ВЛ / Статьи

План Трампа: Разгром «Северного потока-2» назначен на декабрь

0
22-02-2019, 01:00...
1 256
 
 

Отмена в США закона Джонса сделает американский газ в Европе дешевле, чем у Газпрома

На прошедшей Мюнхенской конференции по безопасности вице-президент США и канцлер Германии поспорили о судьбе «Северного потока-2». Второй политик в табели об американских рангах Майкл Пенс повторил жесткую критику в адрес строителей русской трубы, которая якобы несет Западу серьезную и не до конца осознаваемую немцами опасность. В свою очередь, Ангела Меркель назвала проект сугубо экономическим и чрезвычайно выгодным Берлину. 

Слова канцлера «делайте дешевле, и мы купим у вас», похоже, услышали в Белом доме в надежде выбить у «упертой немки» последний железобетонный аргумент. В то самое время, когда Пенс говорил о вреде «СП-2», Мэтью Пакстон, президент Совета судостроителей Америки и по совместительству глава национальной торговой ассоциации судостроительной промышленности США, лил горькие слезы в связи с высокой вероятностью отмены закона Джонса, более известного, как «Сначала Америка, а потом — все остальные».

На первый взгляд, вроде бы нет очевидной взаимосвязи между трубопроводом «СП-2» и страхами корабелов из США. Между тем, отмена закона Джонса, по сути, приравнивает иностранных судовладельцев, в том числе собственников газовых танкеров, к американским налоговым резидентам. 

С одной стороны, это рушит надежды заокеанских верфей на новые контракты по строительству газовозов, с другой — либерализует поставки сжиженного газа из США в ЕС. 

Идея Белого дома состоит в том, чтобы снизить цену поставляемого в Старый Свет техасского, пенсильванского (и из других штатов) СПГ до уровня, при котором политические риски, связанные с покупкой русского газа, превысят экономическую выгоду от сотрудничества с Газпромом. Также Вашингтон ставит целью привлечь на свою сторону правительства многочисленных государств-бенефициаров, чьи суда будут курсировать между Америкой и Европой. То есть в Вашингтоне планируют создать новую экономическую реальность. 

Все началось с того, что в Пуэрто-Рико* не поступает штатовский СПГ. Между тем, согласно закону «О торговом море» от 1920 года, любые поставки между двумя пунктами Соединенных Штатов должны осуществляется на кораблях, которые зарегистрированы и построены в США, а также принадлежат гражданам Америки и даже укомплектованы сугубо местными экипажами. Эти транспорты еще называют четырежды американскими «правомочными судами Джонса», в честь инициатора законодательной нормы.

Однако из имеющихся сегодня в мире 478 газовозах нет ни одного, который бы отвечал этим требованиям. Казалось чего проще: достаточно вывести Пуэрто-Рико, как территорию США, из действия закона Джонса специальной поправкой, чтобы решить эту проблему. 

Вместо этого нынешняя администрация Трампа в корне меняет сложившуюся систему морской торговли, в том числе международной, затрагивающей поставки СПГ в Европу. Появилась информация, что даже в экспортных сделках изменится формула цены, согласно которой сегодня импортер берет на себя затраты на транспортировку. А завтра же (если реформа состоится — авт.) уже экспортер, руководствуясь своими интересами, сможет учитывать в себестоимости траты на транспортировку американского газа — при условии владения газовозом. Например, зимой, когда приходится работать в убыток, чтобы отбить потери летом.

Известно, что ценообразование заокеанского СПГ осуществляется в хабе Henry, расположенном в штате Луизиана. Он принадлежит компании Sabine Pipe Line LLC, которая имеет доступ к большинству газодобывающих компаний по всей территории США. 

Согласно информации из Henry Hub, на фоне аномально холодной зимы 2018/2019, а также из-за аварии на газопроводе NGL в США были зафиксированы самые низкие запасы сжиженного газа в декабре и январе. Это привело к подорожанию фьючерсов до $ 4,8 за 1 млн. тепловых единиц BTU (эквивалент 27,096 м³ природного газа.). Или примерно — до $ 177 за 1000 куб. газа. Сюда надо прибавить биржевую комиссию, а также стоимость транспортировки на газовозе и регазификацию уже в самой Европе. 

В итоге газ из-за океана обходился в январе Европе в $ 296 за 1000 куб. газа. Или примерно $ 8 за 1 млн. тепловых единиц BTU. А Газпром поставлял в среднем по $ 248 за 1000 куб или чуть дешевле $ 7 за 1 МБТЕ. 

В целом на площадке Henry Hub в теплое время года газ имеет стоимость на уровне $ 2.657/MMBtu, тогда как российский конкурент на европейских рынках продается по $ 5/MMBtu, хотя может отпускаться и по более низким ценам, причем не в убыток Газпрому. Кстати, на 19 февраля 2019 года фьючерс 1 МБТЕ в США рухнул до $ 2,61, или $ 96 за 1000 куб. газа. 

Учитывая, что сегодня газовозы берут в среднем один доллар за доставку из США в ЕС сжиженного газа, эквивалентного 1 МБТЕ, удешевление транспортировки в принципе может повысить СПГ Henry Hub перед Газпромом. Во всяком случае, так утверждает команда Трампа. При этом единственным сдерживающим фактором были и остаются газовозы, точнее их отсутствие в Америке. 

С другой стороны, отмена закона Джонса, по мнению Мэтью Пакстона, главного корабела Америки, приведет к тому, что бизнес США передаст все гражданское судостроение в аутсорсинг Китаю и Корее, в которых газовозы строятся в 2 раза дешевле и быстрее, чем в Соединенных Штатах. Однако в реальности доставка СПГ через Атлантический океан подешевеет ненамного — примерно на $ 15−20 за 1000 куб. газа. 

Как бы там ни было, но если вопрос с необходимыми объемами газовозов будет закрыт за счет китайских и южнокорейских судовых компаний, то в Старом Свете цены на углеводороды рухнут. Поэтому, отстаивая «СП-2», канцлер ФРГ Меркель, прежде всего, озадачена вопросом создания ожесточенной конкуренции между российским и американским газом в Европе.

США, однако, мечтают исключительно о монополии, надеясь выдавить Газпром в результате санкционной политики. По-другому не отобьют потери от «сланцевой катастрофы» 2015−2016 годов, в результате которой инвесторы потеряли, по разным оценкам, от $ 1,5 до $ 3 трлн. 

Впрочем, Трампу пока не удается пробить даже строительство «мексиканской стены». А демократы заявили, что за «закон Джонса» будут биться с десятикратными усилиями. Дескать, черт с ним, с Газпромом, когда США могут потерять сразу 650 тысяч рабочих мест в национальном судостроении. При этом от схватки с Россией огромные барыши получат Германия, Китай и Южная Корея, что тоже «не есть хорошо» для Америки. 

Правда, те, кто знают главу Белого дома, утверждают, что нынешний президент способен на любой грязный план, чтобы добиться своей цели. В частности, журналисты из Univision и Columbia Journalism, расследующие карьеру Трампа-бизнесмена, предупреждают, что тот склонен наносить «смертельные удары» по конкурентам, когда те уже празднуют победу. Его несколько раз подозревали в чудовищных провокациях, перечеркивающих многолетний труд соперников. 

Именно поэтому, перед вводом «СП-2» в эксплуатацию логично ждать что-то вроде истории с «Боингом МН-17», сбитым над Донбассом. Тогда даже демократы не смогут сказать Трампу «нет».





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация