ВЛ / Статьи

Сбитый F-117: Как потратить $ 3 трлн. за методичку стоимостью 10 копеек

+3
3-04-2019, 02:00...
1 252

Средства ПВО развиваются быстрее, чем снижается заметность стелс-истребителей

20 лет назад, 27 марта 1999 года, близ сербской деревни Буджановцы в 40 км к западу от Белграда ПВО Югославии сбили американский сверхсекретный самолёт-невидимку F-117A Night Haw («Ночной ястреб»). Об этой истории написано достаточно много и подробно, поэтому нет особой необходимости повторяться. В то же время отметим, что «Ночной ястреб» разрабатывался специально для уничтожения советской системы ПВО, чтобы открыть небо для остальных бомбардировщиков ВВС США. 

В те годы, когда США праздновали победу в холодной войне, F-117 пользовался огромной популярностью у американцев за его зловещий внешний вид, а благодаря пропаганде «Ночного ястреба» американцы свято верили в свою непобедимость в сражениях с любым врагом. 

Кто не знает: разработчиком концепции самолетов-невидимок был молодой советский ученый Петр Уфимцев, который в 1962 году опубликовал методичку «Метод краевых волн в физической теории дифракции». В ней приводился расчет радиолокационного сечения объектов, в том числе, насколько они видимы на радаре.

Как пишет National Interest, Пентагон выразил заочно огромную признательность Уфимцову, и в 1970-х годах Lockheed Martin начал работать над проектом Have Blue по созданию самолета с наименьшим радиолокационным поперечным сечением. Кстати, десятилетие спустя — в 1990 году, американцы «перекупили» автора методички, предложив ему сотрудничество с военно-промышленной компанией Northrop Grumman. 

Но разработанный штурмовик F-117 оказался слишком сложным в управлении, что и было главной причиной дезориентации летчиков. Конструкция лайнера была аэродинамически нестабильной и, как следствие, перегружена аппаратными системами. После многочисленных доводок «Ночной ястреб» имел фантастический по тем временам ценник — $ 111 млн. за самолет. 

Для придания визуальной невидимости (не только на радарах) F-117 покрасили в черный цвет и сделали ночным самолетом. В его отсеках могли поместиться две 900-кг бомбы с лазерным наведением. Вскоре компания Lockheed Martin попыталась продавить более модернизированную версию «Ночного ястреба», оснастив самолет мощными двигателями F414, что позволило увеличить в два раза полезную нагрузку, включая ракеты «воздух-воздух». Но Пентагон достаточно жестко ответил отказом. 

Военное применение F-117 не заладилось с самого начало. Бомбежку террористов в Ливане в качестве акции возмездия за уничтожение 220 морпехов в 1983 году в бейрутских казармах отменили за 45 минут. Что-то пошло не так в Панаме в 1989 году во время удара «Ночного ястреба» по базе лидера повстанцев Мануэля Норьеги. Летчики попутали цели, поубивав мирных жителей.

Звездный час F-117 пробил во время операции «Буря в пустыне», когда вылеты «Ночных ястребов» нанесли невосполнимый ущерб всей системе ПВО иракской армии, тем самым создав преимущество в воздухе. Вашингтон поспешил назвать этот самолет «неуязвимой платформой». В то же время доклад ВВС США свидетельствует, что точность попадания не превышала 60%, несмотря на то, что никто летчикам не мешал. 

Однако перехват сербами «летающего крыла» в Югославии оказал эффект холодного душа на генералов Пентагона. Дальнейшие результаты расследования показали: расчет югославского ПВО обнаружил F-117 на своих устаревших радарах комплекса С-125, хотя разработчики утверждали, что «это невозможно».

Сбитый «Ночной ястреб» ударился о землю на низкой скорости, в результате чего корпус, оказавшись в значительной степени неповрежденным, был предоставлен российским специалистам для изучения, в том числе «стелс-технологий». 

Стало также известно как минимум об одном случае, когда в небе Югославии F-117 был атакован МиГ-29. От неминуемой гибели «Ночного Ястреба» спас сопровождающий его истребитель F-16, который перехватил ракету «воздух-воздух». Появилась даже сербская шутка — «мы не знали, что это невидимка». Уже тогда эксперты успех «Ночного ястреба» в Ираке стали объяснять не чудо техникой, а непрофессиональными действиями местной ПВО. 

Как раз в это время в ПВО России стали поступать более эффективные комплексы «Бук», С-300ПУ-1, С-300 В и С-300ПУ-2. Будь в то время они у сербов, не факт, что янки смогли бы безнаказанно бомбить Югославию. 

Еще одним разочарованием американцев стала неудачная попытка ликвидировать с помощью F-117 Саддама Хусейна 19 марта 2003 года, за день до начала второй войны с Ираком. И вот тогда в Пентагоне «Ночному ястребу» припомнили 7 катастроф из 64 выпущенных F-117, в результате которых погибли 3 пилота ВВС США. 

Итог тайных разбирательств был закономерен: в 2008 году «Ночной ястреб» был отправлен на «пенсию», как минимум на несколько лет раньше расчетного времени. Официальное объяснение прозвучало так: на смену F-117 пришел истребитель F-22 Raptor, который и быстрее, и мощнее, и даже менее видимый. 

Но, похоже, не без учета сербского инцидента с «Ночным ястребом» позже был прекращен выпуск и Raptor, как самолета, чья заоблачная стоимость не оправдывает функционала по преодолению любых ПВО. Еще одну ложку дегтя добавили иранцы, когда в 2011 году успешно сбили беспилотник-невидимку RQ-170, который по габаритам был меньше, чем «Ночной ястреб», и обладал радиолокационным сечением на уровне новейшего F-35 Lighting II. 

Напомним, иранская копия RQ-170 — БПЛА Shahed-171, в феврале 2018 года была перехвачена истребителями ВВС Израиля, после того, как аппарат несколько раз успешно уклонился от ракет-перехватчиков американских батарей Patriot. Это означало, что американские ноу-хау по снижению радиолокационной заметности стали известны противникам США.

Бросается в глаза, что F-22 и F-35 не применялись в серьезных миссиях, например, весной 2014 года в Крыму, когда полуостров еще не вошел в состав России. Кроме того, на американских истребителях 5-го поколения вдруг начали устанавливать ракеты-приманки, хотя изначально они не планировались. Мол, зачем, если машины не видны на радарах? 

Потом выяснилось: как и в случае с F-117, Raptor и Lighting II из разряда «невидимок» были переведены в малозаметные самолеты. 

Таким образом, за прошедшие 20 лет после перехвата сербскими зенитчиками хваленного «Ночного ястреба», российские средства ПВО развивались быстрее и эффективнее, чем американские стелс-технологии, концепция которой была опубликована в 1962 году. 

Безусловно, малозаметность играет свою роль в повышении живучести, тем не менее, огромные средства, потраченные на разработку F-22 и F-35, видимо, себя не оправдали. 

В серьезный бой «бриллиантовые» или «золотые» самолеты отправлять опасно — слишком дорого обойдутся потери. 

Ирония судьбы, однако, заключается в том, что США потратили, по меньшей мере, около $ 3 трлн., чтобы воплотить в железо идеи, опубликованные еще в 1962 году в методичке Петра Уфимцева стоимостью 10 копеек.




Комментарии:


  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация