются даже партнеры по НАТО — самолет считают «сырым» и необоснованно дорогим

Американцы превзошли самих себя в рекламе своего истребителя пятого поколения Lockheed Martin F-35 Loghtning II («Молния II»), который с 2002 года разрабатывается в рамках международной программы и должен поступить на вооружение ВВС 11 стран, включая сами США. Самолету «невидимке», являющемуся истребителем-бомбардировщиком, приписывают невероятные боевые качества, в том числе «всепроникающую» роль в грядущих вооруженных конфликтах. Понятно, что каждый кулик свое болото хвалит, вот и президент Владимир Путин расхваливает новейший российский истребитель Су-57 как «лучший в мире военный самолет», однако на выходе F-35 оказался не столь уж и совершенен. 

Несмотря на то, что подобных самолетов выпущено более 380 машин (в том числе частично на итальянском авиационном заводе в Наваре), их репутация все еще остается довольно сомнительной.

Не лучшим образом повлияла на имидж самолета недавнее крушение F-35А 9 апреля 2019 года, когда истребитель ВВС Японии перестал выходить на связь и упал в океан (уцелевший фюзеляж до сих пор не найден). Ранее, в сентябре 2018 года, потерпел крушение F-35 В из состава 501-й учебной эскадрильи корпуса морской пехоты США в Южной Каролине. Пилот успел катапультироваться. Сопутствовала эксплуатации F-35 и череда аварий, в том числе с возгоранием двигателя. Неподтвержденным остался случай с поражением и повреждением F-35 ВВС Израиля в небе Сирии в конце 2017 года, который приписывают воздействию ракеты комплекса С-200 российского производства. Израильская сторона утверждает, что это было столкновение с птицей. 

По состоянию на январь 2018 года у самолета было выявлено 966 критических недостатков. 111 дефектов относятся к первой категории сложности (могут привести к гибели, тяжелой травме, профессиональным заболеваниям, а 855 — ко второй (неисправность отдельных элементов конструкции и бортовых систем). При этом чиновники Пентагона исправляли отчетность, занижая количество недостатков первой и второй категории нисколько не заботясь об улучшении окончательного инженерного проектирования.

Одним из критических недостатков F-35 является, например, и неисправность аварийной системы. При катапультировании пилота комплекс радиолокационного опознания не отправляет автоматический сигнал на радар наземного контроля и диспетчеры не получают информацию о происшествии. Еще один серьезный дефект обнаружился в системе управления вооружением — пилоты не могут подтвердить координаты наземной цели, что уменьшает эффективность и точность бомбометания. Эксперты полагают, что каждый отдельно взятый недостаток не препятствует эксплуатации самолета, однако в совокупности дефекты могут повлиять на безопасность полетов и «значительно увеличивают вероятность того, что воздушное судно не сможет выполнить требуемую миссию». 

Тем не менее, утверждается, в первую очередь американскими изданиями (например, National Interest), что F-35 является самым передовым в мире многоцелевым истребителем, а программа по его созданию признана одним из величайших технологических достижений и обеспечит мировой господство США в воздухе на десятилетия вперед. Издание Business Insider включило F-35 в список самых мощных вооружений стран НАТО. При этом именно партнеры по Североатлантическому альянсу весьма скептически относятся к навязываемой им военно-воздушной технике. 

«Взбунтовалась» Германия, которая отказалась от закупок F-35 и вызвала этим на себя поток резкой критики как со стороны Пентагона, так и производителей, компании Lockheed Martin. Ее вице-президент Джонатан Хойл высказался в том духе, что Берлин сделает «шаг назад», который помешает ей быть на одном уровне с ее партнерами по НАТО. При этом признал, что у Германии самый большой оборонный бюджет в альянсе, но отказавшись от истребителей пятого поколения, она уже не будет соответствовать другим странам, работающим с этими самолетами. Откреститься от американского истребителя F-35 пытаются также Великобритания и Италия, несмотря на то, что у этих стран есть уже некоторое количество подобных самолетов (15 и 10 соответственно), а в планах закупок Лондона значилось приобретение 138 таких воздушных машин, а Рим был готов закупить 120 F-35 разных модификаций. Вероятно, что их программы перевооружений будут свернуты. Турция также спокойно отреагировала на шантаж Вашингтона, который пригрозил отказом в поставках F-35 за приобретение Анкарой российских ЗРС С-400: «У нас есть альтернативы». Мало того, Эрдоган заявил, что в случае исключения Анкары из американской программы создания и приобретения истребителей F-35 проект США «обречён на полный провал». 

Германия, отказываясь от американских F-35, продолжает проводить совместные с Францией разработки нового истребителя по системе FCAS (Future Combat Air System — «Воздушная боевая система будущего»), который претендует уже на шестое поколение боевых самолетов. Изначально в этом проекте участвовала и Великобритания, вынужденная приостановить своё участие в нем из-за пресловутого Brexit. Очевидно, что германо-французский тандем по созданию нового боевого самолета направлен на дальнейшую интеграцию промышленных возможностей в сфере ВПК с целью достижения стратегической независимости от США. Приобретение F-35 в эту схему не вписывается.

Великобритания готова отказаться от американских истребителей F-35 из-за нехватки средств в бюджете оборонного ведомства страны. Этой же проблемой озадачена и Италия, где устами министра обороны Элизабетты Трента было заявлено о необходимости более детально разобраться с пунктами контракта 2012 года на покупку истребителей на сумму в 14 миллиардов евро. Дорогой получается американская «игрушка» для Европы, тем более что приобретение F-35 повлечет за собой еще и создание новой инфраструктуры радиолокационных средств, совместимых с истребителем иных пилотных и беспилотных средств. Не исключено, что и Япония может свернуть программу закупок американских самолетов, по крайней мере, после недавней катастрофы все полеты F-35 приостановлены до выяснения причин аварии. К тому же Токио строит большие планы в отношении собственного истребителя пятого поколения Mitsubishi F-3, который может появиться уже в 2023 году. 

Такие «потери» в продажах F-35 могут стоить США замораживанию всей программы производства этих боевых самолетов, которые к тому же далеки от совершенства. Среди основных покупателей останутся Израиль (планируется закупить 75 машин), Австралия (100 шт.), Норвегия (52 шт.), Нидерланды (37 шт.), в небольших количествах Дания и Бельгия. Причем, это все прогнозируемые цифры, которые могут существенно измениться в сторону уменьшения. В итоге для американцев F-35 останется самолетом для внутреннего потребления, как это было, например, с F-22 Raptor, который на экспорт не поставлялся, а его производство, длившееся 14 лет, было полностью свернуто в 2011 году.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация