ВЛ / Статьи

Кто помешает США повторить керченскую провокацию в Арктике

+3
7-01-2019, 02:00...
1 413

Северный морской путь давно стал камнем преткновения для мировых держав

События, произошедшие 25 ноября в Керченском проливе, показали, что западные державы вполне готовы к любым провокациям против России, а использовать для них могут как государства типа Украины, так и собственные силы. 

Причерноморье, кстати, является далеко не единственным регионом вблизи российских границ, где присутствуют интересы других государств. Первое, что приходит на память кроме Крыма и Керченского пролива — Курилы. Япония никогда особо и не скрывала, что рассчитывает на возвращение южных островов под свой контроль. Разумеется, и США, и Великобритания всегда готовы поддержать Токио в этом направлении. 

Еще одна проблемная территория — Калининград. Наличие российского анклава на границе с Польшей также очень не нравится Западу. Конечно, Берлин, в отличие от Токио, заявлять свои претензии на Калининград не осмеливается — память о Великой Отечественной войне еще жива. Но неоднократно высшие офицеры армий стран НАТО публично заявляли о том, как стоит действовать против России на этом направлении.

В последнее время США, Великобритания и ряд других государств все чаще заявляют о необходимости использования Арктики. Мол, Арктика должна принадлежать не только России. Подобными рассуждениями сегодня грешат и в Вашингтоне, и в Лондоне. Кстати, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг и командующий Вторым флотом ВМС США вице-адмирал Эндрю Льюис подчеркивают, что США и НАТО готовы противостоять России и в арктических широтах. 

В скандинавских странах — Норвегии и Швеции — из России упорно лепят образ страшного врага, хотя наша страна в последние два столетия не воевала со скандинавами и воевать не собирается. Если и укрепляется оборона на северо-западных границах, так это лишь потому, что та же Норвегия — активный член НАТО, на ее территории базируются американские войска, проводятся совместные учения норвежской армии с американцами и британцами. При этом Вашингтон старается запугать Норвегию, Швецию и прибалтийские республики мнимой угрозой со стороны России, справедливо полагая, что в этом случае перечисленные государства будут настаивать на усилении американского присутствия. 

США лукавят, прав на Арктику у них нет 

Адвокат и политический деятель Илья Рейзер считает, что Арктика не случайно может стать следующим местом столкновения интересов России и Запада. 

— В Арктических широтах проходит Северный морской путь — одна из самых перспективных мировых океанских артерий. По нему можно добраться из Европы в Китай или Корею почти в два раза быстрее, чем через Суэцкий канал. Только Северный морской путь еще и намного безопаснее. Во-первых, риски судоходства меньше, чем в открытом океане, а во-вторых ни о каких террористах, сомалийских пиратах и тому подобных угрозах в Арктике никто не слышал и не услышит — именно благодаря российскому военному присутствию. И такая артерия очень интересна и европейским странам, и США, и Китаю. 

«СП»: — С правовой точки зрения Северный морской путь можно считать сугубо российским коридором? 

— Безусловно. Начнем с того, что он проходит вдоль российского побережья. Федеральным законодательством Северный морской путь рассматривается как «национальная транспортная коммуникация». И это не безосновательные амбиции. Дело в том, что пройти полностью СМП, не затрагивая российской акватории, просто невозможно.

«СП»: — То есть, когда в Вашингтоне говорят о том, что Северный морской путь должен быть общим, они лукавят? 

— А как он может быть общим, если он проходит через наши территориальные воды? Можно ли себе представить, что в территориальных водах США без американского разрешения будут ходить какие угодно корабли, что угодно перевозить? Но американцы этим вопросом не задаются. Их претензии на Арктику — еще одна форма экспансии, подобная той, которую мы видим на юге — на Черном море, в Керченском проливе. 

«СП»: — Эти претензии появились только сейчас? 

— Нет. Им как минимум пятьдесят пять лет. Еще в далеком 1964 году, в разгар противостояния СССР и США, американские суда пытались следовать без разрешения Москвы в советских территориальных водах в Арктике. Ноты протеста со стороны советского МИД были, но открытый конфликт так и не случился. 

«СП»: — А сейчас его вероятность велика? 

— Любой конфликт с нашей страной, я имею в виду вооруженное противостояние, может привести к всем известным последствиям — глобальной войне. И в Белом доме, и в Пентагоне это прекрасно понимают, поэтому на прямое вооруженное вмешательство вряд ли решатся. Но санкции, постоянное давление — все это возможно. Они уже постепенно прощупывают почву — и в правовом отношении, заявляя о том, что Северный путь должен быть общим, и в военном отношении, постоянно проводя учения в северных районах Норвегии, вблизи от российских границ. 

«СП»: — Только ли США и НАТО претендуют на Арктику, Северный морской путь? 

— Очень серьезным конкурентом в арктических широтах в перспективе может стать Китай. Китайский фактор игнорируется, а зря. У Поднебесной неприкрытые амбиции, Северный морской путь для КНР — кратчайший способ доставлять китайские товары в Европу. Уже сейчас Китай строит ледоколы, самый известный — «Сюэлун» — совершает арктические экспедиции. И если США и НАТО больше говорят, чем делают, то в случае Китая мы видим обратную ситуацию. Пока Россия ориентируется на борьбу с США и НАТО, Китай наращивает свой военно-морской потенциал. Конечно, воевать с нами Китай из-за Арктики не станет, но может сделать так, что придется предоставлять Поднебесной какие-то исключительные привилегии на пользование Северным морским путем.

«Белая книга» Китая 

Сложно не согласиться с тем, что Поднебесная в последние годы все более активно прорабатывает вопрос о расширении своего присутствия в Арктике. Год назад, 26 января 2018 года, в Китае вышел любопытный документ — т.н. Белая книга «Арктическая политика Китая». Формально Китай призывает уважать права государств, имеющих выход к арктическим морям (речь идет, естественно, о России), однако это — лишь общие фразы, за которыми кроется куда более опасная позиция. 

Пекин, как и Вашингтон, считает, что Северный морской путь принадлежит всему человечеству, только если американцы под «всем человечеством» подразумевают себя и своих союзников, то китайцы заботятся о собственных интересах. КНР заинтересована в интеграции Северного морского пути в свой проект «Великого шелкового пути», который бы позволял Китаю экспортировать свои товары в европейские страны, а с другой стороны — вывозить в Китай российские минеральные ресурсы. При этом интересно, что сам Китай не имеет выхода к арктическим широтам, то есть его «забота» о будущем Арктики — не более чем прикрытие для реализации амбициозных политических и экономических планов по дальнейшему укреплению своих позиций.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация