ВЛ / Статьи

Уживутся ли ПАК ДА и Ту-160М2 в Дальней авиации России

+5
20-02-2019, 00:00...
1 555

Почему в Минобороны считают, что наше «летающее крыло» будет дешевле американского, которое стоит $ 2 млрд

Агентство «Интерфакс» со ссылкой на двоих своих источников в оборонно-промышленном комплексе сообщило, что облик и летно-технические характеристики Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА) утверждены. 

Подписаны все необходимые контракты, необходимые для выполнения следующего этапа работ, который должен завершиться постройкой летных образцов перспективного бомбардировщика. 

Однако эта информация не сильно прояснила ситуацию с ПАК ДА. Однозначно можно сказать лишь то, что проект развивается. 

То есть нам по-прежнему известно, что бомбардировщик будет построен по стелс-технологии, что он будет дозвуковым, а его аэродинамическая схема — «летающее крыло». Также раньше сообщалось, что полезная ракетно-бомбовая нагрузка ПАК ДА будет существенно превышать нагрузку ныне существующих стратегических бомбардировщиков. А абсолютным рекордсменом по этому параметру является Ту-160, способный брать во внутренние отсеки 45 тонн. То есть в этом отношении перспективный бомбардировщик должен приблизиться к тяжелому военно-транспортному самолету.

При этом он должен обладать трансконтинентальной дальностью при условии дозаправки в воздухе. 

Возникает вполне естественный вопрос: почему Министерство обороны спустя 20 лет после появления американского стратегического бомбардировщика Northrop B-2 Spirit решило создать концептуально точно такой же самолет. И почему утверждается, что ПАК ДА будет дешевым в производстве, в то время как стоимость «американца» превышает 2 млрд. долларов? Заявление, что дешевизна предопределена дозвуковой скоростью самолета, выглядит неубедительно, поскольку «Спирит» также дозвуковой. 

Есть и еще один вопрос, касающийся принципа единообразия вооружения, минимизации его номенклатуры при условиях решения одной боевой задачи. А главная задача у ПАК ДА, относящегося к оружию сдерживания, — способность нанести ядерный удар по территории агрессора. Та же задача стоит и перед стратегическим ракетоносцем Ту-160, который имеет, можно сказать, противоположную техническую концепцию. Это сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла, полагающийся при преодолении зоны ПВО противника на мощный комплекс самообороны, а не на невидимость. Дело в том, что почти параллельно будут серийно строиться ПАК ДА и 50 новых ракетоносцев новейшей модификации Ту-160М2. К тому же предполагается модернизировать 16 имеющихся «Белых лебедей» до уровня Ту-160М. 

Схема «летающее крыло» обладает целым рядом неоспоримых достоинств. Самолет, построенный по этой схеме, имеет высокое аэродинамическое качество — отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению самолета. Высокая подъемная сила создается благодаря большой площади крыла, каковым является весь самолет. Снижение лобового сопротивления обеспечивается в связи с отсутствием вертикальных элементов управления и стабилизации полета.

Подсчитано, что коэффициент минимального аэродинамического сопротивления у «летающего крыла» вдвое меньше, чем у самолета нормальной схемы. 

Благодаря этому качеству удается использовать более экономичный двигатель, увеличить дальность полета, а также поднимать в воздух повышенную полезную нагрузку. Аэродинамические исследования показали, что для поддержания одинаковой дозвуковой крейсерской скорости «летающему крылу» требуется меньшая мощность двигателя в пределах от 11% до 33%, а дальность при этом может быть вплоть до 40% больше. 

Еще одно достоинство «летающего крыла» состоит в том, что благодаря используемой геометрии при построении летательного аппарата, он рассеивает в окружающее пространство радиоволны РЛС противника, и лишь незначительная часть (мощность) волн возвращается на антенну локатора. Это важнейший принцип, который используется в стелс-технологиях для минимизации заметности самолета. Кстати, схема «летающее крыло» позволяет снизить не только радиолокационную заметность, но и инфракрасную (тепловую), а также звуковую.

Однако у данной схемы есть существенный недостаток, из-за которого теоретические разработки не могли дать практического результата вплоть до 80-х годов, когда появился первый в мире малозаметный дозвуковой ударный истребитель Lockheed F-117 Nighthawk. Попытки реализовать перспективную схему начались сразу же после войны, но все они потерпели неудачу. Так, программа разработки американского бомбардировщики XB-35 была свернута в 1949 году после того, как разбился последний из построенных прототипов. 

Дело в том, что у «летающего крыла» органы управления расположены близко от центра масс, в связи с чем их работа отличается низкой эффективностью. В результате самолет обладает крайне низкой устойчивостью, как статической, так и динамической. Поэтому пилот не в состоянии удерживать летательный аппарат. Обеспечивать устойчивый полет способна лишь высокопроизводительная автоматика, основанная на мощных компьютерных ресурсах. Таковая появилась в конце 70-х годов, благодаря чему конструкторам компании «Локхид» удалось довести F-117 до ума, сделав его безопасным для летчиков. 

Однако и автомат устойчивости полета не в состоянии улучшить маневренность летательных аппаратов, построенных по схеме «летающее крыло». 

Необходимо сказать, что малозаметность самолета отнюдь не гарантирует его возвращения на базу в результате столкновения с силами ПВО. Тот же самый F-117 в 1999 году сербы сбили при помощи не самого эффективного ЗРК С-200. 

Дело в том, что максимальной незаметностью самолет обладает лишь во фронтальной плоскости. Сбоку, сверху или снизу он гораздо заметнее. Вот этим и воспользовались сербские зенитчики. Аналогичная картина будет иметь место при патрулировании своего воздушного пространства перехватчиками сил ПВО. 

Не стоит забывать и то, что зенитно-ракетные комплексы постоянно развиваются по части обнаружения малозаметных целей. И уже сейчас обнаружение F-22 или F-35 не является сложной проблемой для ЗРС С-400. Как и сопровождение их трасс и наведение на них зенитных ракет. А скоро должны появиться более совершенные системы С-500. 

Более того, концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) разрабатывает РЛС с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой. В этом году должен быть готов натурный образец РЛС. А серийный выпуск можно ожидать в начале, максимум в середине 20-х годов. 

Разрешающая способность радиооптической РЛС должна возрасти в десятки раз. Можно будет получать четкое изображение (объемное телевизионное, как утверждают в КРЭТ) объекта, в том числе и малозаметного, удаленного на сотни километров. Столь внушительный результат дает использование теоретических и практических наработок в области радиофотоники, которая зародилась всего лишь 35 лет назад с внедрения оптоэлектронных кабелей. 

Несомненно, через некоторое время РЛС с РОФАР появятся и у США. Так что радиолокационная невидимость самолетов со временем потеряет всякий смысл. 

Необходимо напомнить, что бомбардировщик-невидимка «Спирит» стоимостью в 2 млрд. долларов был создан не от хорошей жизни. В конце 70-х годов, когда затевался этот проект, из ядерных боеприпасов воздушного базирования США имели лишь свободнопадающие бомбы В-61. Именно поэтому бомбардировщику необходимо было для выполнения боевого задания лезть в пекло, входить в зону ПВО противника. Его и сделали максимально малозаметным. Что привело к рекордной стоимости самолета.

Правда, потом, когда разработка уже шла полным ходом, появились ракеты с ядерной БЧ AGM-129 ACM, имеющие дальность вполне достаточную для того, чтобы наносить удары с безопасного расстояния в 3700 км. Однако в 90-е годы ракеты были направлены на хранение для того, чтобы соблюсти баланс по ядерным боеголовкам согласно договору СНВ. Поскольку Пентагон решил иметь побольше боеголовок на стратегических подводных лодках. 

Перед Россией такая проблема не стоит. Ракеты Х-102 с дальностью до 5500 км позволяют производить их пуск чуть ли ни с собственной авиабазы. Если же говорить о полетах над Атлантическим океаном, то у НАТО нет такого количества кораблей, оснащенных системой ПВО/ПРО «Иджис», чтобы создать из них «сеть с мелкой ячеей», которую не смогли бы преодолеть и самолеты с обычной заметностью, получающие информацию от спутниковых группировок о расположении американских крейсеров УРО. 

Однако повышение боевой нагрузки и увеличение дальности полета за счет использования в ПАК ДА схемы «летающее крыло» — это, безусловно, будет полезно для стратегических бомбардировщиков. Их серийное производство запланировано на 2028−2029 год. 

При этом патрулирование они будут совершать совместно с Ту-160М2. Ну а старожилы Дальней авиации — Ту-95МС, к этому времени уйдут на заслуженный отдых.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация