Статьи разные 1

Понятие и виды трудовых споров

0
18-02-2019, 18:13...
686

Конкретное понятие трудового спора в российском законодательстве не прописано. Как правило, под ним понимают конфликт между работником и нанимателем. Получается — это спор, который не был решен участниками самостоятельно, а потому перешёл под юрисдикцию компетентного органа. Чаще всего они возникают по следующим причинам:

  1. Изменились условия труда.
  2. Пришло время заключать новый трудовой договор.
  3. Наниматель отказывается принимать во внимание мнение органа, который представляет интересы работника.
  4. Зарплата — ниже прожиточного минимума.
  5. Условия труда противоречат законодательству.

Есть много факторов, которые могут стать причиной конфликта — субъективные и объективные, экономические и юридические и так далее. В любом случае их рассмотрением должен заниматься соответствующий орган — комиссия или суд. Существует несколько видов.

Классификация трудовых споров

Есть несколько критерий. В первую очередь они бывают индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные. Речь идёт о нарушениях ТК касательно отдельно взятого сотрудника. Такими делами занимаются специальные комиссии и суды, после подачи заявления оно рассматривается в течение 10 дней. Наиболее частые случаи:

  • человека хотят перевести на другое место;
  • понижение разряда;
  • увольнение по незаконным причинам;
  • наниматель отказывается выплачивать заработную плату или её отдельную часть.

Коллективные. Нарушены трудовые права всего коллектива. Разрешаются арбитражем. В данном случае возникает спор возникает между работодателем с одной стороны и коллективом с другой.

Также споры различаются по природе. Выделяют исковые и неисковые. Первые носят индивидуальный характер — когда работник добивается соблюдения своих прав в судебных инстанциях. К неисковым относятся случаи изменения условий труда и нарушение прав всего коллектива (рассматривается трудовой комиссией).

Ещё одно деление — по типу правоотношений. К первому типу относят споры, когда были нарушены трудовые отношения. Например — человеку не выплатили зарплату или уволили без законных на то причин. Также есть тип споров, которые связаны с нарушением следующих пунктов:

  • процедура приёма на работу (необоснованный отказ в трудоустройстве);
  • нормы надзора и контроля;
  • отношения по обязательному соцстрахованию (наниматель не оплатил двухдневный отпуск);
  • материальная ответственность (руководство наложило на сотрудника штраф, который больше его среднемесячной зарплаты);
  • управление и организация труда. Например — работодатель требует увеличить скорость работы, что может стать причиной снижением её качества или повлиять на безопасность процесса. Работник сделал замечание, однако оно не было принято во внимание.

Как решить трудовой конфликт

Есть два основных органа, которые занимаются такими делами — это комиссии и судебные инстанции.

Комиссии

Относится к досудебному методу решения вопроса. Чаще всего таким способом решают индивидуальные конфликты. В комиссию входит сотрудник предприятия (либо его законный представитель), а также представители начальства. Количество сторон должно быть равным.

Обращение должно быть подано в течение трёх месяцев после самого факта нарушения трудовых отношений, на рассмотрение предоставляется 10 дней. Процесс обязательно проходит в присутствии работника (либо его представителя), решение принимается большинством голосов (голосование — тайное). Решение исполняется в течение трёх суток.

Суд

Если решение комиссии было принято не в пользу сотрудника, он может обратиться в судебные органы, либо сделать это сразу. Также в суд обращаются при условии, что решение комиссии не соответствовало правовому законодательству. Суды рассматривают только индивидуальные конфликты, в число которых входят:

  • незаконное увольнение;
  • восстановление на прежнем месте работы;
  • отказ в найме на работу;
  • дискриминация на рабочем месте.

Сотрудник может подать иск в течение трёх месяцев с момента факта нарушения, работодатель — в течение года.

Решение выносится после полного рассмотрения всех особенностей дела. Есть несколько вариантов. Первый — примирение. Создаётся специальная комиссия, которая будет работать с обеими сторонами. Разрабатываются варианты решения проблемы, которые бы устроили всех.

Второй вариант — принудительное исполнение по решению суда. Наконец, третий — забастовка. Крайняя мера, на которую коллектив может пойти, чтобы добиться исполнения своих законных прав. Забастовка должна проводиться в условиях чёткого соблюдения уголовного, административного и трудового законодательства.

Подробнее о трудовых спорах и методах их решения вы можете прочесть в этом источнике.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация