ВЛ / Статьи

Первый пошел: Венгрия признала «трубу» Украины бесполезной

+2
24-03-2019, 00:00...
910

Будапешт договорился с «Газпромом» о поставках газа в обход «незалежной»

Венгрия получила от «Газпрома» гарантии на поставку газа в 2020 году в обход Украины в том случае, если Москве и Киеву не удастся прийти к соглашению по новому транзитному договору. Об этом после переговоров с руководителем российского концерна Алексеем Миллером заявил министр иностранных дел и торговли страны Питер Шиярто. 

«Сегодня глава „Газпрома" и я заключили соглашение относительно гарантий поставок в Венгрию природного газа независимо от того, будет ли заключено транзитное соглашение между Россией и Украиной», — приводятся его на сайте ведомства. 

Шиярто пояснил, что его страна сможет закупать часть российского газа через Австрию. Он также рассказал, что сейчас в газовых хранилищах Венгрии находится 6,3 миллиарда кубометров топлива, и что построенные резервуары смогут обеспечить газовые потребности государства в следующем году. 

При этом, по его словам, венгерское правительство уже со второй половины 2021 года рассчитывает на «Турецкий поток». 

«В нашем случае, чем больше трубопроводов — тем лучше. Для нас очень важны новые маршруты поставок, именно поэтому мы сотрудничаем с нашими болгарскими и сербскими коллегами. Мы уже неоднократно встречались для согласования графика работ», — заявил Шиярто в интервью телеканалу «Россия 24».

Днем ранее глава «Нафтогаза» Андрей Коболев рассказал о том, что «Газпром» начал уведомлять европейских покупателей газа о прекращении транзита через территорию Украины со следующего года. «Нафтогаз» готов к такому сценарию, сообщил он, хотя и считает его самым жестким из возможных. По словам Коболева, в этом случае, Украине понадобятся дополнительные три миллиарда кубометров газа, чтобы «пройти эту зиму». 

В то же время Коболев выразил надежду, что полное прекращение транзита не состоится из-за неготовности газопровода «Северный поток-2». 

В тот же день стало известно, что правительство Украины поручило руководству госкомпани сохранить транзит российского газа через территорию страны после 2019 года. 

В сообщении, опубликованом на сайте кабмина, говорится, что одним из основных показателей работы главы «Нафтогаза» станет обеспечение транзита природного газа через газотранспортную систему страны в государства-члены Евросоюза «путем создания необходимых юридических и технических предпосылок». 

Напомним, действующий договор между Россией и Украиной по транзиту газа в страны Европы истекает в конце года. Новое соглашение пока не заключено. При этом Москва и Киев проводят трехсторонние переговоры совместно с Еврокомиссией. 

В январе в Брюсселе состоялся второй раунд консультаций, однако, как и ожидалось, никаких конкретных договоренностей достигнуто не было. 

В то же время Еврокомиссия сделала Москве и Киеву предложение по будущему контракту, согласно которому он должен быть подписан на срок более 10 лет, а объемы газа обязаны быть «привлекательными», в том числе для инвесторов, которых будут приглашать для модернизации украинской ГТС. 

Позиция же «Газпрома» заключается в том, что привлекательной должна быть стоимость транзита, а в стране — сохраняться политическая стабильность. Кроме того, следует урегулировать все судебные споры между российской и украинской госкомпаниями. 

Следующие переговоры запланированы на май. 

О чем говорит соглашение с Венгрией? 

— Это говорит о том, что Венгрия больше не хочет зависеть от транзита через Украину, отношения с которой у неё сильно испорчены, — уверен доцент кафедры Зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев. 

— Она не хочет не замерзать зимой и зависеть от капризов непредсказуемого соседа. 

«СП»: — Как такой шаг оценят в Брюсселе? Поддержат ли или будут ставить палки в колеса? 

— В Брюсселе нервно относятся ко всем инициативам Венгрии по углублению сотрудничества с Россией. Потому сделают всё, чтобы сохранить часть украинского транзита, и оставить Венгрию «сидящей» на украинской транзитной игле. Хотя и разрешат венграм часть газа брать в других трубах. 

«СП»: — А что с другими странами? Будут ли они заключать такие же договора? И кто будет, а кто нет? 

— Очень интересен вопрос с Чехией и Словакией, которые теперь лишатся транзитного статуса. Но их Россия старается присоединить к «Северному потоку-2». Страны Южной Европы и Францию надо убедить в том, чтобы они проекту не мешали. И делать это должна Россия. Бесполезен диалог только с Польшей и Прибалтикой. А Чехия, Словакия, Словения могут и заключить… Для стран Южной Европы есть «Турецкий поток», его тоже надо продвигать…

«СП»: — Для Европы требования сохранить украинский транзит — вопрос исключительно политический? Или в нем есть экономические выгоды? 

— Это чистая политика, хотя и с элементами экономики. Надо заставить Россию хоть насколько-то содержать Украину. И надо поддержать украинские власти, раз уж ЕС так за них впрягся. В противном случае Евросоюзу придётся слишком много тратить на поддержание и содержание «своих людей» в Киеве. 

«СП»: — На что Киев может пойти ради сохранения транзита? 

— Боюсь, что на всё. Вплоть до новой войны как в Донбассе, так и на «АТО» в венгерских районах Закарпатья. И здесь Киев заговорит о том, что Россия и Венгрия стали агрессорами, а Европа должна встать на его сторону. 

«СП»: — А Венгрия? Будет молча смотреть? 

— Если будут убивать соплеменников — она поддержит их военным путём. Это в Киеве знают, и потому АТО в Берегово пока не затевают, ограничиваясь увеличением военной группировки в регионе, но не в самих венгерских районах. 

— Судьба украинского транзита зависит не от экономических факторов, а от развития отношений между Россией и ЕС, и в первую очередь от позиции Германии, — уверен политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин. 

— Пока складывается впечатление, что полностью отказаться от украинского транзита России не удастся. 

«СП»: — И как отреагирует Европа на решение Венгрии? 

— Разумеется, в Брюсселе особой радости этот шаг не вызовет. Хотя повлиять на данное решение ЕС не сможет. 

«СП»: — Венгрия — это первая ласточка? Последуют ли за ней остальные? 

— У венгерского руководства тесные связи с российской властью и плохие отношения с ЕС. Так что Венгрия, на мой взгляд, является особым случаем. Однако в Центральной Европе есть страны — Словакия, Чехия, Австрия, которые теоретически могли бы последовать венгерскому примеру. 

«СП»: — Глава «Нафтогаза» говорил, что они продадут ГТС к новому году, и «Газпрому» придется заключать договор с новыми владельцами. Она кому-то нужна? 

— Украинские власти хорошо понимают, что загрузка украинской газотранспортной системы зависит от того, насколько настойчиво ЕС будет добиваться сохранения украинского транзита. Поэтому они, конечно же, заинтересованы в том, чтобы передать украинскую ГТС европейским структурам. 

«СП»: — До конца контракта с Украиной чуть больше полугода. Хватит ли этого времени на полный ввод в работу новых трубопроводов и новых схем, как с Венгрией? 

— Трудно сказать, понадобится ли это. Мне кажется, что ЕС добьется сохранения транзита довольного большого объема газа через Украину. 

— Заключенное соглашение говорит о том, что «Газпром» формирует юридическую базу для поставки газа в обход Украины, — полагает украинский эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский. 

— Брюссель в данном случае никак не может отреагировать, это коммерческие вопросы отдельно взятого государства. Что же касается других стран, то что будет с ними — покажет время. Но тот факт, что имея юридические основания не только «Газпром», но и страны ЕС могут политически прессинговать Украину на заключение соглашения о транзите после 1 января 2020 года.

«СП»: — Тут чисто политика, или у Брюсселя есть экономические интересы в сохранении украинского транзита? 

— Есть и экономические. Во-первых, это поставки газа на Украину (реверсные из стран ЕС — авт.). Кто ж будет отказываться от дополнительной прибыли, перепродавая российский газ с наценкой? Во-вторых, это консорциум по управлению, который даст возможность получать доходы еще и от транзита по территории Украины. 

«СП»: — Есть ли у Киева шансы сохранить транзит? И сможет ли он продать свою ГТС? Нужна она кому? 

— Шанс есть всегда. Но я пока не вижу никаких действий, чтобы этот шанс реализовать. В первую очередь, речь идет о разделении «Нафтогаза» и создании оператора, который должен пройти сертификацию Еврокомиссии. 

Что касается продажи ГТС, то опять же, чтобы продать — надо сначала разделить. Но снять запрет на приватизацию в парламенте нереально. 

А «труба» нужна — но не вся. Участок «Уренгой-Помары-Ужгород» будет востребован точно.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация